Методическая разработка занятия по Педагогике для студентов СПО по теме Школьная дезадаптация

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Губернский колледж г. Сызрани»
Социально-педагогический профиль












Разработка урока педагогики по теме
«Школьная дезадаптация»



Специальность 050146(44.02.02) «Преподавание в начальных классах»
Преподаватель: Юренкова В. С.








Сызрань, 2016

Технологическая карта учебного занятия
Преподаватель: Юренкова Виктория Сергеевна
Дисциплина: Педагогика
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа: 146-3
Тема занятия: Школьная дезадаптация как педагогическое явление
Тип урока: комбинированный урок
Длительность: 90 минут
Цель: Формирование представления о школьной дезадаптации
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление о сущности процесса школьной дезадаптации, раскрыть причины и признаки проявления школьной дезадаптации;
-актуализировать и закреплять знания о процессе адаптации и о социальной дезадаптации как педагогическом явлении;
-формировать навыки отбора необходимой информации при работе с периодическими изданиями в области педагогики;
-расширять кругозор студентов в области педагогической теории;
-совершенствовать навыки сотрудничества посредством организации работы в микрогруппах,
Воспитательные :
-формировать любовь и устойчивый интерес к профессии учителя посредством организации работы с афоризмами, с периодическими изданиями, через проведение параллели между понятиями, через установление связи с жизнью;
-воспитывать чувство коллективизма, товарищества через организацию работы микрогрупп;
Развивающие:
-развивать навыки работы с дополнительными источниками информации, умение работать с полученной информацией, отбирать основное и главное;
-развивать коммуникативную компетентность через организацию различных форм работы;
Развивать способность и готовность высказывать свою точку зрения на проблему, формировать суггестивные навыки посредством организации работы с высказываниями великих педагогов;

Формируемые ОК, ПК
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Оборудование: раздаточный материал.
Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия
Содержание учебного материала
Методы обучения
Средства обучения

Организационный момент
Приветствие. Настрой на работу.



Целеполагание

Работа над высказываниями
На доске вы видите высказывания.
«Все проблемы с детьми возникают там, где воспитателю не хватает доброго голоса и доброго взгляда» Соловейчик.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л. Н. Толстой
-Прочитайте эти высказывания (по одному)
-Как вы понимаете это высказывание ? Каково ваше отношение к нему?
-Как вы думаете, что общего в этих высказываниях? Какой общей темой можно их объединить? (учебно-воспитательный процесс часто сопряжен с различными проблемами детей)
-Как можно сформулировать тему?
Тема звучит так: Школьная дезадаптация. Причины, формы проявления, способы преодоления.
Постановка цели занятия
-Какие задачи мы должны поставить перед собой?
-Раскрыть понятие «Школьная Дезадаптация», определить причины и формы ее проявления, обозначить способы преодоления школьной дезадаптации.
-Какие уже имеющиеся знания нам могут понадобиться?
(Понятие адаптации, дезадаптации)
Проблемный










Мультимедийная презентация, проектор, экран, ПК


















Актуализация знаний
Беседа «Что мы знаем о дезадаптации? »
Итак , что мы знаем об адаптации?
Для какого понятия оно является противоположным? (дезадаптация)
Какой процесс называют адаптацией?
Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека
биосоциальные функции:

адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
адекватная система отношений и общения с окружающими;
гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
С каким понятием мы работали на предыдущих уроках? (социальная дезадаптация)
Проверка д\з (фронтальная работа со схемой)
На доске вы видите схему, которая отражает сущность социальной дезадаптации. Вам необходимо заполнить эту схему.
(Сообщение о социальной дезадаптации)
Дезадаптацию можно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.
        Социальная дезадаптация – процесс утраты социально-значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению индивида к условиям внешней среды.

Причины
К числу таковых некоторые специалисты относят:
a. индивидуальные;
b. психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);
c. социально-психологические факторы;
d. личностные факторы;
e. социальные факторы.
Индивидуальные факторы( тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций и т.д.)
Психолого-педагогические факторы, ( индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы)
Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений.
Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.
Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Отмечается недоступность всем подросткам многих форм обучения, сокращение числа учебных заведений, мест отдыха для подростков.
Формы проявления
Она проявляется:
в нарушении норм морали и права,
в асоциальном поведении,
в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;
отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы);
резком ухудшении нервно- психического здоровья;
Увеличении подростковой алкоголизации, склонности к суициду.
Способы преодоления социальной дезадаптации
Раннее выявление детей группы риска;
Консультативно- разъяснительная работа с родителями и педагогами;
Мобилизация воспитательного потенциала среды;
Работа с референтной группой;
Социально-педагогический патронаж дезадаптированного несовершеннолетнего;
Привлечение необходимых специалистов

























Репродуктивный



































Мультимедийная презентация, проектор, экран, ПК







Открытие нового знания.

Сопоставление схем
-Посмотрите на 2 этих понятия: соц. дезадаптация и школьная дезадаптация.
На ваш взгляд, эти понятия будут иметь что-то общее?
Что?
Предположите, как может звучать определение школьной дезадаптации, если сопоставить его с определением социальной дезадаптации.

Если понятия сопоставимы и схожи, значит, и рассматриваемые проблемы будут иметь схожие структуры.
Вспомнив структуру социальной дезадаптации, мы сможем раскрыть структуру дезадаптации школьной.
Заполнение схемы «Школьная дезадаптация»:
А) Признаки школьной дезадаптации – сообщение
Для того, чтобы выявить признаки проявления школьной дезадаптации, предлагаю вам поработать в микрогруппах.
Перед вами фрагмент письма от родителей второклассника. Они обращаются за помощью к детскому психологу. Ваша задача – прочитать этот фрагмент и назвать признаки проявления школьной дезадаптации.

Работа в группах

Прочитайте выдержку из письма родителей второклассника и назовите признаки проявления школьной дезадаптации.

«Мой сын учится во 2 классе. Когда он поступил в первый класс, ему было почти 7 лет. Сначала все было хорошо, он старался учиться, ему нравился учитель, и , как нам казалось, даже сдружился с одноклассниками. Но в начале второго класса ребенка словно подменили!
Из школы он приходит абсолютно без сил, хотя занимается там ровно столько же, сколько и его ровесники, у которых, как уверяют их родители, такой проблемы нет. По утрам он с трудом просыпается, часто говорит, что не хочет идти в школу, потому что ему там не нравится, и ребят, с которыми можно было бы дружить, там нет. Он может заявить, что плохо себя чувствует (болит живот, голова, горло), чтобы не ходить в школу.
Классный руководитель стал жаловаться на его поведение: ребенок не выполняет требований учителя, может нагрубить, часто дерется со сверстниками. Если раньше наш сын рассказывал дома обо всем, что происходило в его школьной жизни, то сейчас предпочитает отмалчиваться.
Нас очень беспокоят его оценки: в первом классе он отлично справлялся с программой, а сейчас почти каждый день приносит из школы «тройки»»
Выступление групп.
Сейчас каждая группа назовет по 2 признака.
Для того, чтобы выяснить, правильно ли группы справились с заданиями, послушаем сообщения о признаках проявления школьной дезадаптации, которые подготовили девочки.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.

Б) Причины школьной дезадаптации – анализ ситуации
Просмотр видеофрагмента детского журнала «Ералаш» - «Школа моей мечты»
Каждая группа должна найти как можно больше педагогических ошибок, совершенных ребенком.
Анализ ситуации
Кто является участниками данной ситуации?
Определите стили отношений, руководства, общения педагога;
Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
Как можно сформулировать педагогическую проблему?
(неблагоприятный психологический климат в классе)
Какие ошибки учителей повторяет ученик?

- Авторы «Ералаша» в комичном виде хотели показать, что проблемы могут возникать в элементарных ситуациях, и если отнестись к ним правильно, то проблем можно избежать, поэтому конфликт между учителем и учеником возникает от неправильной реакции учителя на поведение ребенка.
- Какое поведение учителя могло бы предотвратить возникновения конфликтных ситуаций, только что нам продемонстрированных.
Попробуем провести педагогический практикум по решению предложенных проблем.
- 4 проблемные ситуации
Ребенок просится выйти
Ребенок читает журнал на уроке
Ребенок не дает дневник для записи замечания
Ребенок не знает ответа на вопрос
-Каждая группа должна предложить пути выхода из данной ситуации, чтобы избежать конфликта
Итак, мы выяснили, что одним из факторов, влияющих на появление школьной дезадаптации, причем, немаловажным, является неправильная тактика преподавания.
Какими еще могут быть причины возникновения школьной дезадаптации?
Каждой группе предлагается список факторов, влияющих на ребенка в процессе обучения. Вам нужно будет выбрать из предложенного списка те факторы, которые могут способствовать возникновению школьной дезадаптации.
Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей;
Наличие серьезных хронических заболеваний;
Применение дифференцированных заданий на уроках;
Непосильный объем учебных нагрузок;
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся со стороны учителя;
Преобладание отрицательной оценочной стимуляции (Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников);
Применение различных форм и методов работы на уроке;
Неблагоприятная обстановка в классе (неправильная тактика преподавания, частые конфликты с детьми и учителем);
Низкая готовность к школе;
Вовлечение детей во внеурочную деятельность класса;
Несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
Отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
Частая смена видов деятельности на уроке;
Несоответствие темпа учебной работы на уроке учебным возможностям детей;
Неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
Чрезмерная требовательность родителей;
Применение на уроках технических средств обучения
Незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
Демократический стиль общения педагога;
Частое проведение физкультминуток на уроках;
Несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
Наличие у ребенка дружеских отношений с одноклассниками;
Чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
Злоупотребление педагогом авторитарным стилем общения;

Каждая группа называет факторы школьой дезадаптации и объясняет каждый из них. При этом заполняется таблица.
Причины школьной дезадаптации:
низкая готовность к школе;
несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
чрезмерная требовательность родителей;
гиперопека со стороны родителей;
незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
высокая тревожность самих родителей;
несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
наличие серьезных хронических заболеваний;
чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным.
Проблема дезадаптации первоклассников - работа со статьей
Каждая подгруппа получает фрагмент статьи. Вам необходимо ответить на проблемный вопрос. В результате мы получим полную информацию по статье.
- выступление групп.
Итак, о чем статья? Предположите, каким может быть название?
-ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ




Частично-поисковый















Поисковый









































































Мультимедийная презентация, проектор, экран, ПК, индивидуальные схемы, карточки для групповой работы


V. Подведение итогов урока

На какие факторы мы можем оказать влияние , чтобы их минимизировать? И каким образом это можно сделать?
Запишите домашнее задание:
Подготовить связный рассказ о школьной дезадаптации по схеме
Подготовить сообщение о способах преодоления школьной дезадаптации
Синквейн
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
2) Рефлексия деятельности
На доске вы видите предложения. Вам необходимо их продолжить:
Сегодня на уроке я узнал(а)
На уроке мне было интересно
Свой вклад в работу группы я оцениваю
На уроке возникали такие трудности как

Мультимедийная презентация, проектор, экран, ПК















Приложение1


Высказывания о педагогическом труде.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик. - Лев Толстой

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - Василий Ключевский

Педагог без любви к ребенку - все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей. -Т.Гончаров

Те, у кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит вас, заслуживает это имя. - Иоганн Гете














Приложение 2

Алгоритм анализа педагогической ситуации
- назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
- назовите участников ситуации (главных и второстепенных)
( определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную)
( дайте им характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
определите стили отношений, руководства, общения педагога;
( дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
( оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
- определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации
( конкретизируйте задачу, которую следует решить.

Алгоритм решения педагогической задачи
- выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания
( рассмотрение различных вариантов действий педагога.
- определение соответствующих методических приемов
( подбор необходимых средств, способствующих решению задачи
( продумывание оперативной структуры действий педагога
( характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.



15