Конспект Всекубанского классного часа : Имя Кубани


Всекубанский классный час на тему:
« Имя Кубани: : «Дуся Сорокина»-ей было шестнадцать»
Подготовила: Учитель МБОУСОШ №25
Борисова А. А.

Имя Кубани: «Дуся Сорокина»-ей было шестнадцать
Цель:
воспитание чувства любви к Родине и к своему краю;
воспитание готовности защищать своих родных, свой край, Родину;
воспитание уважения к подвигу солдат.
Задачи:
- создать условия для эмоционального переживания учащимися подвига Дуси Сорокиной;- создать условия для знакомства учащихся с экспозицией краеведческого музея,
- активизировать интерес учащихся к истории Краснодарского края,
заострив внимание детей на драматических страницах из жизни своего поселения;
- формировать патриотические чувства к Родине, гордость за земляков;- прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны
и своей малой родины;
Оборудование фотографии, книжная выставка, компьютер; музейная экспозиция.
Ход проведения классного часа:
Учитель: Сегодня у нас радостный день. Вы теперь ученики 1 класса! С праздником вас, ребята! С Днем Знаний! Прошло веселое лето , и мы собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и готовы к учебному году.
( слайд 1)
Сегодня мы собрались вместе, чтобы  поговорить о Родине, о нашем крае.
- Ребята, а кто знает, как называется наш край? ( ответы детей).
Краснодарский край был образован 13 сентября 1937 г.( слайд 2)
- А как по-другому называется наш край?( Кубань)
- А почему его так называют?( по названию реки)( слайд 3)
Кубань – это частица нашей великой Родины – России. И наш классный час мы посвящаем имени Кубани.
Кубанская природа,
Родные нам места.Живёт здесь сто народов,А может, больше ста.Кубанец  я, ты тоже.Мы вместе, мы дружны.Мы делать всё, что можем,Для Родины должны!( слайд 4)
На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов (русские, белорусы, украинцы, греки, узбеки, грузины, армяне, татары и мн.др.). Всего более 5 млн. жителей. Но есть среди них те, кого знают и уважают не только в стране, но и во всем мире. Это наши земляки, которые прославляют родную Кубань.
Как люди могут прославить свой край?  (Подвигами, открытиями, выдающимися достижениями, талантом)
В какой области могут быть совершены подвиги, открытия, достижения?
Военные подвиги (защита родины от врагов, за мир во всем мире);
Трудовые подвиги (уборка урожая);
Подвиги научных открытий (работа в космосе, открытия в области медицины, селекции);
Спортивные подвиги (совершаются на спортивных полях);
Для кого совершаются подвиги, делаются открытия? (для своего народа, для своей родины).
- Сегодня мы поговорим о военном подвиге героине Дуси Сорокиной.(слайд 5)
- Ребята, скажите, что произошло 22 июня 1941 года?( слайд 6)
- Есть ли у вас родственники, которые были на фронте?( звучит песня «Священная война»)
А может, нам о них забытьОпять война,Опять блокада..Я слышу иногда:“Не надо,Не надо раны бередить.Ведь это правда, что усталиМы от рассказов о войнеИ о блокаде пролисталиМы книг достаточно вполне”.
И может показаться:ПравыИ убедительны слова.
Но даже если это правда,Такая правда -Не права!
Чтоб сноваНа земной планетеНе повторилось той зимы,Нам нужно,Чтобы наши детиОб этом помнили,Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь эта память - наша совесть.Она как сила нам нужна…
Очень много солдат ушли на войну и из нашего края. Я расскажу вам про хутор Тысячный. И про его оккупацию немецкими захватчиками.
На Кубани, на территории нашего поселения установился «новый порядок». Мириться с таким порядком местные жители не желали. В хуторе Георгиевском, который являлся часть Тысячного поселения, была создана партизанская группа.
В ее состав входили колхозники колхоза «Дружный труд» во главе и председателем Дмитрием Сорокиным. Укрывали хлеб и скот от гитлеровцев, отбили людей, предназначенных для угона в Германию, срывали работы в поле, убили несколько солдат и офицера, собирали сведения о передвижении войск по железной дороге и шоссе, устраивали засады, громили склады, нарушали коммуникации, укрывали раненых бойцов.
В музее х. Тысячного представлена медаль «За отвагу», которой была награждена Д.Сорокина. ( слайд 7)
Я хочу познакомить вас с заметкой из газеты «Полярная правда» от 13 февраля 1943г.

После войны Кованов написал книгу «И слово- оружие», в которой рассказал о подвиге Дуси.( слайд 8)
Хотелось бы также познакомить вас с воспоминаниями Марии Волохиной, которая была свидетелем происходящего»
Учитель : Какой же она была эта девушка? ( учащиеся рассказывают о Дусе, по материалам прочитанных книг)
Учитель: А вот воспоминания подруги Дуси Сорокиной Раисы Николаевны Ходонович: Мы дружили с Дусей. Вместе проводили много времени. Однажды на хутор заехал фотограф и мы решили сфотографироваться. За это фотографу отдали бутылку растительного масла. Долго примеряли привезённый недавно моим отцом из Кисловодска берет. Он больше подошёл Дусе. В нём она и запечатлена на фотографии на стенде нашего музея. Дуся была большой непоседой. Она уговорила отца отдать молодёжи под клуб пустующую хату. Мы там всё убрали. Из бумаги вырезали узорчатые занавески, смастерили сцену. Стали готовить концерты.
После окончания школы Дуся мечтала поступить в педагогический или библиотечный техникум, но война нарушила эти планы. Отец устроил её учётчицей в полеводческую бригаду. Вместе с подругами Дуся работала не покладая рук, а во время перерывов устраивали концерты, подбадривали своих старших товарок, которые получали нерадостные вести с фронта, читали сводки. Незадолго до эвакуации сфотографировались всей бригадой.( Эта фотография также есть в музее).
Во время оккупации мы неоднократно ходили на станцию Отрадо-Кубанская, наблюдали за движением эшелонов. У Дуси была великолепная память, она без труда запоминала сколько и какой техники повёз эшелон, какая там охрана, а потом обо всём рассказывала своему отцу. Это уже позже мы узнали, что эти сведения передавались дальше».
Ведущий:
О подвиге Дуси Сорокиной знают и в окрестных городах и селах. В хуторе Воздвиженском и в городе Гулькевичи её именем названы улицы. А житель города Новокубанска посвятил ей своё стихотворение.
Чутко спал настороженный хутор,
И в сплошном тумане мир исчез.
Девушка спешившая к кому-то,
По дороге пробиралась в лес.
Там свои. И за лесным заслоном
Ожидают от неё вестей…
А народ по хуторам и сёлам
С каждым днём всё делался грустней:
«Немцы заготавливают списки,
Разгружают бомбы в тупике.
Наши, говорят, уж где-то близко,
Гул орудий слышен вдалеке.
Девушка в толпе разноголосой
Всё стремилась видеть и успеть…
И летели поезда с откосов,
Немцы находили свою смерть.
На допросе мучили и били,
Кровь слепила девичьи глаза.
А она, собрав остатки силы,
С гордостью сумела лишь сказать:
«Верю я, что этот день настанет.
С ветром от востока он идёт.
Вас погонят с берегов Кубани,
Отомстит за всё вам мой народ!
Заорал фашист от злости синий:
«Фанатичку эту не пойму!»
И её эсэсовцы казнили
В старом абрикосовом саду.
Поколенье помнит о тебе сегодня,
Помнит о тебе народ!
И цветы не вянут у надгробья,
Память о тебе в сердцах живёт!
Празднуя Победу и вспоминая события той войны, мы всегда будем вспоминать, какие качества народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. «Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда Победа будет за нами». ( клип Свеча памяти)
- Ребята, такие замечательные люди, как Дуся Сорокина, достойны того, чтобы их помнили, они всегда будут ИМЕНЕМ КУБАНИ!( слайд 9)