Программа элективного курса Школа гидов


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Амгинское муниципальное управление образования
Амгинская средняя общеобразовательная школа с углубленным обучением отдельных предметов им. В.Г.Короленко
Утверждено экспертным советом Амгинского УО
Программа элективного курса «Школа гида»
9-10 классы
Захарова Ванина Ивановна, учитель истории
2014
Пояснительная записка
Образовательная область и предмет изучения: история, историческое краеведение, картография.
Разработка программы основана на следующих документах:  Конвенция о правах ребёнка;   Закон РФ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» 22.08.2004г №122..      Закон РФ « Об образовании» от 10.07.1992г № 3266-1.      Типовое положение об образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от19.03.2001г.  №196) 
Актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого курса: Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.). Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно - обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. По новому учебному плану в 9 классе на треть сокращено количество часов для изучения истории ХХ в., тогда как именно на этот период предусмотрено изучение самых сложных проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины. В условиях глобализации важно сформировать такую учебно-познавательную компетенцию, как восприятие картины мира. Отсутствие в школьной истории научно – обоснованной концепции картографической подготовки, основанной на системном подходе и соответствующей запросам общества, негативно отразилось на качестве общего среднего исторического образования в целом. За период изучения истории, начиная с истории древнего мира ученик совершает путь от первого знакомства с картой до пространственных представлений о локализации первых цивилизаций, а на профильном уровне должен освоить целым комплексом картографических знаний и умений. Поднять уровень освоения учениками исторического и картографического материала на личностном восприятии поможет ментальная карта. Важными компонентами этой компетенции выступают пространственно-исторические представления, наилучшее отражение которых, содержится в технике составления школьником своей ментальной карты. Поэтому главная цель деятельности в данном направлении– научить технике “ментальной карты”, как наиболее полного отражения пространственно-исторических представлений обучающегося. Концепция “ментальной картографии” появляется в 70-е годы XX века. “Ментальная карта – абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве. То есть ментальная карта – это созданное человеком изображение части окружающего пространства, которое может варьироваться в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на мир”. Для того, чтобы воспитать патриота и гражданина, надо научить его смотреть на мир через ментальную карту, которая представляет для него родной край. Через составление ментальной исторической карты можно проводить диагностику личных пространственных представлений, тем самым вносить коррективы в воспитательный процесс.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Материалы носят практико-ориентированный характер и нацелены на деятельностное освоение исторического наследия родного края. Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности
Цель программы: формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Амгинского улуса, развитие широких практических знаний и умений, необходимых обучающимся, для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни, воспитание гражданина России, патриота малой родины
Образовательные задачи:
формирование пространственно- исторического представления окружающего мира - родного края «Земли Амгинской»;
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и республики как опорного края России
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями
формирование экологической культуры, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса   к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и краеведческие конференции, чтения;
создание у школьников собственной ментальной карты для адаптации к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Отличительные особенности данной образовательной программы: личностно-ориентированное обучение через использование технологии ментальной карты, с опорой на картографические умения и знания родного края. Ментальная карта школьника создается постепенно. Берется чистый лист бумаги, и в процессе прохождения темы на нем появляются изученные исторические и географические элементы. Они наносятся на карту, и постепенно она приобретает очень подробный вид. Работа над ментальной картой строиться как индивидуально, так и в группах. Вторая отличительная особенность: обучение с основами вспомогательных дисциплин: архивоведение, музееведение, источниковедение, картография, археология; Третья особенность: практическая направленность составление маршрутов для гидов.
Место предмета в базисном учебном плане Курс исторического краеведения рассчитан на 68 часов в предпрофильных 9 –х и профильных 10 –х классах. 1 час в неделю 36 часов в год.
9 класс – изучение истории Амгинского улуса с древнейших времён до конца XVIII века. Экскурсоведение.
10 класс - изучение истории Амгинского улуса с конца  XIX века, начала XXI века. Разработка маршрутов гида. Экспедиции.
.
Формы и режим занятий: теоретические занятия, практикумы, экспедиции. Возможна реализация в ходе внеурочной деятельности.
Экспедиции – рассчитаны на организацию летней школы в июне месяце, рассчитанной на практико-ориентированную деятельность школьников
Ожидаемые результаты
Реализация данной программы позволит сформировать у учащихся осознание необходимости знаний об истории, традициях, культуре своей малой родины, бережного отношения к природным богатствам края. Решение поставленных задач предусматривает достижение следующих    результатов:
знать (понимать)
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития родного края;
изученные виды исторических источников и карт
правила и этикет экскурсоводческой работы
уметь
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе карты Амгинского улуса, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края: русских и якутов;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Таким образом, к концу изучения курса, у учеников будут сформированы профильные картографические знания и умения: создавать легенду карты; представлять историческую информацию данную на карте в виде рассказа; отображать личные пространственно-исторические представления в виде ментальной карты, создавать туристический маршрут, ментальную карту гида, иметь представление о вспомогательных исторических дисциплинах.
Контроль знаний
Формы контроля:
Проверка знаний по пройденному материалу по меловой ментальной карте.
Ученик должен знать критерии оценивания подобного задания: 1. общее совпадение контура, 2. отражение географического рельефа (реки, горы и т.д.) 3. локализация исторических объектов, 4. отражение исторических процессов.
2) Решение задач по атласу.
3) Защита исследовательской работы на краеведческой конференции.
4) Защита экскурсионного маршрута для практических занятий.
.
Содержание программы
9 класс
Введение. Понятие о ментальной карте. Техника составления ментальной карты. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
  Блок 1.  Вспомогательные дисциплины. Картография. Архивоведение. Музейное дело. (6часов)
Классификация карт и правила работы с картами. Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Способы ориентирования на местности. План местности, его чтение и составление. Чтение топографии.
Вспомогательная дисциплина музееведение. Музейное дело. Функции музея. Музейный фонд. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея. Работа с фондами. Алгоритмы описания музейных предметов. Экспозиции. Экспонаты. Этикет. Музеи Амгинского улуса.
Блок 2. Предмет изучения - родной край Амгинский улус
Символы улуса. Амгинский улус на карте России. Административная карта улуса. Село Амга – центр Амгинского улуса. История Амгинского улуса. Освоение территории и хозяйственная деятельность. Древняя Амга. История заселения и хозяйственного освоения территории в XVII –XIX вв. Землепашество. Ссылка в Амге.
Блок 3. Зачетные практикумы 4 ч.
Защита исследовательской работы на краеведческой конференции.
12 часов – летняя школа
10 класс
Блок 1. Вспомогательная дисциплина источниковедение. Типы исторических источников. Законодательные источники. Делопроизводственные документы. Картографические источники. Нарративные источники. Вспомогательная дисциплина архивоведение. Понятие архивоведение. Исторические источники в архивах. Письменные источники по истории Якутии XVII века в НА РС(Я) как исторический источник истории Амгинского улуса. Документы ясачного сбора в истории Амгинского улуса. Семейный архив.
Блок 2. Наш улус в 1900-1917 гг.
Гражданская война. Наш улус в ХХ веке (1930-1991 гг) Амгинский улус в 1900-1917 гг. Амгинский улус в ХХ в. Современная Амга. Население Амгинского улуса. Численность и состав, движение населения и трудовые ресурсы. Экономика. Сельское хозяйство. Животноводство. Земледелие. Транспорт и связь. Культура и спорт. Образование и здравоохранение. Экологические проблемы и охрана природы.
Наслеги Амгинского улуса. Амгинский наслег. Достопримечательность и туризм. Развитие туризма в Якутии.
Блок 3. Зачетные практикумы. (16)
Экскурсионный маршрут. Типы экскурсионных маршрутов. Этикет гида.
Разработка маршрута. Экскурсия по Амгинскому наслегу. Путеводитель Амгинского наслега. Тематические экскурсионные маршруты. Разработки экскурсионных маршрутов по наслегам. Защита исследовательской работы.
Летняя школа.
Учебно-тематический план 9 класс
№ Тема Практическая часть Количество часов дата Методическое сопровождение по «Атласу Амгинского улуса (района) РС(Я)»
Введение.
1 Понятие о ментальной карте.Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Техника составления ментальной карты 1 сентябрь Знакомство с атласом. Обзор содержания
Блок 1.  Вспомогательные дисциплины. Картография. Архивоведение. Музейное дело
2   Картография. Классификация карт и правила работы с картами. Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Способы ориентирования на местности. . Чтение топографического плана местности. Локализация карты. Создание легенды. Картографическая наглядность.
План местности, его чтение и составление 2 сентябрь С.5 Амгинский улус на карте России.
3 Архивоведение. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследование края. НА РС(Я), Улусный архив, семейный архив. Правила работы в архиве, составления семейного архива. Работа в Улусном архиве. 2 октябрь С.10, с 20 (А.Ф.Миддендорф, С.П.Крашениннков, фото из фонда НА РС(Я) с.12)
4 Вспомогательная дисциплина музейное дело Музейное дело. Функции музея Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея. Работа с фондами. Алгоритмы описания музейных предметов
Экспозиции. Экспонаты. Этикет. Музеи Амгинского улуса. Описание фонда школьного музея 4 октябрь С.43 Культура
Блок 2. Предмет изучения - родной край. Амгинский улус.
5 Амгинский улус. Символы улуса. Амгинский улус на карте России. Административная карта улуса. Решение задач по атласу 1 ноябрь С 4, с 6, с 7 Символы улуса. Административная карта улуса.
6 Село Амга – центр Амгинского улуса. Составление плана местности. Ментальная карта 1 ноябрь С.8 Село Амга – центр Амгинского улуса.
7 История Амгинского улуса. Освоение территории и хозяйственная деятельность. Древняя Амга. Описание карты. Решение задач по атласу. 3 декабрь С. 9 Древняя Амга.
8 История заселения и хозяйственного освоения территории в XVII –XIX вв. Описание карты 2 январь с.10 История заселения
9 Землепашество. Описание карты 2 февраль Землепашество.с.11
10 Ссылка в Амге.
Описание карты
Задачи по атласу. 2 февраль С.12 Ссылка в Амге.
Блок 3. Зачетные практикумы
11 Подготовка и защита исследовательской работы на краеведческой конференции.
защита исследовательской работы 4 Март, апрель Материалы атласа по выбору темы
12. Летняя школа.. Оформление ментальной карты. Социализация ментальной карты. Полевая практика 12 Всего часов Учебно-тематический план 10 класс
№ Тема Практическая часть Количество часов дата Методическое сопровождение по «Атласу Амгинского улуса (района) РС(Я)»
Блок 1. Вспомогательная дисциплина источниковедение.
1 Источниковедение. Типы исторических источников. Законодательные источники, делопроизводственные документы, картографические источники, нарративные источники и их отражение в истории Амгинского улуса. Работа с документами и фрагментами документов.
Описание карты. 3 сентябрь С. 8, с. 10, с 11
«Село Амга»
Фрагмент из геометрического специального плана Слободы, 1859 г.
Блок 2. Предмет изучения - родной край Амгинский улус
2 Гражданская война. Амгинский улус в 1900-1917 гг. Описание карты. Задачи по атласу 2 октябрь С.14. Гражданская война
3 Наш улус в ХХ веке (1930-1991 гг) Современная Амга. Население Амгинского улуса. Численность и состав, движение населения и трудовые ресурсы. Описание карты 2 октябрь С.15. Наш улус в XX веке. С.30,31,32,33
4 Экономика. Сельское хозяйство. Животноводство. Земледелие. Транспорт и связь. Культура и спорт. Образование и здравоохранение. Описание карты 6 ноябрь С.34,35 Экономика
С.36,37. Сельское хозяйство. С. 38,39,40,41, 42,44
5 Экологические проблемы и охрана природы.
Описание карты 2 декабрь С. 48,49
6 Достопримечательность и туризм. Развитие туризма в Якутии.
Разработка туристического марщрута 2 январь с. 50,51
7 Наслеги Амгинского улуса. Амгинский наслег. Описание карты и решение задач по атласу 4 Январь,февраль С.52-65 Наслеги
Блок 3. Зачетные практикумы.
8 Написание и оформление исследовательской работы. Защита исследовательской работы.
Исследовательская работа. 4 февраль Материалы атласа по выбору темы
9 Практическая часть.Туризм. Развитие туризма в Якутии. Туристический маршрут Разработкатуристического маршрута 4 март С. 50,51
«Достопримечательности и туризм»
10 Летняя школа. Оформление ментальной карты. Социализация ментальной карты.Итоговое занятие. Полевая практика 8 Контроль знаний.
Контрольно – измерительные материалы.
Репродуктивные задания.
1.Практические задачи по карте:
Аминистративная карта улуса. Определи геополитическое положение:– географическое положение территории, на которой возник Амгинский улус., какие территории включила позже;– какиеулусы, с каких географических сторон окружали.
«Землепашество» покажите на карте первые районы земледелия, и проследите, как изменялась площадь земледелия 10–7 тыс. лет назад, 7—5, 5—4 тыс. лет назад… С чем это было связано? Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и скотоводов? Объясните её на основании карты;
«Древняя Амга» покажите на карте первые районы земледелия, металлургии. Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры;
2. Следующая группа заданий не только диагностирует уровень картографических знаний и умений учащихся локализовать исторические факты на карте, но и вносит посильный вклад в развитие образной и смысловой памяти, логических способностей, невербального воображения:
а) по памяти опишите словами местоположение археологической стоянки, археологического погребения, старейшего поселения,
б) по очертаниям или фрагментам наслегов, представленных на контурных картах, определите их названия и укажите точный «историко-географический адрес» (т.е. где и когда были образованы данныенаслега);
в) определите, какому веку соответствует изображённая на схеме территория (...)наслега и что означают её условные обозначения. Составьте легенду карты с их расшифровкой;
г) по памяти на чистом листе бумаге выполните следующие задания:
нарисуйте контуры нашего улуса и условными знаками отметьте на нём важные географические объекты, которые могут служить ориентирами для локализации исторических фактов (реки, горы, села и т.п.);
условным знаком укажите место действия главного исторического события (сходки политссыльных, место поселения духоборов, сражения гражданской войны, …)
условными знаками обозначьте сопутствовавшие этому событию обстоятельства (места заключения мирных договоров, районы сосредоточения военных формирований, оборонительные сооружения, новые поселения и торговые центры и т.д.);
заполните легенду импровизированной картосхемы.
3. Анализ и интерпретация содержания карты. Вопросы и задания соответствующего характера могут быть предложены в карточках-инструкциях для групповой и индивидуальной работы на лабораторных и практических занятиях.
Выясните происхождение и объясните значение исторических топонимов: названия и самоназвания наслегов (Соморсун, Энньуэс, Эмис, Чакыр) (с. «Древняя Амга»)
Выявите наиболее пострадавший наслег от боевых действий противоборствующих сторон во время гражданской войны (с. «Гражданская война»)
4. Контроль знаний по контурным картам:
 по очертаниям или фрагментам наслегов, представленных на контурных картах, определите их названия и укажите точный «историко-географический адрес» (т.е. где и когда были образованы данные наслега);
6680204150360668020414020Шаблон контурных карт, для создания фрагментов наслегов.
1
2
3509645590550
Проблемные задания:
Ученые археологи установили, что наскальные рисунки древних людей имеют красновато-коричневый цвет и не теряют тысячелетиями своей яркости. Установите состав такой краски, что использовали древние люди для рисования на скалах?
В XVIII в. на части Якутско-Аянского тракта от г. Якутска до Усть-Майской были расселены якуты. Они основали 12 станций, расположенных друг от друга в 20-30 верстах : Кюреляхская, Бегюрская, Ыаргалахская, Женкеринская,Хонкуюкинская, Крестовская, Амгинская, Ноторская, Ючюгэй _Мыранская, Тарыннахская, Хатыннахская, Мокуйская. Каким образом основание станций могло повлиять на распространение земледелия в Якутии ?
На основе данных таблицы атласа на с. «История заселения и хозйственного освоения территории в XVII –XIX веках» сделайте выводы об изменении размеров ясака на одного жителя и выясните сколько получала царское правительство с амгинских ясакоплательщиков в начале XVII в. и в конце XVII в.
Творческие задания:
Составить пеший туристический маршрут для пятиклассников по историческим местам своего наслега с использованием атласа «Амгинский улус»
Составить туристический маршрут «Традиционное занятие якутов коневодство», с использованием атласа «Амгинский улус»
Подготовьте подробную информацию для туристов об экспонате из школьного музея «Маслобойка»
Подготовить информацию по стенду «Политическая ссылка в Амге» школьного краеведческого музея им Л.В.Киренского
Составить краеведческое описание населенного пункта (села, наслега и т.д.) проживания при помощи приборов и учебных материалов: план населенного пункта, дневник наблюдений, компас, гербарий, коллекция минералов, карандаш, фотографии населенного пункта. Структура работы: описание особенностей географического положения и происхождения названия населенного пункта, населения, истории, культуры, архитектуры, промышленности, транспорта, экологической обстановки, проблем и перспектив развития. 
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебного процесса по программе основаны на личностно-ориентированных педагогических технологиях организации индивидуальной, групповой и коллективной работы:
информационно- пропагандистскую работу  
экскурсионную работу
экспозиционно - фондовую работу
исследовательскую работу
Методы направленные на совершенствование мыслительной и мыслительно-речевой сфер обучающихся:
словесный (устное, проблемное изложение теории, беседа, диалог)
наглядный (иллюстративно- объяснительный метод, информационно – компьютерный, видеоряд, динамические опорные таблицы, презентации)
практический (практикумы работы с картами, атласом, документами, экспозициями, экспонатами, музейным фондом, подъемными материалами археологических раскопок)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
репродуктивный
частично-поисковый
исследовательский
Ресурсное обеспечение элективного курса
УМК элективного курса «Школа гидов» состоит из следующих основных элементов:
Программа курса, которая состоит из
Пояснительной записки, место курса в образовательном процессе, цели и задачи изучения курса, содержание курса, методы и формы обучения, ожидаемые результаты обучения, формы контроля уровня достижений обучающихся
Учебные пособия для обучающихся:
Атлас Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) / Быстрова А.В., Захаров Н.С., Захарова В.И. и др./ под научной редакцией д.п.н. О.М.Кривошапкиной – 2 изд., перераб. И доп. – Якутск: изд-во ИРО и ПК РС(Я), 2011
Васильев Н.И. История Якутии (с древнейших времен до 1917 года): учеб.пособие для старших к. сред.шк. – Якутск: Бичик, 2004
Максимов Г.Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование/ ГН.Максимов; науч.ред. канд.геогр.наук М.Ю.Присяжный. – Якутск: Бичик, 2003
Литература для учителя
Алексеев А.Н., Гоголев А.И., Зыков И.Е. Археология Якутии (Эпоха палеометаллов и средневековья): Якутск: изд. 5-230-20976-3.
Археологические памятники Якутии. Бассейны Алдана и Олекмы. / Мочанов Ю.А., Федосеева С.А., Алексеев А.Н. и др. – Новосибирск: Наука, 1983
Архипов Н.Д. Древняя Якутия - Мирный, 1993 год.
Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии – Якутск, 1989
Атлас Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) – Якутск, 2011
Амгинский улус. История Культура. Фольклор. – Якутск, 2001
Башарин Г.П. История земледелия в Якутии. Т1, Т2 - Якутск, 1989
Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры) – Якутск: Издательство ЯГУ, 1993
Козлов В.И. Новые археологические памятники Амги – Новое в археологии Якутии (Труды Приленской археологической экспедиции) - Якутск, Якутский филиал СО АН СССР, 1980
Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1994 -262 с.
Кочмар Н.Н. Изучение древних святилищ в бассейне реки Лены - www.bibliofond.ruМатюшин Г.Н.Археологический словарь – М., Просвещение, 1996
Молони Н. Археология - М.,, Росмэн, 1996
Мочанов Ю.А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии – Новосибирск, Наука, 1977
Сафронов Ф.Г. Древний и средневековый Северо-Восток Азии – Якутск, 1992
Пестерев В. История Якутии в лицах – Якутск: Бичик, 2001
Федосеева С.А. Ымыяхтахская культура Севро-Восточной Азии – Новосибирск, Наука, 1980
Якуты: легендарные и исторические личности / АН РС(Я), Ин-т гуманит. исслед.; - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005
Якутия: Хроника. Факты.События. 1632-1990 - /сост. Калащников А.А. – Якутск: Бичик, 2012
Дидактический материал:
Памятки-алгоритмы, таблицы, схемы, раздаточный материал «документы»
Техническое оснащение: компьютер, документокамера, проектор
Использованная литература
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (проект) Мин-во образования РС(Я) . – Якутск, 2003
Нормативно-методические документы в сфере образования. Выпуск 14. Министерство образования РС(Я). – Якуск, 2006
Образовательные технологии. Вып. III (сост. Л.И.Федорова) – Якутск: изд-во ИПКРО, 2007
Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. – Новосибирск: Наука, 1999
Якиманская И.С. личностно-ориентированная обучение в современной школе – М.,1996
Пахомова Л.С. Реализация школьного компонента географического образования (на примере курса «Якутск – город мой») – СПБ, 2003
Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1999
Вяземский Е. Актуальные проблемы школьного исторического образования на конференциях и семинарах Совета Европы – Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №9
Лысенко, А.С. Географическое краеведение / А.С. Лысенко. - Челябинск: ЮУКИ, 1969
Урал и Приуралье. – М.: Наука, 1968
Рецензия на программу элективного курса «Школа гидов»
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
   Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Программа элективного курса отвечает требованиям ФГОС и может быть использована в школьном компоненте обучения школьников предпрофильного и профильного класса гуманитарного направления.
Рук. МОГО Александрова В.П.