Конспект урока по теме«Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника» (8 класс).

Тема: «Япония на пути модернизации:
«восточная мораль – западная техника», 8 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: групповая.
Цель: создавая условия, для приобретения социального опыта поведения и развития коммуникативных способностей в процессе общения со сверстниками, обеспечить развитие познавательных универсальных умений и формирование знаний и убеждений об особенностях модернизации Японии и возможности аналогичного пути развития для России.
Задачи:
- создать условия для развития коммуникативных способностей, приобретения нравственного социально опыта в процессе учебной деятельности со сверстниками;
- на основе конструкторско-технологической деятельности и системных ключей поиска информации обеспечить развитие познавательных универсальных и межпредметных умений в процессе работы с разными источниками информации;
- способствовать формированию знаний об особенностях исторического пути развития Японии в XIX веке и убеждений о возможности аналогичного пути модернизации для России.

Оборудование: учебник

Оргмомен.
Для любого человека очень важно всегда быть успешным. Вы сегодня тоже можете быть успешными. Я надеюсь, что ваше историческое мышление и знания, полученные ранее, помогут вам справиться с теми вопросами, на которые нам сегодня предстоит ответить, знакомясь с историей XIX века.
Я предлагаю вам занять места в классе по группам, выбрать одноклассника, которому вы доверите работать с ноутбуком.
Прежде, чем перейти к изучению нового материала предлагаю вспомнить важные, с моей точки зрения событиями и понятиями из всемирной истории XIX века.
Предлагаю выбрать на экране ноутбука один из трех вопросов, на который вы знаете ответ и его задайте другой группе.

1 группа
Какие новые научные открытия были сделаны в XIX веке?
Что становится главной темой литературы XIX века?
Как изменилась в XIX в. повседневная жизнь крестьян и горожан?


2 группа
Перечислите основные черты традиционных обществ Востока.
Какое общество – традиционное или индустриальное господствовало в XIX веке в странах Востока?
Как изменилась структура общества в XIX веке?

3 группа
Чем можно объяснить неравномерность процесса модернизации в разных западноевропейских странах?
В чем заключался процесс модернизации?
Как изменилась повседневная жизнь крестьян и горожан?

4 группа
Какие условия сделали возможной победу промышленной революции?
Как завершился промышленный переворот в Европе?
В чем состояло значение промышленного переворота?


Итак, мы с вами подготовились к открытию еще одной страницы всемирной истории XIX века – «загадочный Восток».

Надеюсь, вы самостоятельно отгадаете государство, и быть может сформулируете тему урока.

СЛАЙД №1 «Виды ЯПОНИИ»
Это государство вступило в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, оно стало объектом экспансии западных стран.
Первыми европейцами, посетившими эту страну в 1542 году, были португальцы. Местные князья активно покупали у них оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля с Европой.

Кто же назовет это государство?

Учащиеся задают по одному вопросу каждой группе (при условии знания ответа на вопрос). В случае отсутствия ответа представитель группы, задавшей вопрос, отвечает самостоятельно.


















Япония.

Давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока.
Итак, Япония. Уже мы близки к цели. Теперь воспользуйтесь учебником и прочитайте название параграфа, посвященного Японии.



СЛАЙД №2 Тема урока


По ходу урока предлагаю вам создать системные ключи для ответа на главный вопрос темы:
«В чем заключались особенности и результаты модернизации Японии?»

Учитель поясняет учащимся условия дальнейшей работы – а именно, в группах, характеризуя особенности предлагаемого направления осмысления темы.
Давайте вместе рассмотрим информационную карту с системными ключами для поиска новой информации в рамках темы. Я предлагаю вам создать некий конструктор изучаемой темы.
Что изображено в центре карты?
Действительно, это флаг страны восходящего солнца.

В системных ключах предложено несколько направлений – векторов, лучей для раскрытия новой темы.
Давайте я покажу вам на примере первого пункта темы как можно работать с системными ключами.
За основу мы берем временное пространство:
1) XVII век – христиане-проповедники – «передовой отряд захватчиков»;
2) Япония – США – «Договор о дружбе и сотрудничестве»;
3) экономическая и политическая изоляция завершена







































.















Флаг Японии.

















Учащиеся работают с системными ключами к поиску информации по теме.

1 группа (1 направление)
«ПОВТОРНОЕ ОТКРЫТИЕ»
Работает с текстом учебника «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина стр. 216-217
«Насильственное открытие Японии. Начало эры «просвещенного правления».


2 группа (2 направление)
«МОДЕРНИЗАЦИЯ: ПОИСК НОВЫХ РЕШЕНИЙ»
Работает с материалами сайта www.japanese-page.kiev.ua (используя разделы: «Хобби Япония/История Японии – Эпоха Мейдзи 1867 - 1912)

3 группа (3 направление)
«ОБНОВЛЕННАЯ ЭКОНОМИКА»
Работает с текстом учебника «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина стр. 218-220
«Новые черты экономического развития»


4 группа (4 направление)
«ЯПОНИЯ – САМАЯ БОЛЬШАЯ СТРАНА АЗИИ»
Работает с учебным электронным изданием «История Нового времени
7 класс, 8 класс. Раздел: К уроку в школе. Тема: Цивилизации Востока в XIX - начале XX в. Традиционные общества Востока в XIX - начале XX в. Япония. Подтема: Экспансия как способ продолжения модернизации. Превращение Японии в сильнейшую державу на Дальнем Востоке.
Методический раздел: Смотрим и запоминаем. Лекции.

все группы (5 направление)
Учащиеся формулируют его название и содержание сами.
Работают с печатными материалами сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Теперь я, предлагаю назвать и обосновать основные подтемы для раскрытия вашего вектора информации.
Учащиеся каждой группы фиксируют на своих картах предложенные названия.

Вы проявили свое историческое мышление, осмысление событий с точки зрения историка.
Системные ключи помогли нам приобрести новые знания и умения работы с новой информацией.
В итоге нашей совместной работы хотелось бы услышать ваше мнение как отношение к особенностям модернизации Японии. Много информации мы изучили, но попробуйте выразить свое отношение одним словом.

Если не отвечают на листе А-5 слова- отношения. Предлагаем представителям группы взять по одной карточке и прокомментировать и обосновать почему эти слова относятся к Японии: УСПЕХ, ПРОРЫВ, УНИКАЛЬНОСТЬ, ПОИСК.

Сегодня происходит процесс модернизации России, итогом которого должны стать технологический прорыв и повышение качества жизни россиян. И опыт Японии в XIX веке может стать для нас примером.
Какими качествами обладали Японцы и какие качества должны быть присущи россиянам для того, чтобы процесс модернизации России стал реальность.


Ребята в ваших руках будущее России. Желаю, чтобы у вас были эти качества, потому, что вы будущее России.