Рабочая программа по технологии 6 класс совместно для девочек и мальчиков
Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; примерной программы по учебному предмету Технология 5-8 (9) классы / Н.В. Синица, П.С. Самородский.- М.: Вентана- Граф, 2013.
Цель программы:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
Задачи программы:
формировать общетрудовые знания и умения, необходимые для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
содействовать овладению необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
содействовать профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций;
воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; воспитывать гражданские и патриотические качества личности;
Общая характеристика предмета «Технология».
Основное предназначение учебного предмета «Технология» для 6 класса заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа является комбинированной, в ней сочетаются два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет.
В процессе изучения учебного предмета «Технология» обучающиеся находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса; создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью; выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование; оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности; ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 22 на изучение предмета в 6 классе отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю инвариантной части федерального компонента.
Основное содержание
1. Раздел « Технологии домашнего хозяйства». 1. 1. Интерьер жилого дома (1 ч) Теоретические сведения Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.
Интерьер жилого дома. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Практические работы Выполнение электронной презентации Декоративное оформление интерьера. Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола.
1.2. Комнатные растения в интерьере (1 ч)
Теоретические сведения Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере.
Технология выращивания комнатных растений. Профессия фитодизайнер.
Практические работы Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
2. Раздел «Технологии обработки конструкционных металлов» (20 ч)
2.1. «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» (6 ч) Теоретические сведения Заготовка древесины. Лесоматериалы. Пороки древесины. Их характеристики, происхождение и влияние на качество изделий.
Производство пиломатериалов и области их применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины и производством пиломатериалов.
Конструирование и моделирование изделий из древесины.
Сборочный чертёж и спецификация объёмного изделия. Технологическая карта.
Практические работы Определение видов лесоматериалов и пороков древесины.
Составление схемы раскроя бревна на пиломатериалы.
Конструирование и моделирование изделия из древесины и древесных материалов.
Разработка сборочного чертежа со спецификацией для объёмного изделия из древесины и составление технологической карты.
2. 2 «Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов» (4 ч)
Теоретические сведения Токарный станок для вытачивания изделий из древесины: устройство, назначение, принцип работы. Кинематическая схема. Токарные стамески. Технология токарных работ. Правила безопасности при работе на токарном станке. Профессия токарь. Понятие о современных токарных станках
Практические работы Изучение устройства и подготавливка к работе токарного станка для вытачивания изделий из древесины. Вытачивание деревянных деталей по чертежу и технологической карте.
2.3. «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (10 ч)
Теоретические сведения Профильный металлический прокат. Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы. Применение металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов. Правила безопасной работы с металлами.
Проектирование изделий из металлического проката. Чертежи деталей и сборочные чертежи из металлического проката. Маршрутная и технологическая карты.
Основные технологические операции обработки металлов и искусственных материалов ручными инструментами: разрезание, рубка, опиливание, зачистка.
Применение штангенциркуля для разработки чертежей и изготовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем.
Практические работы Ознакомление с видами и свойствами металлического проката.
Разработка сборочного чертежа металлического изделия с использованием штангенциркуля.
Распиливание металлического проката слесарной ножовкой, рубка металлических заготовок зубилом, опиливание металлических заготовок напильниками и надфилями.
3.Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)
3.1. «Свойства текстильных материалов» (2 ч)
Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон.
Практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
3.2. «Конструирование швейных изделий» (2 ч).
Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавами. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину.
3.3. «Моделирование одежды» (2 ч)
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда.
Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
3.4. Швейная машина» (2 ч)
Теоретические сведения. Уход за швейной машиной. Устройство машинной иглы. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Практические работы. Уход за швейной машиной: чистка, смазка, замена иглы, Устранение дефектов машинной строчки.
3.5. « Технология изготовления швейных изделий» (8ч).
Теоретические сведения. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя.
Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой.
Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв вымётывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант).
Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом мягкого пояса, завязок, бретелей.
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. Технология пошива подушки для стула. Профессия технолог-конструктор швейного производства, портной.
Практические работы. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану. Обработка плечевых и нижних срезов рукавов; горловины; боковых срезов и нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия. Технология пошива подушки для стула.
3.6. «Художественные ремёсла» (4 ч).
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы для вязания крючком. Правила подбора крючка в зависимости от вида изделия и толщины нити. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель для вязания крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Практические работы. Вязание полотна из столбиков без накида несколькими способами. Выполнение плотного и ажурного вязания по кругу.
4.Раздел «Кулинария» (10ч).
4.1. «Блюда из круп и макаронных изделий» (2ч)
Теоретические сведения Виды круп, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд .
Практические работы Приготовление и оформление блюд из круп или макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества. Расчет расхода круп и макаронных изделий.
4.2. «Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря» (2 ч)
Теоретические работы. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд.
Практические работы Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Нахождение информации о блюдах из рыбы и морепродуктов.
4.3. «Блюда из мяса и птицы» (2 ч)
Теоретические работы. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.
Пищевая ценность мяса птицы. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке.
Виды тепловой обработки мяса и птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Подача к столу.
Практические работы Приготовление блюда из мяса и птицы. Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда.
4.4. «Первые блюда» (2 ч)
Теоретические работы. Классификация супов. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Технология приготовления супов: заправочных, супов-пюре, холодных. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу
Практические работы Приготовление супа. Приготовление окрошки.
4.5 «Приготовление обеда. Предметы для сервировки стола» (2 ч)
Теоретические работы. Меню обеда. Предметы для сервировки стола. Столовое бельё. Профессия технолог пищевой промышленности
Практические работы Исследование состава обеда. Сервировка стола к обеду.
5. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (16 ч)
5.1 Исследовательская и созидательная деятельность (16ч) Теоретические сведения Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.
Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектного изделия.
Испытания проектных изделий.
Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта
Практические работы Определение целей и задач проектной деятельности. Изучение этапов выполнения проекта. Выполнение проекта по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Выполнение проекта по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов». Выполнение проекта по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Выполнение проекта по разделу «Кулинария».
Разработка электронной презентации творческого проекта. Защита творческого проекта.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технология: программа: 5-8 (9) клвссы / Н.В. Синица, П.С. Самородский, - М.: Вентана-Граф, 2013. -112с. Технология. Технический труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко) под ред. В.Д. Симоненко. 4-е изд., перераб. М. : Вентана-Граф, 2012. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко М. :Вентана-Граф, 2013. 192 с. «Открытый урок» - Фестиваль педагогических идей –http://festival. 1 september.ru/.
Сайт для любителей мастерить из дерева - http://woodtools.nov.ru/indeх.htm Архив учебных программ и презентаций - http://rusedu.ru/.
Трудовое обучение. Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/ window/catalog?p_rubr=2.1.22 Российский образовательный портал - http:// edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13017 Сетевое сообщество педагогов - http://rusedu.net/summaru.php. Открытый класс. Сообщество «Учителя технологии, объединяйтесь» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat-ob-no=414&oll.ob_no_to=&pg=4 Учительский портал - http://www.uchportal.ru/ Страна мастеров. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Штрих - школа творчества – http://strih-33.ucoz.ru/.
Электронная библиотека - http://www.all-ebooks.com/main/magazines/hamanmag/vyazanie/page/6/ Детские электронные книги и презентации - http:///viki.rdf.ru/ Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/ Сайт «Технологии» - http://technologvs.info/ “LОВZIК” - для любителей мастерить и профессионалов - - http://lobzik.pri.ee/modules/news/ Резьба по дереву - http://www.carvingpatterns.com/
Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета «Технология» учащихся 6класса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:
· сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе ;
· самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;
· мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
· готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;
· развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления;
· развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;
· толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений;
· проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;
· формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины.
Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:
· умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами;
· умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;
· формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности;
· владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования в заданном формате;
· использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость;
· овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов.
Предметными результатами обучения технологии в основной школе являются:
В познавательной сфере:
· владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций явлений социальной действительности;
· опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов;
· подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией;
· подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ;
· владение способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ;
· применение межпредметных и внутрипредметных связей в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ.
В ценностно-мотивационной сфере:
· умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
· уважение ценностей иных культур и мировоззрения;
· осознание своей роли в решении глобальных проблем современности;
· оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности;
· осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии.
В трудовой сфере:
· знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению;
· понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности;
· умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий;
· выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
· проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта;
· участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;
· соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
· умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников информационных технологий, для презентации результатов практической и проектной деятельности;
· умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.
В физиолого-психологической сфере:
· сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности;
· развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками.
В эстетической сфере:
· умение эстетически и рационально оснастить рабочее места, с учетом требований эргономики и научной организации труда;
· умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;
· разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда.
В коммуникативной сфере:
· знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
· умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации;
· умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива;
· умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Выпускник научится:
находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:
изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий;
определять и исправлять дефекты швейных изделий;
выполнять художественную отделку швейных изделий;
изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов.
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:
самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и вареных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы;
выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
Определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
И осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Электротехника»
Выпускник научится:
разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Выпускник научится:
планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать профессиональную карьеру;
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
Критерии оценки учебной деятельности по технологии
Нормы оценки знаний устных ответовОтметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры. Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Нормы оценки практической работы
Организация труда Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам бережное, экономное. Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности. Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места. Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования). Качество изделий (работы) Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу. Отметка «4» ставится, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого. Отметка «3» ставится, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное. Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия. Норма времени (выработки) Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок. Отметка «4» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%. Отметка «3» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%. Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
Банк измерителей уровня учебных достижений учащихся Банк представлен контрольными работами, которые проводятся в форме тестирования. В 4 четверти учащиеся 6 класса работают над проектом. Итог защита проекта
Критерии оценки проекта:1. Оригинальность темы и идеи проекта. 2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования). 3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности). 4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры). 5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства). 6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность). 7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Контрольная работа №1 по разделу «Технология ручной обработки древесины»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 20 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
7-8 «5» (отл.). 6-5 «4» (хор.) 4-3 «3» (уд) менее 3 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов
Вариант 1: 1- б, 2-б, 3- а, 4-а, 5- в, 6- в, 7-а, 8- в
Вариант 2: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-а, 6-в, 7-а, 8-а
Вариант 1
1. Занимается производством пиломатериалов, плит, различных изделий из древесины?
а) лесничества
б) деревообрабатывающая промышленность
в) лесхозы
2. Каким способом обработки получают следующие виды продукции из древесины, бумага, картон, целлюлоза, фотопленка, кинопленка, резиновая обувь?
а) механическим
б) химическим
в) термическим
3. Как называют все материалы из древесины, сохранившие ее природную структуру?
а) пиломатериалы
б) заготовки
в) лесоматериалы
4. Что называют, отклонениями от нормального строения древесины, внешнего вида, а так же повреждения?
а) Пороки древесины
б) Нарушения древесины
в) Болезни древесины
5. Назовите основной материал, получаемый на лесопильной раме?
а) бревна и хлысты
б) кряжи и чураки
в) доски и брусья
6. Как называют основные размеры детали, которые проставляют на чертеже?
а) мелкогабаритные размеры
б) крупногабаритные размеры
в) габаритные размеры
7. Что называют разработкой конструкции изделия?
а) конструирование
б) моделирование
в) вариативность
8. Изделие, которое сохраняет работоспособность в течение длительного срока называют?
а) Надежным
б) Экономичным
в) Технологичным
Вариант 2
1. Древесину заготавливают: А) лесничества Б) деревообрабатывающая промышленность В) лесхозы 2. На поперечном разрезе ствола дерева невозможно определить порок древесины: а) сучки б) косослой в) трещины .3. Каким способом из древесины можно получить картон? а) резанием; б) химическим способом; в) термическим способом; г) получить картон из древесины невозможно.
4.Как называется природный рисунок на обработанной поверхности древесины? а) сердцевинные лучи; б) рисунок; в) текстура.
5. Как пороки влияют на качество изделий из древесины? а) снижают качество изделий; б) не влияют на качество изделий; в) улучшают качество изделия
6. Из-за чего образуются трещины? а) из-за большой влажности древесины; б) из-за неправильной транспортировки; в) из-за сильных морозов; г) вследствие нарушения процесса обработки7. Экономичным считают изделие:
а) изготовленное с наименьшими затратами
б) сохраняет работоспособность длительное время
в) выдерживает нагрузку без разрушения
8. Что называют разработкой конструкции изделия?
а) конструирование
б) моделирование
в) вариативность
Контрольная работа №2 по разделу «Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 30 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
9-10 «5» (отл.). 7-8 «4» (хор.) 5-6 «3» (уд) менее 5 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов
Вариант 1: 1-а, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-б, 7-б, 8-в, 9-б, 10-б.
Вариант 2: 1-в, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б, 6-а, 7-в, 8-а, 9-в,10-а
Вариант 1. 1. Какую форму приобретает заготовка в результате обработки точением? а) форму тела вращения; б) форму призмы; в) форму куба; г) форму пирамиды. 2. Для чего служит задняя бабка токарного станка?
а) опорой правому концу заготовки;
б) для закрепления инструмента; в) для поддержания заготовки. 3 . Опорой для чего служит подручник с кареткой? а) для контрольного инструмента; б) для измерительного инструмента; в) для режущего инструмента. 4. В какой строке правильно перечислены приспособления к токарному станку по древесине?
а) патрон, планшайба; б) трезубец, планшайба, патрон. в) патрон, трезубец 5 . На какие этапы делится точение древесины по качеству? а) черновое и чистовое; б) качественное и некачественное; в) черновое и окончательное; г) чистовое и предварительное. 6. Для чего на торцах заготовки бруска проводят диагонали? а) для деления торца на четыре части; б) для нахождения центра вращения;
в) для построения центра окружности. 7. Чем крепится заготовка в планшайбе? а) гвоздями через отверстие; б) шурупами через отверстие; в) дюбель-гвоздями через отверстие; г) болтами или винтами. 8. В какой строке дана правильная последовательность заточки инструмента?
а) заточка на наждачном круге, доводка, правка;
б) доводка, заточка на наждачном круге, правка;
в) заточка на наждачном круге, правка, доводка.
9. Что используется для доводки режущего инструмента? а) брусок; б) оселок; в) рейка. 10. Какую форму имеет лезвие? а) прямоугольника; б) клина; в) полукруга.
Вариант 2. 1 . Для чего служит передняя бабка в токарном станке? а) для передачи вращательного движения заготовке; б) для закрепления заготовки и передачи ей вращательного движения; в) опорой левому концу заготовки. 2. Как называется рабочий вал передней бабки токарного станка? а) шпиндель; б) стержень; в) ось; г) вал. 3. Что на токарном станке закрепляется с применением приспособления? а) заготовка на задней бабке; б) заготовка на станине; в) заготовка на передней бабке;
г) резцы. 4. Для чего применяется желобчатая полукруглая выпуклая стамеска? а) для черновой профильной обработки заготовок; б) для чистовой окончательной обработки поверхностей
в) для подрезания торцов. 5 . Как подводят резец к вращающейся детали? а) быстро; б) медленно; в) резец подводят к остановившейся детали.
6. Как проверить, надежно ли закреплена заготовка и не ударится ли она об подручник? а) заготовку поворачивают вручную на 2-3 оборота
б) покачать заготовку рукой; в) измерить расстояние между заготовкой и подручником. 7. Как проверить качество заточки инструмента? а) провести пальцем вдоль лезвия; б) провести пальцем поперек лезвия; в) осмотреть или выполнить срез по бумаге. 8. Что называется передней поверхностью лезвия? а) поверхность, по которой сходит срезаемая стружка; б) поверхность, обращенная к обрабатываемой заготовке; в) кромка лезвия. 9. Механизмы передачи движения могут состоять: а) из шпинделя; б) исполнительного механизма; в) зубчатых, ременных и реечных механизмов. 10. Из каких основных частей состоит машина? а) двигателя, передаточного и исполнительного механизмов; б) двигателя, рабочего органа и корпуса; в) механизма передачи или преобразования движения и корпуса.
Контрольная работа №3 по разделу «Технология ручной обработки металлов»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 30 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
9-10 «5» (отл.). 7-8 «4» (хор.) 5-6 «3» (уд) менее 5 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов
Вариант 1: 1-б, 2-г, 3-б, 4-а, 5-а, 6-в, 7-г, 8-б, 9-б, 10-в.
Вариант 2: 1-а, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а, 6-б, 7-б, 8-в, 9-в,10-в
Вариант 1 1. Все металлы и сплавы делятся на:
а) белые и черные;
б) черные и цветные;
в) цветные и благородные;
г) белые и цветные.
2. К черным металлам и сплавам относятся:
а) алюминий, сталь, углерод;
б) железо, бронза, латунь,
в) медь, алюминий, чугун;
г) железо, сталь, чугун.
3. В зависимости от свойств стали делятся на:
а) конструкционные и инструментальные;
б) механические и технологические;
в) черные и цветные;
г) чугунные и стальные
4. Металлы и сплавы обладают свойствами:
а) физическими и механическими;
б) технологическими и геометрическими;
в) техническими и физическими.
5. Способность металла или сплава изменять свою форму под действием нагрузок не разрушаясь - это:
а) прочность;
б) упругость;
в) пластичность;
г) твердость
6. Свойство металла подвергаться резанию: а) ковкость б) жидкотекучесть в) обрабатываемость г) свариваемость 7. Не является цветным сплавом: а) латунь б) бронза в) дюралюминий г) чугун 8. Профиль сортового проката а) тонколистовой металлб) уголок в) проволока 9. Десятые доли миллиметра на штангенциркуле позволяет отсчитать
а) Миллиметровая шкала на штанге.
б) Шкала-нониус.
в) Подвижная рамка.
г) Глубиномер.
10. В разработку творческого проекта не входит: а) поиск альтернативных вариантов б) разработка технологии изготовления изделия в) защита проекта г) выбор наиболее рационального варианта изделия.
Вариант 21. К цветным металлам и сплавам относятся:
а) медь, бронза, дюралюминий;
б) алюминий, железо, чугун;
в) сталь, латунь, бронза;
г) железо, сталь, чугун.
2. Легкий металл серебристо-белого цвета, самый распространенный это:
а) железо;
б) алюминий;
в) медь;
г) дюралюминий
3. Изделия из чугуна нельзя подвергать ударам, потому что чугун:
а) мягкий;
б) упругий;
в) пластичный;
г) хрупкий
4. К технологическим свойствам металлов и сплавов относятся:
а) прочность и твердость;
б) упругость и пластичность;
в) ковкость и свариваемость;
г) прочность и жидкотекучесть.
5. Способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь - это:
а) прочность;
б) упругость;
в) пластичность;
г) твердость
6. Не относится к рубке металлических заготовок зубилом
а) молоток.
б) ножовка.
в) тиски.
г) очки защитные.
7. Свойство металла восстанавливать первоначальную форму: а) пластичность б) упругостьв) обрабатываемость г) ковкость
8. Для изготовления гаек применяется прокат
а) квадратного сечения.
б) круглый.
в) шестигранник.
г) треугольник.
9. Для чего служат нижние губки штангенциркуля
а) для измерения наружных размеров
б) для измерения глубины пазов и отверстийв) для измерения внутренних размеров 10. В разработку творческого проекта не входит: а) поиск альтернативных вариантов б) разработка технологии изготовления изделия в) защита проекта г) выбор наиболее рационального варианта изделия.
Контрольная работа № 4 по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»
Уровень: базовый.
Время выполнения: 20 мин.
Критерии оценивания: правильный ответ -1 балл
9-10 «5» (отл.). 7-8 «4» (хор.) 5-6 «3» (уд) менее 5 «2» (неуд.)
Варианты правильных ответов:
Вариант 1: 1 – бв, 2 - ав, 3 - в, 4 - б, 5 -ав, 6 - г, 7 - вг. 8 – г, 9 – абг, 10 - в
Вариант 2: 1 - г, 2 - бв, 3 - в, 4 - в, 5 - аб, 6 - в, 7 – бв, 8 –вг, 9 – абг, 10 - в
Вариант 1.
1. Какие волокна относятся к волокнам животного происхождения?
а) хлопок;
б) шелк;
в) шерсть;
г) лен.
2. К механическим свойствам ткани относятся:
а) износостойкость;
б) гигроскопичность;
в) сминаемость;
г) усадка.
3. Драпируемость – это:
а) способность ткани во время сжатия образовывать морщины и складки;
б) способность ткани противостоять разрыву;
в) способность ткани образовывать мягкие округлые складки;
г) способность ткани впитывать влагу.
4. Самую высокую осыпаемость имеет:
а) шерсть;
б) шелк;
в) хлопок;
г) лен.
5. Лицевую сторону ткани можно определить:
а) по блеску ткани;
б) по толщине нитей;
в) по яркости рисунка;
г) по размеру нитей.
6. Мерка Сб определяет:
а) ширину бедер;
б) полуобхват талии;
в) полуобхват щеи;
г) полуобхват бедер.
7. Причины обрыва верхней нити в швейной машине.
а) недостаточное натяжение нижней нити;
б) неправильная заправка нижней нити;
в) излишнее натяжение верхней нити;
г) неправильная заправка верхней нити.
8. Какой шов относится к краевым?
а) настрочной шов;
б) накладной шов;
в) стачной шов;
г) шов вподгибку.
9. Назовите основные конструкции юбок.
а) конические;
б) прямые;
в) прямоугольные;
г) Клиньевые.
10. Настрочить – это:
а) соединить части деталей или мелкие детали с основной деталью;
б) закрепить машинной строчкой припуски на шов или подогнутые края детали;
в) соединить две детали, одна из которых наложена на другую.
Вариант 2.
1. Натуральные шелковые нити получают:
а) из растений;
б) с животного;
в) с кокона гусеницы тутового шелкопряда;
г) на фабрике искусственным путем.
2. К физическим свойствам ткани относятся:
а) драпируемость;
б) пылеемкость;
в) теплозащитные свойства;
г) скольжение.
3. Гигроскопичность – это:
а) способность ткани удерживать тепло;
б) способность ткани противостоять разрыву;
в) способность ткани впитывать влагу;
г) способность ткани уменьшать размеры под действием тепла и влаги.
4. Самые высокие теплозащитные свойства имеет:
а) шелк;
б) хлопок;
в) шерсть;
г) лен.
5. Нить основы в ткани можно определить:
а) по степени растяжения;
б) по кромке;
в) по цвету;
г) по степени скручивания.
6. Мерка Ст определяет:
а) длину изделия;
б) полуобхват бедер;
в) полуобхват талии;
г) толщину бедер.
7. Если иглу вставить не до упора, то может произойти:
а) выпадение челнока;
б) поломка иглы;
в) пропуск стежков строчки;
г) обрыв нижней нити.
8. Какие швы относятся к соединительным?
а) шов вподгибку с открытым срезом;
б) шов вподгибку с закрытым срезом;
в) стачной шов;
г)настрочной шов.
9. Складки на юбке бывают:
а) встречные;
б) односторонние;
в) круговые;
г) бантовые.
10. Настрочить – это:
а) соединить части деталей или мелкие детали с основной деталью;
б) закрепить машинной строчкой припуски на шов или подогнутые края детали;
в) соединить две детали, одна из которых наложена на другую.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 615