Статья Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике 
Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике
            Внеурочная деятельность - это  целенаправленная      образовательная      деятельность ОУ, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей   определенной    возрастной    группы, формирования у них  потребности  к участию  в  социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации  их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности.
              Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности обучающегося.
            В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов. 
   Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, как и личностных результатов,  удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
  Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС  они выстраиваются по нижеследующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:
– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
– установление причинно-следственных связей;
– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательства для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации,  представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).    Внеурочная деятельность по математике в нашей школе  реализуется посредством различных форм, таких, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, и т. д.    К внеурочной деятельности относится подготовка к интеллектуальным играм, предметным и альтернативным олимпиадам, научно-практическим конференциям, проектная деятельность.
Все эти виды работ объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память. А занимательно-игровая форма позволяет заинтересовать и вынуждает активно работать всех участников процесса.
      Промежуточным результатом могут являться выступления учащихся на различных конференциях школьников, помощь учителю в подготовке и проведению различных мероприятий по предмету. 
     Эффективным методом работы  по формированию метапредметных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Основное отличие проектной деятельности от других видов деятельности – это направленность на достижение конкретных целей, оригинальный конечный результат.
         Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами. 
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: 
представление коллективного результата группы обучающихся;
 индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; 
 качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.