Статья ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ



ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ


Первый класс школы – один из наиболее критических периодов в жизни детей. Поступление ре-бёнка в школу приводит к возникновению эмоционально стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет целый комплекс новых факторов: учитель, учебный коллектив, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Организм ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Выделяют три фазы адаптации:

Реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребёнка отвечают бурной реакцией и напряжением. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 2–3 недели.

Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычные воздействия.

Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новым нагрузкам варианты реагирования, т.е. собственно адаптация.

Длительность периода адаптации к школе для каждого ребёнка при разных условиях неодинакова, поэтому называемые исследователями сроки её не совпадают. Большинство учёных считают, что относительно устойчивое приспособление к школе проходит на 5–6-й неделе обучения.

Адаптация к школе далеко не у всех детей проходит безболезненно. У некоторых детей она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации ребёнка к школе, которая ведёт к серьёзным последствиям для него (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти своё место в жизни).

Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявленным системой обучения в школе, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребёнка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, плохое состояние здоровья и т.п. Всё это – комплекс «внутренних» причин, так называемые «проблемы ребёнка». Однако существуют и «внешние» причины школьной дезадаптации, «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с учениками и родителями. Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязанно, вытекают один из другого.
Всё многообразие школьных трудностей условно можно разделить на 2 типа:

специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторных координаций, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;

неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом работы. На уроке неадаптированный ребёнок отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом работы. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний выполнить; он не умеет работать обдуманно, по плану (а не ме-тодом проб и ошибок) и т.п.

Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, разная высота и протяжённость графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор – вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных (элементах) заменах и пропусках букв.

Вызваны они несоответствием темпов работы ученика и класса, трудностями концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), очень медленный темп чтения.

При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую в процессе деятельности, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Всё перечисленное выше является лишь частью проявлений школьной дезадаптации. Несоответствие уровня психофизиологического состояния ребёнка школьным нагрузкам ведёт к нарушениям его психического и соматического развития, ослаблению здоровья. Социальная незрелость порождает проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, в выполнении школьных норм и правил поведения. Всё это в конечном итоге ведёт к школьной неуспеваемости, которая усугубляет имеющееся неблагополучие.


Каким же образом среди пришедших в школу жизнерадостных первоклашек распознать будущих «неудачников»? Многое даёт изучение дошкольного развития ребёнка и предшкольная диагностика (тестирование). Однако они не всегда возможны и недостаточно достоверны.

Сформированность у ребёнка учебно-мотивационной сферы, хорошая работоспособность и достаточная для школьных нагрузок функциональная зрелость играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью. Можно предположить, что при отсутствии других осложняющих факторов адаптация в школе у такого ребёнка пройдёт относительно успешно.
Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении со сверстниками. Следует отметить, что низкая учебная мотивация – тоже следствие каких-то причин, чаще всего идущих из семьи. Успех устранения причины кроется в индивидуальной работе не только с детьми, но и родителями.
Смирнова Е.В., учитель начальных классов



15