Конспект на тему Разработка методических рекомендаций по воспитанию национальных ценностей с использованием идеи «М??гілік Ел»»
Самостоятельная работа слушателя
на тему: «Разработка методических рекомендаций по воспитанию национальных ценностей с использованием идеи «М‰Sгілік Ел»»
Выполнил: Форш В. Я.
г. Петропавловск, 2016
Учитывая особенность казахстанской системы образования, предлагается «Ценностная модель воспитания», основанная на национальной идее общеказахстанского дома «М‰Sгілік Ел».
М‰нгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которому обозначено и суждено войти в число 30-ти конкурентоспособных стран мира. Началом нашего созидания М‰нгілік Ел становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах, требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом.
В целях реализации цели и задач Концептуальных основ воспитания определены приоритетные направления воспитательной работы:
воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности
духовно-нравственное воспитание
национальное воспитание
интеллектуальное воспитание
трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
физическое и психологическое воспитание, здоровый образ жизни
экологическое воспитание
поликультурное воспитание
художественно-эстетическое воспитание
развитие лидерских качеств
семейное воспитание
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Трудовое воспитание включает в себя выработку умений и навыков трудиться, способности планирования, экономного расходования материалов, соблюдения правил личной гигиены и техники безопасности, формирование осознанного отношения к выбору будущей профессии.
Критерии:
· осознание того, что трудом человек создает материальные и духовные ценности и одновременно совершенствуется сам;
· стремление к улучшению материального положения общества;
· терпение, настойчивость в достижении цели;
· знание элементарных законов рыночной экономики;
· осознанное отношение к выбору профессии
Задачи
Пути реализации
развивать навыки труда, мобильность, предприимчивость; формировать чувство бережного отношения к орудиям труда; развивать качества трудолюбия, настойчивости, терпения; формировать осознанное отношение
·ѓ° к выбору профессии и т.д.
трудовое воспитание на уроках технологии, через дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами и др.
На уроках технологии, как не на одном другом уроке, можно использовать «зенит любознательности» учащихся, вовлекая их в различные виды творчества и в рамках школьной программы вести разговор о декоративно-прикладном искусстве Казахстана и национальном патриотизме.
Школьный возраст отличает повышенная интеллектуальная активность, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. И здесь на помощь учащимся приходит «технология», где можно пошить изделие, выполнить вышивку или связать своими руками образец, а затем и изделие для себя или в подарок. Можно совершенствоваться в кулинарном мастерстве, познакомиться со стилями в одежде и заняться обсуждением семейного бюджета. Это все дает школьникам возможность продемонстрировать свои способности и получить оценку своих творческих талантов, мыслить логически и заниматься теоретическими рассуждениями. У учащихся формируются собственные нравы и вкусы. Они начинают задумываться, чему посвятить себя в жизни, какую выбрать профессию и чем бы заняться в свободное время.
Так как подросток в своих психологических проявлениях существо общительное, его интеллект развивается, прежде всего, за счет расширения границ его социальной жизни, а эмоциональная сфера обогащается за счет усвоения нравственных ценностей коллектива.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы – заложить в ребенке понимание того, что школа – это определенная социальная ступень. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.