Формирование у младших школьников оптимистического мироощущения как основы гражданско-патриотического воспитания.


Светлана Геннадьевна Захарова,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 2
ЗАТО Александровск,
город Полярный
Мурманской области.
Формирование у младших школьников оптимистического мироощущения как основы гражданско-патриотического воспитания.Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств. Бернард Шоу утверждал: «Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились».
Работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Воспитать человека, любящего свой народ, край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; способного принимать решения и брать ответственность на себя за выполнение принятых решений - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте  только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей воспитательной работы, составной частью которой является также формирование позитивного отношения к жизни, являющегося основой оптимистического мироощущения ребенка, без которого сложно воспитать патриота и гражданина.
Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро или зло, дружбу или ссору, любовь или ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, а не осознанным, поэтому мы учим детей воспринимать типичные жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.
Природе ребенка свойственно жизнерадостное, оптимистическое мироощущение. Проблемы «большого мира» он не осознает, и они его в основном не касаются. Однако ситуация «оптимистичный ребенок в пессимистичном мире» длится недолго, и, если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше.
Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь, по нашему мнению, состоит в
субъектной позиции ученика, т.е. умении ребенка оценивать ситуацию на основе собственного действия, решения, а не слов, оценок, действий других людей;
толерантности как умения принимать разное, отличное от собственного или привычного;
рефлексивной оценке как способе решения жизненных задач.
Все внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность обучающихся разрабатываются нами в соответствии с основными целями и задачами новых Федеральных государственных образовательных стандартов в развитии социальной компетентности учащихся и с учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников.
Теоретическую основу воспитательной работы составили идеи Л.С.Выготского,
А. Н. Леонтьева, Ш. А. Амоношвили.
Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, мы определили для себя главной целью создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.
Основные задачи воспитательного процесса:
формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;
побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;
способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
учить детей понимать смешное.
Через игру, общение, познание создается возможность освоения ребенком социальной жизни. Как показывает опыт, и школьная, и социальная адаптация ребенка вообще осуществляется более успешно, если ребенку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура,  культура общения и поведения. Таким образом, внеурочная деятельность способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватного восприятия социальной жизни.
Особенностью воспитательной работы в начальной школе является ее построение на основе принципа событийности. Это означает, что усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает ее дальнейшее применение в жизни. Это также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей. Каждый взрослый в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своём пути, он умел преодолевать достойно и с честью.
Содержательным стержнем всех мероприятий в нашей школе является понятие «оптимизм».
С начала учебного года с родительским комитетом класса мы планируем те мероприятия, которые помогут сплотить наших детей в дружный классный коллектив. Именно в коллективе ребенок способен проявить свои лидерские качества, творческие способности и свою индивидуальность. Он будет стремиться хорошо учиться, чтобы не подводить своих товарищей, родителей и учителя.
Главная заповедь нашего класса: в дружбе - наша сила! В начале учебного года делаем уголок, в котором отражены школьные дела учеников. Он мобильный, фотографии легко перемещаются, что позволяет каждые три месяца менять поручения. Дети поделены на министерства и у каждого министерства свои узкий круг задач, благодаря чему легко справляются со своим поручением.
В течение учебного года мы посещаем ГИКМ (музей), где дети не только слушают историю нашего города, но и пытаются сами смастерить макеты из прошлого. При встречах с членами организации «Дети войны» ребята задают много вопросов о том, как они жили в те трудные годы, и дарят подарки, сделанные своими руками.
Мы всегда стараемся дарить людям радость. После посещения театра Северного Флота, был поставлен спектакль «Магазин игрушек». Его увидели дети с ограниченными возможностями и ученики 1-х и 2-х классов нашей начальной школы.
Каждый год в феврале мы участвуем в параде юнармейских войск, посещаем мемориал «Защитники Заполярья» - памятник Алёши в Мурманске.
Некоторые родители наших учеников работают на ОАО 10 СРЗ. РК класса решили организовать туда экскурсию. Мы даже сами не ожидали, с каким восторгом ребята будут рассказывать об увиденном на заводе. Важно то, что к этой экскурсии мы готовились. Заранее просмотрели фильм, где некоторые дети увидели на рабочих местах своих родителей. Как они этим гордились! А после экскурсии мы приступили к созданию рукописной книги - «Кем быть».
В первом классе мы написали книгу «О счастье», которая стала абсолютным победителем в конкурсе рукописной книги в ЗАТО Александровск. Ребята описывали свой самый счастливый день в жизни и рисовали рисунки об этом дне. Запомнилась поездка в океанариум, в тропическую купальню центра отдыха «Огни Мурманска», на страусиную ферму, в «Снежный городок» Мурманска.
Детям нравится, когда на мероприятиях класса присутствуют их родители. Праздники «Мамина планета», «Рыцарский турнир», «Мама - это солнца луч», «Новогодний калейдоскоп» способствуют формированию оптимистического мироощущения у каждого ребёнка.
Ежегодно по итогам учебного года мы проводим праздник «Вот и стали мы на год взрослее». Дети читают стихи, показывают сценки, поют, танцуют, играют и соревнуются, получают грамоты и благодарности. Родители видят своих детей в разных ситуациях, где им приходиться принимать решение, проявлять смекалку и находчивость.
Наряду с мероприятиями мы проводим классные часы - уроки социальной жизни, на которых используем адаптированные психологические методы:
групповая дискуссия;
анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимент;
ролевые игры;
драматизация;
тестирование и другие диагностические процедуры;
элементы социально-психологического тренинга.
Имеет смысл регулярно в конце мероприятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы. Обсудить, что они поняли и чего не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Где это может пригодиться и др.
Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего.
Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает принятие педагогом игровой позиции, его готовность взять на себя игровые роли, владение режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенность и непосредственность.
Важно придерживаться правил:
поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его усилия;
оценивать действия ребенка, а не личность;
давать ребенку конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его развития.
Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью. Также очень полезно и для родителей, и для детей, и для педагогов получение обратной связи.
В нашем понимании «уроки социальной жизни» - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.
Классные часы, или, как мы их называем, уроки социальной жизни, надо строить, основываясь не на возрастном подходе, а на психологической и социальной подготовленности классов. Учитель имеет возможность выбрать такие темы, которые будут соответствовать социальному опыту учеников его класса, и будут отображать проблемы, которые существуют в данном классе. Например:
«Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?»
«Любить или ненавидеть?»
«Дружить или ссориться?»
«Верить в успех или надеяться на удачу?»
«Стремиться к цели или ждать чуда?»
«Творить добро или разрушать то, что сделали другие?»
Методический материал для классных часов подбирается в соответствии:
С основными возрастными закономерностями развития младших школьников;
С положениями теории развивающего обучения и содержит:
фрагменты текстов, стихов, басен курса «Литературное чтение» для начальной школы. Они используются как иллюстрация анализа жизненных ситуаций, поведения героев, в ходе группового обсуждения;
пословицы (в том числе В.Даля) используются для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
высказывания героев детских книг (Маленький принц, Алиса, Незнайка и др.) полезны для формирования у ребенка собственного отношения к разным жизненным ситуациям;
сказки (например, «Уроки фантазии» Дж. Родари и др.), задания к сказкам («А что будет, если…», «Придумай разные окончания сказки» и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми собственного отношения к жизни;карикатуры, рисунки, «Вредные советы» Г. Остера и др. позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением;
«шпаргалки» используются на уроках как форма составления детьми алгоритма своих действий (например, «Пять шагов на пути к моей цели», «Как принять решение», «Советы для тренировки уверенности к себе» и др.);
«задачник», составленный из социальных задач по образцу математических: условие, преобразующие действия и результат, что также способствует закреплению в сознании детей конструктивных, успешных способов действия.
Используемый нами материал часто не является субъективно новым для ребенка, однако новой является цель обращения к нему. Этот прием позволяет одновременно, и опираться на опыт ребенка, и обогащать его «социальным знанием».
Работа над темой предполагает прохождение нескольких этапов.
1–й этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсуждением.
2-й этап. Обсуждение темы в классе, по-нашему мнению, должно подкрепляться обсуждением в семье. Для этой цели предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например, интервью, совместное рисование, игры и др.
3-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование, драматизация и др.
4-й этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и учителем также, по нашему мнению, должен быть подкреплен домашним советом, что может значительно обогатить социальный опыт ребенка и помочь ему сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусмотрены задания для совместного выполнения в кругу семьи.
5-й этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни, вырабатывая алгоритмы действий.
6-й этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана действий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Для этой работы предусмотрены задания в виде дневников, составления книги отзывов, писем, благодарностей и других форм работы.
7-й этап. При условии организации успешной, продуктивной деятельности на всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое отношение к изучаемым понятиям, что возможно выявить, организуя различные формы обратной связи с учащимися и их семьями.
Критериями эффективности уроков социальной жизни мы считаем формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. К ним мы относим:
Освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем.
Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей реальную деятельность.
Освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения.
Формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности.
Перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
Определение критериев эффективности воспитательной деятельности педагогов — сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор интуиция педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности его деятельности.
Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.
Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
 Литература
Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.
Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.
Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.
Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М.,1998.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2003.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. – М., 2002.
Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). – М., 1999.
Практическая психология образования. ( Под ред. Дубровиной И.В.) – М., 1997.
Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2002.
Родари Дж. Уроки фантазии. – М., 2003.
Роджерс К. и др. Свобода учиться. – М., 2002.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2003.
Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) – М., 1993.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1999.