Конспект урока на тему «Семейства класса двудольные» (6 класс)


Урок биологии в 6 классе по теме «Семейства класса двудольные»
Цель урока: создание условий для формирования личностно-творческого потенциала, стимулирование учебной активности школьников с целью получения знаний об особенностях семействах класса двудольных растений (Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные).
Задачи:
- мотивирование учащихся к учебно-познавательной деятельности;
- развитие познавательного интереса;
- формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы;
- воспитание бережного отношения к родной природе;
- формирование экологической культуры учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы: беседа, проектная деятельность.
Оборудование: рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Активизация знаний (тест с заданиями разного уровня сложности).
Тест. Выберите один или несколько верных ответов:
1. Признаки отдела Покрытосеменные:
а) стержневая корневая система; б) корень, побег, цветок, плод, семена; в) корневище.
2. Признаки класса Двудольные:
а) мочковатая корневая система б) стержневая корневая система, в) листья имеют дуговое жилкование, г) листья имеют сетчатое жилкование, д) зародыш с двумя семядолями, е) зародыш с одной семядолей.
3. Наиболее крупная систематическая категория:
а) класс, б) отдел, в) Царство.
4. Тычинка состоит из:
а) завязи, б) тычиночной нити, в) рыльца, г) пыльника.
5. Признаки насекомоопыляемых растений:
а) мелкие, невзрачные цветки; б) яркая окраска лепестков; в) мелкая, легкая, сухая пыльца; г) крупная, липкая, шероховатая пыльца.6. Околоплодник семени, защищающий семена от неблагоприятных воздействий, развивается из:
а) листьев, б) стенок завязи, в) стебля.
3.Изучение новой темы:
- вызов: активизация ранее полученных знаний, побуждение учащихся к изучению темы: ребята, предлагаю вам за 3 минуты определить, к какому классу растений можно отнести хорошо известные вам растения: шиповник, горох посевной, лук репчатый, пшеница, подсолнечник, картофель, тюльпан, капуста (слайд № 1 с изображением перечисленных растений).- на основании каких признаков растения отдела Покрытосеменные разделяют на класс однодольные и класс двудольные? (строение семени, тип корневой системы, жилкование листьев)
1 стадия: вызов.
Активизация ранее полученных знаний, вызов интереса, импульса к изучению темы.
- ребята, посмотрите на изображения растений класса двудольные.(слайд № 2) Что между ними общего? Есть ли различия между этими растениями?
Учитель. Ребята, предлагаю найти различия между растениями класса двудольных растений (шиповником, горохом, подсолнечником, картофелем и капустой).
Данные растения отличаются между собой, так как они относятся к разным семействам класса двудольных растений. (просмотр видеофрагмента «Двудольные растения», слайд№ 3 3)
Сообщение темы урока (слайд №4).
2 стадия: осмысление.
Активная работа с разнообразными источниками информации, выполнение проектной работы «Ромашка».
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается изучение одного семейства по учебнику (§47-51 учебника биологии 6 класса В.В.Пасечника) и составление «Ромашки» для каждого семейства. На каждом лепестке «Ромашки» записываются все самые основные признаки семейства по плану: 1. Строение цветка. 2.Тип плода 3. Тип соцветия 4. Жизненные формы. 5. Представитель.
В итоге класс собирает 5 семейств. Кроме того все данные по семействам ученики по одному из группы записывают в таблицу на доске. Таким образом, получается таблица по семейству двудольные. Помощь в работе осуществляется по учебнику и по карточкам. Учитель подводит учащихся к выводам.
Задание 1. По учебнику найти, выбрать и прочитать характерные признаки семейства.
Задание 2. Каждый ученик выполняет свое задание и записывает его на лепестке: а) формула цветка, соцветие семейства, тип плодов, представители семейства, жизненная форма
Задание 3. После выполнения всеми участниками группы задания, лепестки склеиваются в виде «Ромашки» Затем вывешиваются на доску.
Задание 4. Каждый ученик группы записывает данные по своему семейству в тетрадь с таблицу.
Задание 5. На доске в таблицу один ученик из группы объясняет характерные особенности семейства и записывает данные по своему семейству.
Результат: На доске в таблице собраны все данные о каждом семействе класса двудольные.
Итог урока:
•Учащиеся находят черты сходства и различия растений семейства класса двудольные;
•Учащиеся приводят примеры известных им растений.
Таблица.
Семейство Жизненная форма Формула цветка Плоды Соцветия Представители семейства
Крестоцветные Розоцветные Пасленовые Сложноцветные Бобовые. 3 стадия: рефлексия.
Способствование развитию логического мышления, возвращение к поставленным в начале урока целям.
На этой стадии учащиеся заканчивают и озвучивают таблицу, делают выводы, что нового узнали на уроке.
Домашнее задание на выбор: составить по семействам класса двудольных растений викторину или кроссворд (не менее 10 вопросов).