Система работы учителя-логопеда МОУСОШ№1 с. Новоселицкого Замковой О.М.
Система работы учителя-логопеда МОУСОШ№1 с. Новоселицкого Замковой О.М.
Логопедическая служба в школе создана с целью оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении образовательных программ.Основные задачи логопедической службы:
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении образовательных программ.
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей обучающихся.
Осуществление процесса коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы.
Направления работы логопедической службы
Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Формирование звукового анализа и синтеза.
Постановка и автоматизация дефектных звуков.
Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Коррекция элементов учебной деятельности.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Также у учащихся начальных классов имеются нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики. Всё это мешает в полной мере раскрыть детям свои природные способности и интеллектуальные возможности. Отсюда страдает весь процесс обучения.
Учитель-логопед проводит диагностику устной и письменной речи учащихся, определяет структуру и степень речевых дефектов. Составляет статистические отчеты по результатам диагностики.
В начале учебного года комплектуются группы для занятий. С 15 сентября по 15 мая проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
В первую очередь в логопедические группы зачисляются дети с речевыми дефектами, препятствующими успешному освоению общеобразовательных программ (учащиеся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Для фиксирования коррекционного процесса оформляется необходимая документация: журнал учета посещаемости занятий, журнал обследования, речевые карты на каждого ученика, общий план методической работы на год, перспективные, календарно-тематические и ежедневные планы,график работы, расписание занятий и отчет о проделанной работе за учебный год.
Учитель-логопед тесно сотрудничает с родителями: оказывает консультативную помощь, проводит собрания с родителями учеников, зачисленных на логопедические занятия. Дает необходимые рекомендации по домашней работе для закрепления результатов.
При необходимости и с согласия родителей учащиеся могут быть направлены учителем-логопедом к врачам-специалистам (сурдологам, ортодонтам, невропатологам и др.), а также к психологам и дефектологам для консультации.
Логопед тесно сотрудничает с учителями начальных классов: консультирует, сообщает результаты диагностик, дает рекомендации, выступает на МО учителей начальных классов, проводит семинары.
Логопедический кабинет регулярно оснащается различными дидактическими пособиями, необходимыми в работе. Оформлен стенд и паспорт кабинета.
Логопед систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Активно работает в МО учителей-логопедов, обобщает свой опыт в печатных изданиях. Учитель - логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию речевых нарушений у детей. Использует разнообразные методы, приемы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Все занятия коррекционно-логопедической службы ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Замковой Ольги Макаровны.
1. Логопедическая ритмика.
2. Физкультминутки.
5. Кинезиологические упражнения:
растяжки; дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; упражнения для релаксации.
6. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Логопедическая ритмика направлена на:
коррекцию речевых нарушений;
обучение правильному дыханию;
оптимизацию мышечного тонуса и обучение релаксации;
развитие целостного образа тела и повышение устойчивости;
развитие чувства ритма;
формирование пространственных представлений;
формирование межполушарного взаимодействия;
развитие психических процессов.
1. В результате выполнения музыкально-ритмических движений, у детей появляются умения управлять своим мышечным аппаратом. Внешняя выразительность движений проявляется в правильном распределении мускульной энергией по всему телу и в освобождении тела от излишнего напряжения.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
2. Биоэнергопластика.
Содружественное взаимодействие руки и языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
4. Основные задачи физминутки – это:
снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
5. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Комплексы упражнений направлены и на профилактику нарушений зрения.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
6.Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития и совершенствования основных речевых движений.
Значение мелкой моторики:
- Развитие статической координации
- Развитие динамической координации
- Развитие двигательной памяти
- Повышение работоспособности коры головного мозга
- Подготовка руки к письму.