Разработка Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке»
Тема: Твори добро.
Цель: развивать личностные качества, такие как способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Задачи: 1. Познакомить детей с нравственными понятиями – «Добро» и «Зло».
2.Развивать у детей потребность пополнять свои знания.
3.Воспитать уважительное отношение к окружающим людям.
План:
Форма проведения: познавательная игра
Аудитория: родители 1 «В» класса
Оборудование и оформление: плакат «Твори добро», оформляется выставка детских рисунков и сочинений, на ватмане большое солнце, на лучах которого прикреплены маленькие солнышки, кроссворд, пословицы на карточках, карточки-подсказки, фонограмма песен, презентация.
Подготовка:
Члены родительского комитета рассылают приглашения родителям и гостям на классный час.
Готовится помещение для проведения классного часа.
Организуются концертные номера для выступления в центре социального обслуживания для ветеранов войны, учителей-пенсионеров учениками1 «В» класса.
Семьям сообщается о конкурсе рисунков и сочинений на тему «Добрым быть совсем не просто!»
Фотоаппарат, видеокамера для совместной съемки.
Ожидаемый результат: Классный час» Твори добро» станет пропагандой возрождения нравственных понятий, будет способствовать умению радоваться и переживать за других людей, общаться с людьми, с природой, совершать добрые дела, милосердие, воспитывать уважительное отношение и любовь к окружающим людям.
Ход классного часа.
1 ученик
-Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуйте!
Что особого в том, что мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В.Солоухин)
Учитель. Давайте и мы на капельку радостней, и добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем это сделать? Что для этого нужно? (Ответы учащихся)
Учитель. Правильно, мы должны жить без ссор, помогать другим людям, окружить ближних заботой, не оставлять в беде друга.
Чтобы узнать тему сегодняшнего классного часа, предлагаю разгадать кроссворд. (по 1 ученику выходят к доске и заполняют кроссворд).
ДРУЖБА
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЛЮБОВЬ
ДОВЕРИЕ
КОНФЛИКТ
ТЕПЛОТА
ВНИМАНИЕ
Вопросы:
1. Она может быть настоящая и мнимая
2.Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.
3. Это чувство необходимо каждому человеку.
4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и . . .
5. Столкновение противоположных интересов.
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку.
7. Заботливое отношение к людям.
Учитель. Ребята, мы с вами разгадали кроссворд. Так чему же посвящён наш классный час? (Ответы учащихся)
Правильно, доброте. Итак, наша тема: «Твори добро!»
Несмотря на существенные изменения в жизни, на сложное время, вас, ребята, ждут славные дела. Вы окончите школу, станете строителями, капитанами, агрономами, спортсменами, врачами. Но кем бы вы ни стали, прежде все
го, вы, должны вырасти по-настоящему хорошими и культурными людьми: добрыми, чуткими, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, внимательными друг к другу.
В обиходе вежливого и воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».
С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение.
Учитель: Все мы знаем, что детей называют - цветы жизни. Посмотрите на лист бумаги .Это цветок, но у него нет лепестков. Сейчас появятся лепестки и на каждом будет написано то - качество, которое должно быть у каждого человека.
На листе ватмана появляется цветок. Назовите этот цветок! " Цветок доброты".
Учитель. Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре.
Дети цитируют высказывания великих людей.
Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. (Т.Рабин)
Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)
Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно. (Г.Манн)
Доброта – это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)
Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)
Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)
– Посмотрите сценку по Дональду Биссету "Сказка про слона, про костер и про белую уточку".
Автор. Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Звали его Лони. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.Лони остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.
Костер. Если дождь разойдется, я погиб!
Уточка. Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.
Костер. Постараюсь.
Лони. Не унывай, дружище, я на тебя подую!
Автор. Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.
Лони. Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.
Автор. Миранда полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.
Не жалея сил, Лони дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Миранда загрустила.
Лони. Что с тобой?
Миранда. Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.
Лони. Ну этому горю легко помочь.
Автор. Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Миранда захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.
Миранда. Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!
Автор. Лони снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.
Но вот пришло время возвращаться ему домой. Лони сказал "до свидания" и пошел. Когда Лони исчез из глаз, Миранда подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...
Учитель. Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?
Ответы детей.
– А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?
Ответы детей.
И в связи с этим давайте поиграем в игры.
Проводится первая игра.
Каждый из детей произносит по одному «волшебному» слову. Передает сердечко своему товарищу и т.д.
Проводится вторая игра.
По мере надобности в рассказ учителя нужно вставлять «волшебные» слова.
«Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь. . . (хором – «пожалуйста»). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: . . . (хором – «спасибо»). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: . . .(«хором – «извините, пожалуйста»)».
Учитель. Молодцы! Я вижу, что вы знаете «волшебные» слова. Не стесняйтесь употреблять их чаще. В чём же, ребята, заключается великая сила слова?
(Ответы детей)
От вежливых слов становится теплее, радостнее, светлее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Но не только, ребята, слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всём быть полезным людям.
Как бы ни устали помогайте старшим, посмотрите вокруг себя. Всё это: заводы, спортивный комплекс , д\к «Кубань», «Созвездие» – они построили для вас.
Звучит запись песни «Твори добро» (сл. Н.Тулуповой муз. И.Лученко)
Дети рисуют на листочках добро, кто как это видит
Учитель. А вот еще одно "Сказание о милосердии".Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".
Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Приведите примеры, подтверждающие это.
Ответы детей. –
Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?Дети называют пословицы и поговорки, подготовленные заранее. Некоторые пословицы написаны на доске. По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы, и объяснять их смысл:
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добро век не забудется.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово – половина счастья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Доброе слово и кошке приятно.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не ищи красоты – ищи доброты.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)
Добрые люди, на свете все бывает...
В наших окошках то свет, а то темно.
Песни не любят, когда их забывают.
Сердце не любит, когда оно одно.
Добрые люди, никто нас не рассудит –
Только мы сами поймем, в чем смысл и суть.
Добрыми будем – тогда и выйдем в люди,
Добрыми будем – и будет добрый путь!
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет.
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
(Р. Казакова)
Учитель. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!
– Антон Павлович Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
– Давайте пойдем на полянку, где цветут цветы доброты. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Детям было дано время об этом подумать. Они сделали бумажные ладошки, написали на них свое качество. Звучит "Ноктюрн" Шопена. Под музыку дети вешают на лист бумаги ладошки-качества.
– Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцветут цветы добра и ваши ладошки протягивают всем людям необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность.
Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.Я хочу закончить наш классный час призывом из песни "Твори добро".
Звучит фонограмма песни.
– Позвольте частичку нашего доброго сердца и нашей души подарить вам.
Дети дарят присутствующим подарки.
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.Наш классный час окончен. Всем спасибо.
Использованная литература
1.Спутник классного руководителя. Казань, 2007.
2. Тартышская М.А. 50 идей для классного руководителя: Практическая копилка педагога. Фенинск, 2007.
3. Начальная школа (плюс до и после) № 11, 2009
4.Начальная школа (приложение к 1 сентября) №5,март, 2010