Статья. Логопедические рекомендации для родителей и учителей. учитель-логопед МОУСОШ№1 с. Новоселицкого Замковой О.М.


Статья. Логопедические рекомендации для родителей и учителей.
учитель-логопед МОУСОШ№1
с. Новоселицкого Замковой О.М.
Как проходит логопедическая диагностика?
В начале учебного года учитель-логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
произносительная сторона;
фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез);
словарь;
грамматический строй речи;
связная речь;
артикуляционная моторика (подвижность органов речи);
мелкая моторика рук;
состояние чтения и письма школьников.
1.Примерные виды заданий логопедического обследования
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.);
умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток);
состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из 2-4-х частей);
знание элементарных математических понятий ( один, много, ни одного);
умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего);
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить
2.Обследование словаря
1. Предметный словарь:
покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
покажи и назови части тела ( руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
покажи и назови части предметов ( дома, машины, самолета, куклы, часов);
покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь).
2. Предикативный словарь:
покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит);
покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит).
3. Классификация предметов:
назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, мебель);
узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар).
3.Обследование грамматических категорий
единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?).
4.Обследование связной речи
Составление рассказа по сюжетной картинке или серии картинок.
По результатам диагностики логопед делает заключение на ребенка. В ходе консультации знакомит родителей с результатами обследования, отвечает на вопросы и информирует о необходимости логопедической помощи.
Речевая готовность к школе:
умение полно и последовательно составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок;
правильно построение предложений;
умение различать гласные и согласные звуки;
умение разделять слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;
умение определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "сани";
умение составлять слова из последовательно заданных звуков;
правильное звукопроизношение и произношение слов различной слоговой структуры;
словарный запас и грамматический строй речи соответствую возрасту.