Конспект урока на тему «Семейства класса двудольные» (6 класс) 
Урок  биологии в 6 классе по теме  «Семейства класса двудольные»  
Цель урока: создание условий для формирования личностно-творческого потенциала, стимулирование учебной активности школьников с целью  получения знаний об особенностях  семействах  класса двудольных растений (Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные).
Задачи: 
- мотивирование учащихся к учебно-познавательной деятельности;
- развитие познавательного интереса;
- формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы;
- воспитание бережного отношения к родной природе;
- формирование экологической культуры учащихся.
Тип урока:  комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы: беседа, проектная деятельность.
Оборудование: рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Активизация знаний (тест с заданиями разного уровня сложности). 
Тест. Выберите один или несколько верных ответов:   
1. Признаки отдела Покрытосеменные: 
  а) стержневая корневая система; б)  корень, побег, цветок, плод, семена;  в) корневище.
2. Признаки класса Двудольные:
  а) мочковатая корневая система б) стержневая корневая система, в) листья имеют дуговое жилкование, г) листья имеют сетчатое жилкование, д) зародыш с двумя     семядолями, е) зародыш с одной      семядолей.
3. Наиболее крупная систематическая категория: 
а) класс, б) отдел,  в) Царство.
4. Тычинка состоит из:
 а) завязи,  б) тычиночной нити,   в) рыльца,   г) пыльника.
5. Признаки насекомоопыляемых  растений:
а) мелкие, невзрачные цветки;  б) яркая окраска лепестков;   в) мелкая, легкая, сухая пыльца;  г) крупная, липкая, шероховатая пыльца.6. Околоплодник семени, защищающий семена от неблагоприятных воздействий, развивается из: 
а) листьев,  б)  стенок завязи,  в) стебля.
3.Изучение новой темы:
- вызов: активизация ранее полученных знаний, побуждение учащихся  к изучению темы:  ребята, предлагаю вам за 3 минуты определить, к какому классу растений можно отнести хорошо известные вам растения: шиповник, горох посевной, лук репчатый, пшеница, подсолнечник, картофель, тюльпан, капуста (слайд № 1 с изображением перечисленных растений).-  на основании каких признаков растения отдела Покрытосеменные разделяют на класс однодольные и класс двудольные? (строение семени, тип корневой системы, жилкование листьев)
1 стадия: вызов.
Активизация ранее полученных знаний, вызов интереса, импульса к изучению темы.
-  ребята, посмотрите на изображения растений  класса двудольные.(слайд № 2) Что между ними общего? Есть ли различия между этими растениями? 
Учитель. Ребята, предлагаю найти различия  между растениями класса двудольных растений (шиповником, горохом, подсолнечником,  картофелем и капустой).
Данные растения отличаются между собой, так как они относятся к разным семействам класса двудольных растений. (просмотр видеофрагмента «Двудольные растения», слайд№ 3 3)
Сообщение темы урока (слайд №4).
2 стадия: осмысление.
Активная работа с разнообразными источниками информации, выполнение проектной работы «Ромашка».
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается изучение одного семейства по учебнику (§47-51 учебника биологии  6 класса  В.В.Пасечника)  и составление  «Ромашки» для каждого  семейства.  На каждом лепестке «Ромашки» записываются все самые основные признаки семейства по плану: 1. Строение цветка.   2.Тип плода   3. Тип соцветия  4. Жизненные формы.   5.  Представитель.
В итоге  класс собирает 5 семейств. Кроме того все данные по семействам ученики по одному из группы записывают в таблицу на доске. Таким образом, получается таблица по семейству двудольные. Помощь в работе  осуществляется по учебнику и по карточкам. Учитель подводит учащихся к выводам.
Задание 1.  По  учебнику найти, выбрать и  прочитать характерные признаки семейства.
Задание 2. Каждый ученик выполняет свое задание и записывает его на лепестке: а) формула цветка, соцветие семейства,  тип плодов,  представители семейства, жизненная форма
Задание  3. После выполнения всеми участниками группы  задания, лепестки склеиваются в виде «Ромашки» Затем вывешиваются на доску.
Задание  4.  Каждый ученик группы записывает данные по своему семейству в тетрадь с таблицу.
 Задание 5. На доске в таблицу один ученик из группы  объясняет характерные особенности семейства  и записывает данные по своему семейству.
Результат: На доске в таблице собраны все данные о каждом семействе класса двудольные. 
Итог урока: 
•Учащиеся находят черты сходства и различия растений семейства класса двудольные;
•Учащиеся приводят примеры известных  им растений.
Таблица.
Семейство Жизненная форма Формула цветка Плоды Соцветия Представители семейства
Крестоцветные Розоцветные Пасленовые Сложноцветные Бобовые. 3 стадия: рефлексия.
Способствование развитию логического мышления, возвращение к поставленным в начале урока целям. 
На этой стадии учащиеся заканчивают и озвучивают таблицу, делают выводы, что нового узнали на уроке. 
Домашнее задание на выбор: составить по семействам класса двудольных растений викторину или кроссворд  (не менее 10 вопросов).