Рабочая программа по технологии 3 класс. УМК Гармония


Рассмотрено на «Утверждаю»
заседании МО Руководитель МОУ СОШ
___________________________ с. Катенино
Руководитель МО _______________________.
____________________________ ФИО
ФИО приказ № ________
Протокол № ______ от ________________ 2013 г.
от ____________________ 2013 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
1 категории
Тропиной Валентины Михайловны
по технологии

3 класс

Количество часов: всего - 34, в неделю - 1









2013 – 2014 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1
Пояснительная записка

2
Планируемые результаты обучения и система оценивания

3
Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология» во 3 классе

4
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебно-методическое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Дидактическое обеспечение национально-регионального компонента

5
Содержание учебного предмета «Технология»

6
Учебно-тематическое планирование

7
Цифровые образовательные ресурсы по курсу

8.
Календарно-тематический план реализации рабочей программы







Паспорт
рабочей программы по трудовому обучению

Тип программы: программа начального общего образования
Статус программы: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (автор – Н.М. Конышева).
Категория обучающихся: учащиеся МОУ СОШ с. Катенино
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа..
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля:










1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по трудовому обучению (художественно-конструкторская деятельность) «Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей), (автор – доктор педагогических наук, профессор Н. М. Конышева), составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов
Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6. 10. 2009г № 373. Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22. 12. 2009г. рег. №17785
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области (приказы Министерства образования и науки Челябинской области № 02-678 от 01.07.2004г, 04-387 от 5.052008г, 06.05.2009г).
Учебного плана на 2013-2014 учебный год.
Программы начального общего образования: Трудовое обучение (автор – Н.М. Конышева)
Письма Министерства образования и науки Челябинской области об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013 – 2014 учебном году от 24 июля № 03 – 02 / 5639

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Технология» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 ч (35 учебных недель).

2. Планируемые результаты обучения и система оценивания
В результате изучения курсатехнологии по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов
Предметные результаты:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

3. Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология»
в 3 классе
Учащиеся должны знать:
о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);
общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;
наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
правила безопасной работы с циркулем, #шлом и канцелярским ножом;
« о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач1;
об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.
Учащиеся должны уметь:
оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (докон-струирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля; выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
соблюдать безопасные приёмы работы с новыми инструментами циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;
выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;
изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
изготавливать изделия из различных пластических материалов;
использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Учащиеся могут знать:
о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации1 природных форм в вещах;
о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные веши отличаются строгостью и простотой.
Учащиеся могут уметь:
осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художествен н ых свойствах и в соответствии с поставленной
задачей;
придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учётом некоторых требований и законов механики.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
Материально-техническое обеспечение
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы:
материалы: наборы цветной бумаги, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
4. Содержание учебного предмета «Технология» 3 класс (34часа)
Формы природы и форма вещей
Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарно-бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определёнными конструктивными и декоративными свойствами.
Композиции из природных форм; передача природных форм и
образов в различных материалах; коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.
Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.
Характер и настроение вещи. Гармония вещей
Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определённого назначения с учётом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна.
Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола (салфетки, посуда и проч.); украшения для ёлки и для интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определённого назначения (простой переплёт).
Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).
Новые материалы и технологии
Новые приёмы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развёртки пирамиды, построение форм на основе круга); построение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное построение развёрток с использованием разных инструментов.
Новые приёмы обработки ткани и новые технологии шитья: изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный.
Технология переплёта. Простой переплёт (книжка-тетрадь в мягкой обложке).
Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.
Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов.
Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.
Наблюдения и опыты в третьем классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека (птица – самолёт, рыба – подводная лодка, колючки репейника – застёжка-«репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб, лепестки и листья растений и проч.); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.
Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэтные изображения; изделия из бисера; эстампы.
Логические задачи и задания на пространственное мышление:
аналогичны таким же задачам для 2-го класса, но выполняются на более сложном материале и более сложных конструкциях.
Проекты: Космопорт (космодром будущего; коллективная работа). Кукольный театр с пальчиковыми куклами (коллективная работа).
Знакомство с устройством компьютера. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам.
Обработка информации. Пользование мышкой, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам. Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Работа с простыми информационными объектами (текст,таблица,схема,рисунок):преобразование,создание,сохранение,удалене.

Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы
По плану
Фактич.

1
Формы и образы природы – образец для мастера (10 часов)
10


2
Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (8 часов)
8


3
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля 7 часа)
7


4
От мира природы – к миру вещей (5часов)
5


5
Подготовка к выполнению проекта (4 часа)
4



Итого:
34ч



6. Цифровые образовательные ресурсы по курсу
Цифровые образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;
Электронное сопровождение УМК к учебникам Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. «Прекрасное рядом с тобой» образовательной системы «Школа 2100».

Путь оригами. История и азбука оригами. Базовые формы, с которых начинается большинство фигурок. Фотогалерея. (http://www.origami-do.ru/index.htm)
Умелые ручки: детское творчество. Аппликации, поделки из пластилина, флористика. Методические рекомендации и фото. (http://tatianag2002.narod.ru/art.html)
Волшебный пластилин. Подборка советов по работе с пластилином: методические рекомендации, условия работы, обустройство рабочего места. (http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1087/index.htm)



Список литературы:
для учителя:
Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
Программа для общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
для учащихся:
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся:
Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость: Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1–4 классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии 3 класс

№ урока
Тема урока, изделия, страницы учебника и рабочей тетради
Предметное содержание и задачи урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Формируемые УУД

Формы и образы природы – образец для мастера (10 часов)

1.
Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.
Учебник, с. 3, 10-13 учебника, Рабочая тетрадь №1, с.3-5, плюс общий обзор всего материала учебника и рабочих тетрадей.
Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году.
Формирование умения работать с информацией (учебником).
Формирование представлений о гармонии объектов природы,
установки на их внимательное и вдумчивое изучение.
Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.
Обсуждать содержание учебника и тетрадей, в том числе тематику и содержание предстоящей проектной работы.
Рассказывать о своем понимании связей рукотворного мира с миром природы.
Обсуждать (повторять) вопросы культуры и организации труда на уроках технологии, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами.
Оформить индивидуальную рабочую тетрадь на печатной основе.
Решать задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги.
Выполнять практическую работу по схематической инструкции (изготавливать изделия по графическим схемам).
Ориентироваться в содержании учебника.
Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).
Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы.
Анализировать образцы изделий, рисунки, схемы.
Использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной и материализованной форме.
Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.
Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

2
Образы природы в оригами.
Изделия: фигурки курицы, голубя.
Учебник, с. 14, 15, 17.
Рабочая тетрадь №1, с. 6.
.

НРК
Образы природы из листьев.
Ознакомление с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Расширение и детализация знаний и представлений о формах природных объектов и их стилизации в изделиях.
Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).
Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий.
Рассказывать об этапах работы по графической инструкции.
Вырезать детали по прямолинейной разметке.
Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.
Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать.
Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой.
Изготавливать фигурки курицы и голубя по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения.
Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
Выполнять работу по инструкции.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства.

3.
Композиции с фигурками оригами. Творческая обобщающая работа по теме «Образы природы в оригами».
Учебник, с.13, 14, 16.

Расширение знаний о различных видах декоративно-художественных композиций (фронтальные, объемно-пространственные) и правилах их создания. Ознакомление со способами конструирования объемно-пространственных композиций. Развитие тонкой моторики, внимания, пространственного воображения, мышления, эстетического вкуса.
Развитие коммуникативных умений.
Рассматривать образцы изделий,
анализировать их.
Учиться выполнять сборку объемно-пространственных конструкций и композиций.
Обсуждать варианты работы с товарищами, предлагать творческие решения.
Изготавливать фронтальные и объемно-пространственные композиции: индивидуальные, групповые, коллективные.
Анализировать визуальную и текстовую информацию.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Принимать учебную задачу. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу,
действовать по плану.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства.

4, 5
Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате.
Учебник, с. 18-21.
Рабочая тетрадь №1, с. 10-12, 14-15.
Ознакомление с декоративно-художественными особенностями силуэтных изображений.
Освоение технологии вырезания силуэтов из бумаги.
Расширение культурного кругозора.
Развитие воображения, пространственного мышления, тонкой моторики, эстетического вкуса.
Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.
Воспитание интереса и уважения к произведениям мастеров.
Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).
Анализировать особенности силуэтных изображений, их художественную выразительность, приемы изготовления изделий.
Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений.
Упражняться в применении средств художественной выразительности при изготовлении силуэтов.
Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в квадрате в соответствии с правилами их создания.
Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) и асимметричной композицией в технике силуэтного вырезания.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
Выполнять работу по инструкции.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и произведениям искусства.

6.

Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе.
Учебник, с. 22-23.
Рабочая тетрадь №1, с. 13.
Ознакомление с декоративно-художественными особенностями силуэтных изображений.
Освоение технологии вырезания силуэтов из бумаги.
Расширение культурного кругозора.
Развитие воображения, пространственного мышления, тонкой моторики, эстетического вкуса.
Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.
Воспитание интереса и уважения к произведениям мастеров.
Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Рассматривать образцы изделий и изображения произведений мастеров.
Анализировать способы выполнения симметричных узоров в полосе в технике силуэтного вырезания.
Упражняться в вырезании симметричных узоров из бумаги.
Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в полосе в соответствии с правилами их создания.
Обсуждать способы и варианты работы с товарищами.
Изготавливать симметричные узоры в полосе в технике силуэтного вырезания.
Воспринимать и анализировать учебную информацию.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Производить оценку текстовой и визуальной информации.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Выполнять работу по инструкции.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата. планировать работу.
Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к произведениям искусства.

7.

Отражение природных форм в изделиях человека. Технология изготовления помпона из ниток.
Учебник, с.30-31.

Ознакомление с технологией изготовления помпона из ниток и применением помпонов в декоративно-прикладных изделиях.
Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе.
Читать текст, рассматривать и анализировать красоту и целесообразность формы шара в природных объектах и варианты ее использования в изделиях.
Обсуждать варианты использования помпонов из ниток в декоративно-прикладных изделиях.
Анализировать особенности материалов, используемых для изделия.
Упражняться в аккуратном наматывании нитки на шаблон.
Изготавливать помпон из ниток.

Анализировать текстовую и зрительную информацию.
Анализировать образцы, способы работы и обсуждать их.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

8
.
Лепка животных по наблюдениям.
Учебник, с.32-35.

Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах животных, особенностях их пластики.
Закрепление и расширение способов пластического изображения животных в процессе лепки.
Совершенствование способов лепки из целого куска пластилина.
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления.
Развитие художественного вкуса.
Воспитание интереса к окружающему миру.
Читать, слушать информацию о скульптурных изображениях животных, способах лепки из целого куска пластилина, средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее; рассматривать образцы.
Проводить целенаправленные наблюдения за животными с целью детализации знаний и представлений об их внешности, пластике.
Вообразить любимое животное в виде скульптурного изображения.
Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительного образа.
Создавать однофигурную пластическую композицию в технике лепки из пластилина.
Воспринимать и анализировать учебную информацию.
Анализировать образцы изделий, обсуждать их.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности.
Создавать в воображении выразительный художественный образ.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

9,
10


Формы природы в бытовых вещах.
Лепка.
Учебник, с.36-39.
Рабочая тетрадь №2, с.15.
Расширение культурного кругозора, знаний о традициях и новаторстве в создании бытовых вещей декоративно-прикладного вида.
Формирование представлений о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах.
Совершенствование приемов лепки.
Развитие чувства формы.
Развитие конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.
Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления.
Развитие художественного вкуса и интереса к культурно-историческим традициям.
Воспитание уважительного отношения к работе мастеров.
Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы, их художественно- эстетические особенности.
Анализировать и обсуждать предлагаемые в учебнике варианты решения задачи и использованные в них способы стилизации природных форм в бытовых вещах.
Изготавливать макеты бытовых вещей на основе стилизованных природных форм – в соответствии с изученными правилами.

Анализировать текстовую и визуальную информацию.
Принимать учебную задачу; планировать действия, действовать по плану.
Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности.
Осуществлять поиск способа выполнения задания.
Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.
Анализировать и оценивать полученные результаты.

Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (8 часов)

11,12
Пригласительные билеты и поздравительные открытки.
Открытка с окошком.
Учебник, с.54-63.
Рабочая тетрадь №1, с. 24-25.

НРК
Поздравительные открытки для родителей.
Формирование у учащихся представлений о «характере», эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей.
Формирование представлений о единстве формы и функции в вещах.
Закрепление чертежно-графических знаний и умений.
Формирование умений подбора средств художественной выразительности в соответствии с творческим замыслом; развитие вкуса.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.
Обсуждать особенности и основные правила изготовления открыток с окошком.
Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана.
Создавать эскизы открытки с окошком в рабочей тетради.
Выполнять построение прямоугольной заготовки – основы открытки.
Осваивать новые приемы работы.
Изготавливать открытку.

Воспринимать и анализировать информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
Оценивать средства художественной выразительности в изделии.
Принимать учебную задачу.
Проектировать выразительное декоративно-художественное изделие.
Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии.
Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.


13.14

Упаковка. Связь упаковки и предмета.
Упаковка для подарка «Домик».
Учебник, с.72-79.
Рабочая тетрадь №1, с. 31-32.

Расширение знаний и представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи.
Закрепление умений строить прямоугольник с помощью угольника, читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним.
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Воспитание аккуратности, художественного вкуса.

Читать тексты учебника, воспринимать и анализировать образцы изделий.
Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз.
Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку.
Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания.
Решать задачи на создание адекватного образа подарочной упаковки.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.
Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом.
Выполнять работу по созданию декора упаковки.
Воспринимать и анализировать информацию в учебнике; принимать учебную задачу.
Читать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж, эскиз).
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
Планировать умственные и практические действия.
Оценивать результаты выполненной работы.

15,16
Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики.
Дед Мороз и Снегурочка из бумаги.
Учебник, с.82-87.
Рабочая тетрадь №1, с.34.
Формирование новых приёмов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Совершенствование приёмов построения прямоугольной развёртки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.
Развитие внимания, воображения и пространственного мышления.
Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Рассматривать, анализировать и сравнивать образцы изделий.
Решать задачи на построение развёрток, создание образа игрушки.
Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Выполнять построение прямоугольных деталей.
Выполнять разметку деталей декора известными способами.
Изготавливать игрушку по образцу и по замыслу.

Воспринимать и анализировать учебную информацию, учитывать ее в своей работе.
Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат.
Планировать умственные и практические действия.
Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Творчески использовать материалы и приемы работы в практической деятельности.
Анализировать и оценивать полученные результаты.


17, 18
Разметка деталей с помощью циркуля.
Звезда на новогоднюю ёлку.
Учебник, с.98-101.
Рабочая тетрадь №1, с. 37-38.

НРК
Новогодние игрушки для домашней ёлки.

Повторение и закрепление приемов работы с циркулем, умений выполнять чертежно-графические работы с помощью циркуля.
Развитие внимания, воображения и пространственного мышления.
Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.
Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать и анализировать графическую инструкцию.
Решать задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды.
Выполнять построение звезды с помощью циркуля и линейки.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Изготавливать звезду по образцу и по инструкции.
Решать творческие задачи.

Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе.
Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы возможных вариантах работы.
Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Проектировать варианты изделия и их конструкцию.
Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
Планировать умственные и практические действия.


Красота и уют нашего дома. Гармония стиля 7 часа)

19
Стиль и основные качества бытовых вещей. Кухонная прихватка.
Учебник, с. 102-107.
Рабочая тетрадь №2, с. 4-7.

НРК
Кухонная прихватка в моём доме.
Расширение культурного кругозора, знаний и представлений о культуре быта.
Расширение и закрепление понятий и представлений о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах.
Формирование знаний и представлений о стиле и стилевой гармонии.
Развитие чувства стиля.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
Формирование проектных умений и предпосылок проектной деятельности.
Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы.
Обсуждать информацию.
Решать творческие художественно-конструкторские задачи.
Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради.
Вносить конструктивные изменения и дополнения в эскизы в соответствии с заданием.

Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе.
Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы возможных вариантах работы.
Прогнозировать использование материалов, отвечающих назначению изделия, делать аргументированный выбор.


20
Кухонная прихватка. Изготовление выкройки.
Разметка деталей и раскрой ткани.
Учебник, с.106, 108- 109.

Формирование приемов изготовления простейшей выкройки.
Ознакомление с новыми свойствами текстильных материалов, расширение сенсорного опыта.
Формирование умений разметки и раскроя парных деталей из ткани.
Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Читать, воспринимать учебную информацию, рассматривать образцы и чертежи изделий.
Анализировать и обсуждать правила создания выкройки.
Изготавливать выкройку прихватки.
Осваивать новые приемы разметки деталей на ткани и синтепоне.
Выполнять разметку и раскрой деталей из ткани и синтепона.

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.
Моделировать, выполнять мысленную трансформацию деталей изделия.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
Планировать умственные и практические действия.
Выполнять контроль и корректировать свои действия по результатам работы.
Анализировать и оценивать полученные результаты.

21, 22
Кухонная прихватка. Сборка изделия.
Учебник, с. 110-113.
Обучение приему выполнения шва «строчка».
Повторение и закрепление приема выполнения шва «вперед иголку».
Развитие тонкой моторики.
Воспитание аккуратности, добросовестного отношения к работе.
Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «назад иголку».
Осваивать приемы сшивания деталей из ткани.
Изготавливать прихватку в соответствии с инструкцией.

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Анализировать информацию в учебнике.
Выполнять работу по инструкции.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Анализировать и оценивать полученные результаты.

23
Кухонная прихватка. Отделка изделия.
Учебник, с. 114-115.
Рабочая тетрадь №2, с.4-7.


Расширение знаний и представлений о связи формы и функции изделия, о стилевой гармонии и способах ее достижения в предметной среде.
Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.
Развитие аккуратности и точности действий. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Осваивать новые приемы декорирования изделий из ткани.
Решать задачи на поиск наиболее адекватных способов отделки изделия.
Выполнять отделку изделия в соответствии с замыслом.

Воспринимать и анализировать учебную информацию.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Осуществлять творческий поиск, проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
Планировать умственные и практические действия.
Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе.
Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
Анализировать и оценивать полученные результаты.

24, 25

Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт.
Записная книжка в мягкой обложке.
Учебник, с.130-139.
Рабочая тетрадь №2, с. 12-13.
Расширение представлений о единстве функционального и эстетического аспектов в изделии.
Формирование умения анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями.
Совершенствование расчетно-измерительных, чертежно-графических умений; закрепление приема разметки прямоугольника с помощью угольника.
Освоение приема сшивания тетради «в 3 прокола»;
Развитие чувства стиля, конструктивности, целесообразности и гибкости мышления.

Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия.
Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия с его назначением.
Выполнять построение прямоугольных деталей с помощью чертежно-измерительных инструментов.
Выполнять сшивание тетради в три прокола.
Решать художественно-конструкторские задачи.
Осваивать приемы работы с фальцлинейкой, шилом и канцелярским ножом.
Изготавливать записную книжку в мягкой обложке.
Планировать порядок действий.
Анализировать и сравнивать образцы изделия.
Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы.
Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы.
Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

От мира природы – к миру вещей (5часов)

26, 27, 28


Чудесный материал - соломка.
Простые конструкции из соломки.
Учебник, с..

Расширение знаний и представлений об использовании конструктивных идей природы в создании предметного мира.
Освоение приемов работы с соломенными трубками.
Развитие наблюдательности, мышления, воображения, тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия.
Определять закономерности создаваемых конструкций, выбор наиболее целесообразных и рациональных способов работы.
Обсуждать и аргументировать свой выбор.
Упражняться в работе с соломкой.
Изготавливать изделия из соломенных трубок по вариативным образцам.

Воспринимать и усваивать новую информацию.
Анализировать и сравнивать образцы изделия.
Принимать учебно-познавательную задачу, понимать закономерности создания устойчивых конструкций.
Планировать последовательность операций.
Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности.
Производить контроль и оценку результатов работы.

29, 30

Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.
Учебник, с. 161-164.
Расширение знаний и представлений об использовании конструктивных идей природы в создании предметного мира.
Расширение культурного кругозора.
Совершенствование умений конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемов работы с различными материалами.
Обогащение сенсорного опыта.
Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.
Читать, слушать, обсуждать информацию об использовании человеком «секретов» природы в своих изделиях.
Рассматривать образцы технических устройств.
Упражняться в освоении новых приемов работы (разрезание изделий из пластика, выполнение щелевого замка).
Изготавливать макет ракеты из разных материалов.
Воспринимать, анализировать и усваивать новую информацию.
Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Планировать последовательность операций.
Создавать в воображении образ изделия в соответствии с учебной задачей; проектировать собственное произведение.
Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности.
Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов.


Подготовка к выполнению проекта (4 часа)

31, 32, 33
Подготовка к выполнению проекта.
Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов.
Учебник, с.159-160, 165-172 .
Рабочая тетрадь №2, с. 28-29, 32-35.


Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.

Читать, слушать, обсуждать информацию и инструкции в учебнике.
Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, репродукции и фотографии конструкций, сервизов, предметов окружающего мира.
Придумывать предметы с требуемыми свойствами.
Создавать эскизы сервизов или технических сооружений в соответствии с проектной задачей.
Выполнять расчеты, чертежно-графические работы.
Самостоятельно планировать этапы работы над изделием.
Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с проектным замыслом по выбранной теме.
Изготавливать макеты проектных изделий из соответствующих материалов.
Анализировать задание.
Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Планировать последовательность операций.
Создавать в воображении предметы с требуемыми свойствами, проектировать собственное изделие.
Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности.
Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач.
Соблюдать культуру труда и организованность.
Проявлять проектно-исследовательские умения.
Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов.

34
Подведение итогов года. Итоговая выставка.
Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.
Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.
Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.
Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях..
Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки.
Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки.
Производить оценку достижений.



Проекты
1 вариант. Детская площадка «Здоровье и красота» (разные материалы). Коллективная работа.
2 вариант. Дизайнерский сервиз (лепка). Групповая или индивидуальная работа.

 Страницы указаны по новому (2012г.) изданию учебника и рабочей тетради, скорректированным в соответствии с требованиями нового ФГОС. Данным требованиям в основном отвечают также издания учебника и тетради 2008-2011гг, но в случае их использования порядок страниц может быть другим.
 Помимо данных основных вариантов учащиеся могут выполнять проекты по темам тех творческих заданий, по которым они выполняли работы в течение года.











15