Планирование.Программа развития библиотеки, как информационно-библиотечного центра
СОГЛАСОВАНА ПРИНЯТА
Председатель Педагогическим советом
Совета школы Протокол № ____
____________Н.А. Сюгаева от «___»___________2016г.
«___»_________2016г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 17
_________О.В. Гильметдинова
Приказ № ______ от __. __.2016г.
ПРОГРАММА
развития школьной библиотеки
как информационно – библиотечного центра
на 2016-2021 г.
Автор программы:
Заведующая библиотекой
Мимидиминова З.И.
Ижевск, 2016
Содержание
Паспорт программы…………………………………………………………………3
Обоснование Программы …………………………………………………………..5
Анализ состояния школьной библиотеки………………………………………….6
Цели и задачи Программы…………………………………………………………..8
Основные направления Программы развития школьной библиотеки…………...9
Программные мероприятия по развитию библиотеки……………………………10
Необходимые ресурсы и источники финансирования…………………………...17
Текущий контроль и оценка результатов………………………………………….17
Ожидаемые результаты……………………………………………………………..19
Паспорт программы
Наименование Программы
Программа развития школьной библиотеки как информационно – библиотечного центра
Основание для разработки Программы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция развития информационного общества в РФ
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации
Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ
Программа информатизации МБОУ СОШ №17
Заказчики Программы Совет МБОУ СОШ №17
Основные разработчики Программы Заведующая школьной библиотекой Мимидиминова З.И.
Исполнители Программы
Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации и компании, вовлеченные в сотрудничество со школой
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап - разработка программы: февраль – май 2016 г.
2 этап – реализация и корректировка программы: 2016 – 2021 г.
3 этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2021г.
Цель
Создание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе
Задачи
1. Совершенствование материально-технической базы библиотеки
2.Оказание качественных библиотечно-информационных услуг
3.Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.
Направления деятельности
1. Создание единого информационного пространства.
2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки
с различными партнёрами.
3. Развитие социальной направленности работы библиотеки
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальныминформационным ресурсам
3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;
4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;
5.Укрепление материально-технической базы;
6.Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников библиотеки
7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МБОУ СОШ №17 города Ижевска:
на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
на организацию совместной работы учащихся и учителей.
Система контроля исполнения Программы Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотекаря, рецензии, аналитические справки.
Обоснование программы
Библиотека являются неотъемлемой и жизненно важной частью любого учебного заведения. Помимо учебной, познавательной, художественной литературы, читатели школьных библиотек посредством компьютерных сетей получают доступ к удаленным информационным ресурсам, что позволяет им шире смотреть на мир и открывать много нового. Школьная библиотека играет важную роль в гуманистическом воспитании подрастающего поколения и подготовке его к встрече с реалиями информационного общества. Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы.
Миссия библиотеки: Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса и когнитивным ресурсом школы. Библиотечными средствами она поддерживает и развивает цели образования, изначально поставленные перед школой, что закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте, участвует в проектной деятельности школы, обеспечивает читательское развитие ребенка, активизирует его творческий потенциал.
Школьные библиотеки обеспечивают всем членам школьного коллектива свободный доступ к гуманистическим ресурсам, воплощенных в книжных фондах, электронных изданиях и информационных сетях. Вместе с тем обеспечивается защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития. Школьные библиотеки вооружают учащихся навыками самообразования, развивая воображение, память и критическое мышление. В школьные годы формируется гражданское и патриотическое самосознание личности, от которого зависит национальная безопасность страны. Основная цель школьных библиотек – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним.
Школьный библиотекарь заботится об имидже своей библиотеки и доверии к ней учеников, учителей и родительской общественности. Школьная библиотека помогает учителям. Она доводит до их сведения новые материалы и информацию по актуальным вопросам образования, помогает устанавливать межпредметные связи. Общаясь с родителями, школьный библиотекарь мотивирует их на поддержание традиций семейных чтений, укрепляющих духовное взаимопонимание в семье.Школьная библиотека предоставляет всем членам школьного сообщества свои читальные залы и фонды открытого доступа для творческого общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дискуссий по актуальным вопросам, в равной степени, независимо от возраста, расы, пола, религии, гражданства, языка профессионального или социального статуса. Готовит учеников к использованию ресурсов других библиотек. Анализ состояния школьной библиотеки
Общий печатный фонд школьной библиотеки МБОУ СОШ №17 города Ижевска насчитывает 24961 экземпляров, из них 14456 учебников. А также 196 электронных и 20 аудиовизуальных материалов.
Читателями школьной библиотеки являются 977 человек из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне – 85 %. В штате библиотеки – 1 библиотекарь.
При проведении анализа работы библиотеки были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Главные показатели по основным направлениям деятельности
в 2015 г. (на 01.01.2016г.)
Читатели Пользователи интернета Посещение Книговыдача Читаемость Массовые мероприятия
Всего 977 128 6024 5865 6 17
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки МБОУ СОШ №17 являются:
- динамичное развитие школы;
- внедрение профильной и дистанционной системы обучения;
- акцент на самостоятельную работу учеников;
- активное внедрение компьютерных технологий;
- изменение книготоргового рынка;
- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
В 2011-2015 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение и развитие новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учетом библиотечных фондов, расчетом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием читателей и пользователей интернета.
Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МБОУ СОШ №17 показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
- выдает во временное пользование издания из своих фондов;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов, составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;
- составляет библиографические указатели, списки литературы;
- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
- организует книжные выставки и массовые мероприятия;
- является творческой площадкой для школьного сообщества, для творческого общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дискуссий по актуальным вопросам и пр.
- содействует формированию информационной культуры.
Данные анализа позволяют утверждать, что объем основного фонда библиотеки не зависит напрямую от числа читателей. Данное обстоятельство, в совокупности с «солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели деятельности библиотеки, т.е. обращаемость и читаемость в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Обращаемость основных фондов школьной библиотеки – 0,5, а читаемость - 6. Следует отметить, что недостаточное финансирование и пополнение фондов школьных библиотек не может соответствовать запросам динамично развивающегося общества, поэтому школьная библиотека ищет дополнительные пути для их осуществления, проводя акции «Подари книгу библиотеке» и «Подари журнал библиотеке».
Алфавитный и систематический каталоги отражают фонд библиотеки. В библиотеке продолжается создание электронного каталога, что значительно приблизит фонды к читателям.
Программа развития библиотеки рассчитана на 5 лет. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (плана работы).
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для успешной социализации школьников в современном
информационном обществе.
Задачи:
совершенствование материально-технической базы библиотеки
оказание качественных библиотечно-информационных услуг
организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области
приобщения к чтению
Решить эти задачи возможно за счет создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:
1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информаци-онной культуры всех участников образовательного процесса.
2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов. так и ресурсов других библиотек.
3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
Основные направления Программы развития школьной библиотеки
Создание единого информационного пространства
Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.
Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.
Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки
с различными партнёрами
Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнёрами, в первую очередь, являются библиотеки школ города Ижевска, городские публичные библиотеки, музей МБОУ СОШ №17, различные некоммерческие организации и объединения.
Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ города городскими публичными библиотеками планируется осуществить по следующим направлениям:
- приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;
- развитие семейного и летнего чтения детей;
- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;
- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;
- интеграция фондов; использование межбиблиотечного абонемента;
- координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;
- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;
- реализация совместных проектов развития;
- реклама новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнёров
Развитие социальной направленности работы библиотеки
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате сотрудничества с некоммерческими организациями, активного взаимодействия с Советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально-психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активизировать работу школы в социуме (с пенсионерами микрорайона, инвалидами, многодетными семьями и т.д.). Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.
Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:
- в рамках муниципальных социальных программ;
- проведением школьных и районных акций по продвижению чтения;
- реализацией просветительских программ дополнительного образования
- выявлением и развитием творчески одаренных детей и др.
Библиотека имеет свою собственную страницу в сети Интернет, ведет плодотворную корпоративную деятельность с библиотеками района.
Программные мероприятия по развитию библиотеки
№
Содержание мероприятий
Срок исполнения. Исполнитель Прогнозируемый результат
Создание единого информационного пространства
1 Материально-техническое оснащение:
- приобретение телевизионной LD панели и диктофона
- приобретение фото и видеооборудования
- приобретение жесткого диска для архивации электронных документов и файлов
- ремонт и обновление мебели 2016-2021 Администрация школы Улучшение материально-технической базы библиотеки
2 Активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий 2016-2021 Зав.
библиотекой,
методический
совет Эффективное использование в повседневной практике информационно-коммуникационных технологий
3 Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающих образовательных технологий (проектно-исследовательских, технологий развития критического мышления и др.) 2016-2021 Зав.
библиотекой, педагоги школы
Активное освоение и использование педагогами современных развивающих образовательных технологий
4 Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения 2016-2021 Зав. библиотекой, педагоги школы Устранение организационно-информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов
5 Ресурсное обеспечение учащихся с ограниченными возможностями, учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2016-2021 Зав. библиотекой Успешное обучение и развитие учащихся с ограниченными возможностями
6 Создание и пополнение электронного каталога художественной и учебной литературы. 2021 Зав. библиотекой Наличие электронного каталога художественной и учебной литературы.
Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса
7 Информационное сопровождение одарённых школьников 2016-2021
Методический совет, зав.
библиотекой, руководитель НОУ, педагоги школы Повышение мотивации учащихся к индивидуальной учебной деятельности
Повышение уровня информированности и активности участия одарённых школьников в олимпиадах, чемпионатах, форумах, конференциях, соревнованиях и т.д.
8 Информационная поддержка конкурсного движения педагогов 2016-2021
Зав.
библиотекой, заместитель директора по УМР Расширение круга педагогов-участников профессиональных конкурсов
Повышение результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах
Снижение временных затрат педагогов на работу с информационными потоками
9 Освещение работы библиотеки через сайт школы (странички библиотеки) 2016-2021 Зав. библиотекой, системный администратор
Значительное увеличение посетителей школьного сайта.
10 Активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ 2016-2021 Зав. библиотекой
Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра
11 Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой В течение срока реализации программы Зав.
библиотекой Успешная реализация инновационных образовательных программ
12 Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМКЕжегодно Зам. дир. по АХР
Зав.библиотекой Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ
13 Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками (подключение к Интернет, и т.д.) 2016-2021 Администрация школы,
зав.
библиотекой Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками
14 Участие в формировании универсальных учебных действий 2016-2021 Зав.
библиотекой Успешность работы школы по формированию универсальных учебных действий учащихся
16 Разработка пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре 2021 г. Администрация школы,
Зав.
библиотекой
Наличие пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре
Создание школьного информационно-библиотечного центра
Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами
1 Заключение договоров о партнёрском сотрудничестве с библиотеками школ города и учреждениями профессионального образования Ежегодно Директор,
зав.
библиотекой Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса
Обеспечение более широкого доступа к работе с периодическими изданиями
2 Сотрудничество с городскими публичными библиотеками, с библиотеками других школ в насыщении информационных потоков Ежегодно Зав.
библиотекой Качественное и оперативное обеспечение образовательного процесса
3 Создание библиотеки для родителей 2016-2021 Зав.
библиотекой,
Совет школы Родители учащихся становятся активными посетителями школьной библиотеки. Востребованность источников информации по организации воспитания в семье и развитии ребёнка
4 Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении 2016-2021 Зав.
библиотекой Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня
5 Организация встреч с интересными людьми на базе различных библиотек и других культурных организаций 2016-2021 Зав.
библиотекой Повышение интереса к посещению библиотек города и других культурных организаций
6 Участие в семинарах школьных библиотекарей на базе библиотек города с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы школьного библиотекаря 2016-2021 Зав.
библиотекой,
администрация школы Создание системы непрерывного образования школьных библиотекарей
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки
1 Организация встреч с активными читателями микрорайона школы Регулярно Зав.
библиотекой
социальный педагог Повышение статуса школы
Оказание помощи одиноким пенсионерам и другим категориям населения в организации общения
2 Проведение мероприятий, направленных на популяризацию семейного чтения Регулярно Зав.
библиотекой
социальный педагог Приобщение жителей микрорайона школы к семейному чтению
3 Организация читательских конференций, встреч для учащихся школы
Регулярно Зав.
библиотекой Повышение читательской культуры школьников
Рост количества книговыдач и посещаемости библиотеки. Повышение интереса к чтению
Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ
1 Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников Регулярно Зав.
библиотекой
классные руководители
педагог-организатор Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися
2 Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей Регулярно Зав.
библиотекой Повышение эффективности воспитательной работы
Необходимые ресурсы и источники финансирования
Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов, оказание дополнительных платных услуг и др.
Текущий контроль и оценка результатов
В ходе решения задач Программы развития школьной библиотеки как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:
- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
- достаточно ли ресурсное обеспечение;
- рентабельны ли эти направления.
Ниже приводятся основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:
- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "одного сотрудника");
- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
- число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);
- число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.
Показатели обеспеченности ресурсами:
- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.
Кадровые показатели:
- отношение числа полных ставок в библиотеке к численности школьного сообщества;
- отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.
Качественные показатели:
- степень удовлетворенности пользователей;
- целевые группы пользователей;
- консультационная деятельность.
Стоимостные показатели:
- удельные издержки на функции, услуги и операции;
- расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);
- общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;
- общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;
- затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.
Сравнительные показатели:
- статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.
Возможные трудности и риски:
Недостаточное финансирование деятельности библиотеки
Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;
Несоответствие площади помещений библиотеки и ее возрастающим функциям.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации Программы к концу 2021 года будет достигнуто:
1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальныминформационным ресурсам
3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;
4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;
5.Укрепление материально-технической базы;
6.Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников библиотеки
7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МБОУ СОШ №17 города Ижевска:
на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
на организацию совместной работы учащихся и учителей.