ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД 4 класс
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
4 класс
Время для выполнения заданий – 80 минут
Определите, какими звуками различаются слова мал – мял?
2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.
Бловать, звнит, взла, брла, жлюзи, дсуг, квртал, стляр, цмент, щвель.
3. Укажите «третье лишнее» выражение. Объясните, почему данный фразеологизм является «третьим лишним».
1) а) хоть глаз выколи;
б) хоть пруд пруди;
в) хоть отбавляй.
2) а) души не чаять;
б) носить на руках;
в) сбывать с рук.
3) а) во весь дух;
б) во все лопатки;
в) во весь голос.
4. Запишите пары слов, которые являются синонимами, и отдельно пары слов, которые являются антонимами.
Труд – безделье. Громадный – маленький. Смеяться – хохотать. Разговорчивый – молчаливый. Громадный – большой. Труд – работа. Рыдать – смеяться. Молчаливый – безгласный.
5. Определите, какой тип словаря представлен данной словарной стать й. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этого источника?
КАШТАН, -а, м. Дерево семейства буковых, дающее плоды в виде крупного ореха светло-коричневой окраски; плод такого дерева. Цветут каштаны. Рвать каштаны. Плоды этого дерева. Жареные каштаны.
6. Решите языковую задачу.
Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и ответьте на вопросы.
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Укажите корни этих слов.
Что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?
7. Подберите и запишите слова, которые соответствуют данным схемам. Обозначьте, какими частями речи эти слова являются.
1) С _________а л и
2) Вы_________ишь
3) Мал________ий
4) ___________к а
5) ___________ов ая
8. Выпишите из стихотворения Ю. Яковлева глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать».
Мыли, мыли, мыли,
Смыли горы пыли.
Т рли, т рли, т рли,
Ст кла перет рли.
Мелом, словно мылом,
Чисто их отмыли.
Может, синим небом
Окна застеклили?
9. Подчеркните грамматические основы 1-го и 2-го предложений. Определите, в прямом или переносном значении употребл н каждый глагол-сказуемое.
1) Дождь перестал. 2) От солнца же поднялась суета ветра, взъероши-лись деревья, забормотали травы и кустарники.
10. Расставьте знаки препинания.
1) Царевна Лебедь превращала его то в комара то в муху то в шмеля.
2) Злая жестокая бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец.
3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья и в муравья и в бабочку.
Максимально возможный балл – 58,5 баллов
КЛЮЧИ
1. Определите, какими звуками различаются слова мал – мял?
Ответ и критерии
Слова мал – мял различаются звуками [м] – [м’].
За правильный ответ – 2 балла.
Итого: 2 балла.
2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.
Бловать, звнит, взла, брла, жлюзи, дсуг, квртал, стляр, цмент, щвель.
Ответ и критерии
Баловать, звонит, взяла, брала, жалюзи, досуг, квартал, столяр, цемент, щавель.
За правильно поставленное ударение – 0,5 балла, за правильно вставленную букву – 0,1 балл.
Итого: 6 баллов
3. Укажите «третье лишнее» выражение. Объясните, почему данный фразеологизм является «третьим лишним».
1) а) хоть глаз выколи;
б) хоть пруд пруди;
в) хоть отбавляй.
2) а) души не чаять;
б) носить на руках;
в) сбывать с рук.
3) а) во весь дух;
б) во все лопатки;
в) во весь голос.
Ответ и критерии
1) а) хоть глаз выколи – темно (хоть пруд пруди, хоть отбавляй – много);
2) в) сбывать с рук – избавляться (души не чаять, носить на руках – сильно любить кого-либо);
3) в) во весь голос – громко (во весь дух, во все лопатки – очень быстро бежать, ехать, мчаться и т.п.).
За указание «третьего лишнего» выражения – по 0,5 балла. За объяснение каждого фразеологизма – по 0,5 балла.
Итого: 6 баллов
4. Найдите пары слов, которые являются синонимами, выпишите их. Затем выпишите пары слов, которые являются антонимами.
Труд – безделье. Громадный – маленький. Смеяться – хохотать. Разговорчивый – молчаливый. Громадный – большой. Труд – работа. Рыдать – смеяться. Молчаливый – безгласный.
Ответ и критерии
Слова-синонимы:
Громадный – большой. Молчаливый – безгласный. Труд – работа. Смеяться – хохотать.
Слова-антонимы:
Громадный – маленький. Разговорчивый – молчаливый. Труд – безделье. Рыдать – смеяться.
За каждую пару верно подобранных синонимов и антонимов – по 1 баллу.
Итого: 8 баллов.
5. Определите, какой тип словаря представлен данной словарной стать й. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этого источника?
КАШТАН, -а, м. Дерево семейства буковых, дающее плоды в виде крупного ореха светло-коричневой окраски; плод такого дерева. Цветут каштаны. Рвать каштаны. Плоды этого дерева. Жареные каштаны.
Ответ и критерии
Данная словарная статья взята из толкового словаря. В ней да тся толкование значения этого слова, указано ударение, имеется грамматическая помета – м. р. слова каштан.
(Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб., «Норинт», – 2000. – 1536 с).
За определение типа словаря – 3 балла, за краткую информацию о статье – 3 балла.
Итого: 6 баллов
6. Решите языковую задачу.
Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и ответьте на вопросы.
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Укажите корни этих слов.
Что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?
Ответ и критерии
Выделенные слова однокоренные, корень – град (в значении: город).
Слово «город» первоначально значило «ограда, забор», затем – «огороженное место», потом – «город, крепость». «Град» в современном значении – «город».
«Ограда» – «укрепление вокруг города», «крепостная стена», в современном значении – «забор».
За определение слов как однокоренных и за указание корней слов – 0,5 балла, за определение устаревших значений – по 1 баллу за слово, за определение значений в современном языке – по 1 баллу за слово.
Итого: 7,5 баллов
7. Подберите и запишите слова, которые соответствуют данным схемам. Обозначьте, какими частями речи эти слова являются.
1) С _________а л и
2) Вы_________ишь
3) Мал________ий
4) ___________к а
5) ___________ов ая
Ответ и критерии
1) связали – глагол
2) выбежишь – глагол
3) маленький – прилагательное
4) ручка – существительное
5) кленовая – прилагательное
За правильно подобранные слова – по 0,5 балла, за определение частей речи – по 0,5 балла.
Итого: 5 баллов
8. Выпишите из стихотворения Ю. Яковлева глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать».
Мыли, мыли, мыли,
Смыли горы пыли.
Т рли, т рли, т рли,
Ст кла перет рли.
Мелом, словно мылом,
Чисто их отмыли.
Может, синим небом
Окна застеклили?
Ответ и критерии
Смыли, перетерли, отмыли, застеклили.
За каждый правильно выписанный глагол – по 1 баллу.
Итого: 4 балла.
9. Подчеркните грамматические основы 1-го и 2-го предложений. Определите, в прямом или переносном значении употребл н каждый глагол-сказуемое.
1) Дождь перестал. 2) От солнца же поднялась суета ветра, взъероши-лись деревья, забормотали травы и кустарники.
Ответ и критерии
1) Дождь перестал (прямое значение). 2) От солнца же поднялась (переносное значение) суета ветра, взъерошились (переносное значение) деревья, забормотали (переносное значение) травы и кустарники.
За правильное подч ркивание грамматических основ – по 1 баллу в каждом предложении.
За определение прямого или переносного значения каждого глагола-сказуемого – по 1 баллу.
Итого: 8 баллов.
10. Расставьте знаки препинания.
1) Царевна Лебедь превращала его то в комара то в муху то в шмеля.
2) Злая жестокая бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец.
3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья и в муравья и в бабочку.
Ответ и критерии
1) Царевна Лебедь превращала его то в комара, то в муху, то в шмеля.
2) Злая, жестокая, бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец.
3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья, и в муравья, и в бабочку.
За правильную расстановку знаков препинания – по 2 балла за каждое предложение.
Итого: 6 баллов.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15