Проект по математике на тему Старинные задачи
V районный конкурс исследовательских работ и
творческих проектов обучающихся 5-7 классов Заводского
района города Новокузнецка
Секция естествознание.
Тема: «Решение старинных задач».
Наумов Александр Анатольевич
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №19,
6 класс А
Научный руководитель:
Новикова Ксения Сергеевна
Учитель математики
г. Новокузнецк,
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление.. 1
Введение... 2
Расчётные задачи .......... 3-5
Заключение..6
Список используемой литературы......7
Введение
На уроках математики меня заинтересовала история древнерусской математики, а конкретно решение старинных задач. В связи с этим я заострил своё внимание на этапах развития древне русской математики. Особое значение я придал учебнику «Арифметики» Л. Ф. Магницкого. Также рассмотрел задачи и других учёных.
Задача № 1
Задача:
Восьмиведровый бочонок заполнен доверху квасом. Двое должны разделить квас поровну. Но у них есть только два пустых бочонка, в один из которых входит 5 вёдер, а в другой 3 ведра. Как они могли разделить квас, пользуя только этими тремя бочками.
Решение:
8 вёдер
5 вёдер
3 вёдер
После 1-го переливания
3
5
0
После 2-го переливания
3
2
3
После 3-го переливания
6
2
0
После 4-го переливания
6
0
2
После 5-го переливания
1
5
2
После 6-го переливания
1
4
3
После 7-го переливания
4
4
0
Задача № 2
Задача:
Спросил некто учителя скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына. Учитель ответил если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100. Спрашивается, сколько было у учителя учеников?
Решение:
Задача № 2
Задача:
Послан человек из Москвы на Вологду, и велено ему в хождении своем совершати на всякий день по 40 верст; потом другий человек в другий (на следующий) день послан в след его, и велено ему идти на день 45 верст, и ведательно есть, в коликий день постигнет второй первого.
Решение:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задача № 4 (Льва Толстого).
Задача:
Продавец продает шапку. Стоит шапка 10 р. Подходит покупатель, меряет и соглашается взять, но у него есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 руб. Через какое то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько обманули продавца?
Решение:
1
2
3
4
5
6
Покупатель
25
10+5, шапка
Продавец
10+10+5
10
10
-15
Соседка
25
25
25
0
25
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что я познакомился с историей математики древних славян и разобрал некоторые задачи из учебника «Арифметики Л.Ф. Магницкого» и «Л.Н. Толстого»
Продуктом моей работы стал:
Навык решения старинных задач.
Навык работы над проектом: умение работать над текстовым документом, работа над презентацией, умение анализировать график работы над проектом.
Список литературы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Математика. 6 класс. - Виленкин Н.Я.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Рисунок 115