Разработка урока на тему Движение крови по сосудам (8 класс)

Урок на тему: «Движение крови по сосудам»

Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

Задачи урока:
Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.

Оборудование:
Таблица с изображением сердца.
Схема кровообращения.
Прибор для измерения давления.
Презентация на тему: «Движение крови».

Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация темы:

Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?”

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке 1.

Выпишите цифры, которыми обозначены признаки малого круга кровообращения:

Выпишите цифры, которыми обозначены признаки большого круга кровообращения:
Правый желудочек.
Правое предсердие.
Левый желудочек.
Левое предсердие
Аорта
Легочная артерия
Верхняя и нижняя полые вены
Легочные вены
Легочные капилляры
Артерии- во всех частях тела
Капилляры в тканях
Артериальная кровь превращается в венозную
Венозная кровь превращается в артериальную.
11, 4, 6, 8, 9, 13 22, 3, 5, 7, 10, 11, 12

«Найди пару»

Выберите номер правильного ответа к следующим вопросам:
1.Самые мелкие, тонкие кровеносные сосуды-
2.Несут кровь от сердца-
3.Стенки состоят из одного слоя клеток-
4.Несут кровь к сердцу-
5.Самый толстостенный кровеносный сосуд-
6.Стенки тонкие и мягкие-
7.Видны на тыльной стороне руки-
8.Выносят кровь из левого желудочка-
9.Даже при уколе иглой вытекает кровь-
10. Принимают межклеточную жидкость-
Ответы:
1.Артерии 2.Вены 3.Капилляры 4.Аорта 5.Лимфатические сосуды

(3,1,3,2,4,2,2,4,3,5)
Что означают эти записи?
1. 5л.
2. 27%
3. 0,5м/с
Как ответить на 3 вопрос? Об этом мы сегодня узнаем

И так
Тема урока: “ Движение крови по сосудам”

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

Задание №1. Сопоставьте два факта:
А) Сердце ритмично сокращается и расслабляется, выбрасывая кровь отдельными
порциями; Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям
Б) Кровь движется по сосудам беспрерывно и только в одном направлении. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении?

Для выяснения причин движения крови по сосудам откроем учебник на с.86 пар. 19,
прочитаем текст.

1. Объяснить причины движения крови:
Работа сердца.
Разность давления крови в сосудах.
Наличие клапанов в венах.
Сокращение близлежащих скелетных мышц.
Разность давления в грудной и брюшной полостях при вдохе.

2. Что такое кровяное давление?

Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.
Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) - 70-80 мм рт.ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:
“систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
“диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
“пульсовое” – 40 мм рт.ст.

На каком месте и с помощью какого прибора измеряют артериальное давление?


Практическая работа «Измерение кровяного давления

Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

Ученики рассчитывают собственное АД.

Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

3.Расскажите о изменениях кровяного давления.
Почему каждый человек должен следить за изменением своего артериального давления?
Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

(Гипертония. Гипотония. Инсульт. Инфаркт.)
Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей республике. 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

У 9% учащихся нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

правила здорового образа жизни:
физическая активность;
рациональное питание;
положительные эмоции;
не курить;
не употреблять алкоголь.

Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.
1. Скорость тока крови в организме, аорте, в полых венах и капиллярах
2.Подумайте, какие из сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

Учитель: Сердце качает кровь как насос. Большой силой выбрасывает кровь в кровеносные сосуды и что дальше происходит? Это мы узнаем из сообщения

Что такое пульс?
Где можно прощупывать пульс?
Частота пульса?

Практическая работа

Пульс - это колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления в сосудах в
ритме сокращений сердца.

Подсчет пульса производится в течении 1 минуты.
Число пульса сидя
Количество пульса стоя
Количество пульса после 10 приседаний.

Количество пульса в минуту увеличивается, т.к. изменяется состояние организма, работают больше мышц, они требуют больше энергии и сердцу приходится усиленно работать.

Учитель: А все ли органы получают одинаковое количество крови?
(опыт французского исследователя Моссо)

Практическая работа (стр. 89)


3. Закрепление
И так что мы узнали сегодня

Текст задания:

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Закрепление изученного материала
Вопросы и задания обязательного уровня.
1.Что такое кровяное давление?
2.Какое значение имеет кровяное давление? Как его можно измерить?
3.Что такое пульс? Как его можно измерить?
4.Какая часть кровеносного русла является самой узкой? Как ширина кровеносного
русла влияет на скорость движения крови в нем?
5.Каким образом регулируется ширина просветов сосудов?
Вопросы и задания повышенного уровня.
1.Почему давление крови в венах ниже, чем в капиллярах?
2.Каким образом организм противодействует падению давления?
3.Каков механизм саморегуляции кровяного давления:
4.Почему по пульсу определяют состояние сердца и сосудов?
5.Почему в венах кровь движется медленнее. Чем в артериях, но быстрее, чем в
капиллярах?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.__19

15