ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД 4 класс 
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
4 класс
Время для выполнения заданий – 80 минут 
Определите, какими звуками различаются слова мал – мял? 
2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение. 
Бловать, звнит, взла, брла, жлюзи, дсуг, квртал, стляр, цмент, щвель. 
3. Укажите «третье лишнее» выражение. Объясните, почему данный фразеологизм является «третьим лишним». 
1) а) хоть глаз выколи; 
б) хоть пруд пруди; 
в) хоть отбавляй. 
2) а) души не чаять; 
б) носить на руках; 
в) сбывать с рук. 
3) а) во весь дух; 
б) во все лопатки; 
в) во весь голос. 
4. Запишите пары слов, которые являются синонимами, и отдельно пары слов, которые являются антонимами. 
Труд – безделье. Громадный – маленький. Смеяться – хохотать. Разговорчивый – молчаливый. Громадный – большой. Труд – работа. Рыдать – смеяться. Молчаливый – безгласный. 
5. Определите, какой тип словаря представлен данной словарной стать й. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этого источника? 
КАШТАН, -а, м. Дерево семейства буковых, дающее плоды в виде крупного ореха светло-коричневой окраски; плод такого дерева. Цветут каштаны. Рвать каштаны. Плоды этого дерева. Жареные каштаны. 
6. Решите языковую задачу. 
Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и ответьте на вопросы. 
Мать и сын идут ко граду. 
Лишь ступили за ограду, 
Оглушительный трезвон 
Поднялся со всех сторон. 
Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Укажите корни этих слов. 
Что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке? 
7. Подберите и запишите слова, которые соответствуют данным схемам. Обозначьте, какими частями речи эти слова являются. 
1) С _________а л и 
2) Вы_________ишь 
3) Мал________ий 
4) ___________к а 
5) ___________ов ая 
8. Выпишите из стихотворения Ю. Яковлева глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать». 
Мыли, мыли, мыли, 
Смыли горы пыли. 
Т рли, т рли, т рли, 
Ст кла перет рли. 
Мелом, словно мылом, 
Чисто их отмыли. 
Может, синим небом 
Окна застеклили? 
9. Подчеркните грамматические основы 1-го и 2-го предложений. Определите, в прямом или переносном значении употребл н каждый глагол-сказуемое. 
1) Дождь перестал. 2) От солнца же поднялась суета ветра, взъероши-лись деревья, забормотали травы и кустарники. 
10. Расставьте знаки препинания. 
1) Царевна Лебедь превращала его то в комара то в муху то в шмеля. 
2) Злая жестокая бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец. 
3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья и в муравья и в бабочку. 
Максимально возможный балл – 58,5 баллов
КЛЮЧИ
1. Определите, какими звуками различаются слова мал – мял? 
Ответ и критерии 
Слова мал – мял различаются звуками [м] – [м’]. 
За правильный ответ – 2 балла. 
Итого: 2 балла. 
2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение. 
Бловать, звнит, взла, брла, жлюзи, дсуг, квртал, стляр, цмент, щвель. 
Ответ и критерии 
Баловать, звонит, взяла, брала, жалюзи, досуг, квартал, столяр, цемент, щавель. 
За правильно поставленное ударение – 0,5 балла, за правильно вставленную букву – 0,1 балл. 
Итого: 6 баллов 
3. Укажите «третье лишнее» выражение. Объясните, почему данный фразеологизм является «третьим лишним». 
1) а) хоть глаз выколи; 
б) хоть пруд пруди; 
в) хоть отбавляй. 
2) а) души не чаять; 
б) носить на руках; 
в) сбывать с рук. 
3) а) во весь дух; 
б) во все лопатки; 
в) во весь голос. 
Ответ и критерии 
1) а) хоть глаз выколи – темно (хоть пруд пруди, хоть отбавляй – много); 
2) в) сбывать с рук – избавляться (души не чаять, носить на руках – сильно любить кого-либо); 
3) в) во весь голос – громко (во весь дух, во все лопатки – очень быстро бежать, ехать, мчаться и т.п.). 
За указание «третьего лишнего» выражения – по 0,5 балла. За объяснение каждого фразеологизма – по 0,5 балла. 
Итого: 6 баллов 
4. Найдите пары слов, которые являются синонимами, выпишите их. Затем выпишите пары слов, которые являются антонимами. 
Труд – безделье. Громадный – маленький. Смеяться – хохотать. Разговорчивый – молчаливый. Громадный – большой. Труд – работа. Рыдать – смеяться. Молчаливый – безгласный. 
Ответ и критерии 
Слова-синонимы: 
Громадный – большой. Молчаливый – безгласный. Труд – работа. Смеяться – хохотать. 
Слова-антонимы: 
Громадный – маленький. Разговорчивый – молчаливый. Труд – безделье. Рыдать – смеяться. 
За каждую пару верно подобранных синонимов и антонимов – по 1 баллу. 
Итого: 8 баллов. 
5. Определите, какой тип словаря представлен данной словарной стать й. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этого источника? 
КАШТАН, -а, м. Дерево семейства буковых, дающее плоды в виде крупного ореха светло-коричневой окраски; плод такого дерева. Цветут каштаны. Рвать каштаны. Плоды этого дерева. Жареные каштаны. 
Ответ и критерии 
Данная словарная статья взята из толкового словаря. В ней да тся толкование значения этого слова, указано ударение, имеется грамматическая помета – м. р. слова каштан. 
(Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб., «Норинт», – 2000. – 1536 с). 
За определение типа словаря – 3 балла, за краткую информацию о статье – 3 балла. 
Итого: 6 баллов 
6. Решите языковую задачу. 
Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и ответьте на вопросы. 
Мать и сын идут ко граду. 
Лишь ступили за ограду, 
Оглушительный трезвон 
Поднялся со всех сторон. 
Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Укажите корни этих слов. 
Что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке? 
Ответ и критерии 
Выделенные слова однокоренные, корень – град (в значении: город). 
Слово «город» первоначально значило «ограда, забор», затем – «огороженное место», потом – «город, крепость». «Град» в современном значении – «город». 
«Ограда» – «укрепление вокруг города», «крепостная стена», в современном значении – «забор». 
За определение слов как однокоренных и за указание корней слов – 0,5 балла, за определение устаревших значений – по 1 баллу за слово, за определение значений в современном языке – по 1 баллу за слово. 
Итого: 7,5 баллов 
7. Подберите и запишите слова, которые соответствуют данным схемам. Обозначьте, какими частями речи эти слова являются. 
1) С _________а л и 
2) Вы_________ишь 
3) Мал________ий 
4) ___________к а 
5) ___________ов ая 
Ответ и критерии 
1) связали – глагол 
2) выбежишь – глагол 
3) маленький – прилагательное 
4) ручка – существительное 
5) кленовая – прилагательное 
За правильно подобранные слова – по 0,5 балла, за определение частей речи – по 0,5 балла. 
Итого: 5 баллов 
8. Выпишите из стихотворения Ю. Яковлева глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать». 
Мыли, мыли, мыли, 
Смыли горы пыли. 
Т рли, т рли, т рли, 
Ст кла перет рли. 
Мелом, словно мылом, 
Чисто их отмыли. 
Может, синим небом 
Окна застеклили? 
Ответ и критерии 
Смыли, перетерли, отмыли, застеклили. 
За каждый правильно выписанный глагол – по 1 баллу. 
Итого: 4 балла. 
9. Подчеркните грамматические основы 1-го и 2-го предложений. Определите, в прямом или переносном значении употребл н каждый глагол-сказуемое. 
1) Дождь перестал. 2) От солнца же поднялась суета ветра, взъероши-лись деревья, забормотали травы и кустарники. 
Ответ и критерии 
1) Дождь перестал (прямое значение). 2) От солнца же поднялась (переносное значение) суета ветра, взъерошились (переносное значение) деревья, забормотали (переносное значение) травы и кустарники. 
За правильное подч ркивание грамматических основ – по 1 баллу в каждом предложении. 
За определение прямого или переносного значения каждого глагола-сказуемого – по 1 баллу. 
Итого: 8 баллов. 
10. Расставьте знаки препинания. 
1) Царевна Лебедь превращала его то в комара то в муху то в шмеля. 
2) Злая жестокая бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец. 
3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья и в муравья и в бабочку. 
Ответ и критерии 
1) Царевна Лебедь превращала его то в комара, то в муху, то в шмеля. 
2) Злая, жестокая, бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец. 
3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья, и в муравья, и в бабочку. 
За правильную расстановку знаков препинания – по 2 балла за каждое предложение. 
Итого: 6 баллов.
13PAGE  15
13PAGE  14115
15