Доклад по теме: «Формирование экологической культуры, патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности»







Доклад по теме:
«Формирование экологической культуры, патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности»



















Подготовила: Ананко Т.А.



2014
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход школы на ФГОС.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное и общекультурное. Личность ученика становиться центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Смысл школьного образования разработчики ФГОС второго поколения понимают так: школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание. Воспитание ценностных отношений – сложный и тонкий процесс.
Воспитание ценностного отношения к Родине представляется особо трудным. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса, но в особенности во внеурочной деятельности. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно ориентированные воспитательные возможности. Как показал опыт, использование кружковой работы позволяет намного успешнее воспитать у младших школьников чувство патриотизма.
Обогащение духовного мира детей, формирование патриотизма и любви к Родине, развитие творческого мышления – цель программы. В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи:
- помочь лучше узнать край, глубже понять его особенности;
- наладить взаимосвязь с природой, историей и культурой;
- приобщить к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям;
- пробудить чувство гордости за свой родной край, любовь к природе, уважение к трудовому человеку;
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с учетом их интересов и склонностей.
Начинала свою работу с изучения родной природе, что является важнейшей стороной патриотического воспитания. Тем более что наш край славится своей замечательной природой. А чтобы понять и по-настоящему полюбить эту природу, нужно её хорошо знать.
Узнать как можно больше о родном крае, его прошлом и настоящем - естественные желания юного гражданина. Удовлетворить эту потребность школьников - основная задача работы кружка. Поэтому чрезвычайно важно так организовать систему обучения и воспитания, чтобы каждый ребёнок хорошо знал природу родного края, был патриотом своей «малой родины». Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю, музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поэтому во внеурочное время необходимо проводить экскурсии в природу. На первых этапах, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому в своей работе приоритетным направлением ставлю воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:
- Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
- Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
На занятиях я использую следующие формы работы:
- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
- Экскурсии в природу;
- Беседы, доклады, экологические праздники;
- Проекты, исследовательские работы;
Моя задача, как учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии («Наш парк», «Предприятия моего города»), т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений. Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края» и др). В этом на помощь мне приходит наш школьный музей, городской краеведческий музей. На занятиях ученики узнают о работе таких организаций, как: «Фонд охраны дикой природы», «Гринпис» и др.
Ребята участвуют в экологических акциях: «Берегите растения», «Птичья столовая».
Ученики класса с удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса.
Проект «Столовая для птиц» осуществлялся в зимнее время. С помощью родителей ребята изготовили и повесили 8 кормушек. Суть проекта в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. В процессе дети наблюдали за взаимоотношениями разных видов, делали выводы. Приняли участие в акции «Птичья столовая».
С учащимися класса была проведена исследовательская деятельность по теме «Защити озоновый слой. В данной работе учащиеся рассказывают о том, как люди, загрязняя окружающую природу, ставят под угрозу ее существование. Рассмотрены основные причины и виды загрязнений; предложены меры по борьбе с загрязнениями; проведена практическая работа.
На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что патриотическое воспитание и воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий по внеурочной деятельности, конкретно на занятий кружка «Мой край», «Моя первая экология».
15