Англия в XVIII в. Промышленный переворот.

Тема: Англия в XVIII в. Промышленный переворот.

Цели:
Обучающие:
Формирование представлений о внутреннем положении страны;
Формирование представлений о политической борьбе в стране;
Формирование представлений о начале промышленного переворота;
Формирование представлений о развитии промышленного переворота и его первых итогах;

Развивающие:
Формирование умения работать с текстом документа и учебника;
Формирование умения составлять таблицу;
Формирование умения выделять главную и второстепенную мысль;
Формирование умения соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

Воспитательные:
Формирование ценностного отношения к труду человека.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь к учебнику, контурные карты.










Ход урока
Этапы урока
Метод.приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I Орг.момент

Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности.
Настраиваются на урок.


II Опрос
Фронтальный опрос
Что такое секуляризация сознания?
Что такое индустриализация? Когда она началась в Западной Европе?
Назовите основные черты индустриализации.
Что такое модернизация?
Назовите слои населения европейского общества, одними из первых включившиеся в процесс модернизации.
Назовите страны, которые первыми встали на путь модернизации.
Что означает «дух» предпринимательства?
Учащиеся готовятся и отвечают на вопросы























III Изучение нового материала
Вводная беседа















































































































































Эвристическая беседа























































































Работа с картой
















Описательная характеристика




















































































Анализ текста учебника






























Разбор фрагмента исторического документа
Учитель: Молодые вязальщики шли медленно, липкая грязь и многодневная усталость висели на их башмаках тяжелыми гирями. –Успокойся, Робин,- сказал старший. – Думаешь, мне легко было сдержаться?.. Нас послали для того, чтобы мы добрались до Лондона. Ты сам знаешь, как трудно было собрать деньги, которые мы везем адвокатам, согласившимся защищать наших братьев. И если мы начнем на дороге сводить счеты, и нас схватят, и найдут у нас деньги – это будет предательством. Слышишь? Предательством! На дороге раздалось щелканье бича и чмоканье копыт. Том и Робин едва успели сойти на обочину. Их обогнала карета шестеркой, обдав грязью из-под колес. Человек, сидевший в карете с баронским гербом, не заметил своих сверстников, которых обогнал по дороге, а если бы и заметил, то ни он, ни они никогда не подумали бы, что спешат в Лондон по одному и тому же делу. Они спешат в Лондон, чтобы передать деньги адвокатам, которые согласятся защищать их арестованных собратьев, он торопится в Лондон, чтобы произнести в палате лордов речь против закона о смертной казни разрушителям машин. И пока двое молодых луддитов идут по дороге в Лондон, куда они несут деньги , собранные по грошу их собратьями, молодой человек в карете повторяет про себя сложенное в эти дни стихотворение: Ткачи, негодяи, готовят восстанье: О помощи просят. Пред каждым крыльцом Повесить у фабрик их всем в назиданье! Ошибку исправить - и дело с концом. В нужде негодяи сидят без полушки. И пес, голодая, на кражу пройдет. Их вздернут за то, что сломали катушки. Правительство деньги и хлеб сбережет.. Вопросы классу: -Куда спешат путники? -Какова их цель? - В чем обвиняют их собратьев? - Как их называет автор? (луддиты) - Сформулируйте вопрос урока, на который мы должны будем найти ответ. (Почему рабочие Англии разрушали машины?) Учитель: Какое великое событие в истории Англии мы с вами уже изучили в 7 классе?
Каковы ее итоги?
Победа капитализма делает неизбежным промышленный переворот в стране и установление новой индустриальной цивилизации. Все ли термины, произнесенные мной, вам понятны? Сформулируйте второй вопрос урока, на который мы должны будем найти ответ.

План урока
Внутреннее положение страны.
Политическая борьба в стране
Начало промышленного переворота.
Развитие промышленного переворота и его первые итоги.

Внутреннее положение страны
Учитель в объеме текста учебника характеризует государственный строй Англии, обращает внимание учащихся, что в XVIII в. в Англии окончательно утверждается монархия.
Роль Конституции в Англии играли Великая хартия вольностей и «Билль о правах».
В XVIII в. в Англии обозначилось разделение властей: законодательная власть принадлежит парламенту; исполнительная власть – кабинету министров во главе с королем.
Короли назначали министров из той партии, которая имела больше голосов в парламенте. Ее лидер становился премьер-министром Англии.
Вся полнота власти принадлежит парламенту, который имеет палату лордов и избираемую населением Англии палату общин.
Учитель говорит о том, что в английском парламенте ведущие позиции занимали землевладельцы, торговцы и банкиры.
Реальное значение быстро крепнувшей промышленной буржуазии не отражалось на ее роли в парламенте.
- Для чего промышленной буржуазии нужно было расширить свое представительство в парламенте?

Из 5,5 млн. человек населения Англии правом голоса пользовались только 250 тыс. человек.
Почему? Это было связано с давно закрепленным за каждым городом, областью и графством числом избирателей, а значит, и депутатов, которых могли отправить в парламент. Но в результате, например голода или огораживаний, целые районы и города могли опустеть. Но за ними сохранялось прежнее количество мест в парламенте. Эти районы называли «гнилыми местечками».
Учитель вновь предлагает учащимся поразмышлять над вопросом на с.198 учебника. Почему английский парламент не спешил ликвидировать «гнилые местечки»?
Учитель предлагает учащимся найти и показать города Манчестер, Бирмингем, Ливерпуль, Лондон – крупные промышленные центры.
Как и другие промышленные города, они не имели депутатов в парламенте, или же их было очень мало. Например, Лондон с населением 500 тыс. человек отправлял в парламент всего 4 депутата.

Политическая борьба в стране
Учащимся предлагается прочитать данный пуект в учебнике на с.199-200
А также письменно ответить на вопрос № 2 на с.205
- В чем вы видите значение «дела Уилкса»? к какому политическому течению вы бы отнесли действия Уилкса, его сторонников и защитников: к либерализму или к радикализму?

Начало промышленного переворота
1). Для успешного развития промышленного переворота нужны три условия: накопление богатств, для создания крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров. Поработав с текстом учебника стр. 200 – 201, и картой в атласе на стр. 6 ,найдите доказательства существования в Англии этих предпосылок.
По ходу чтения выполните задания:
(1 вариант). Заполните схему: В руках у английских предпринимателей и банкиров накопились капиталы, ждущие выгодного использования. Источники накопления

(2 вариант). Закончите предложение:
В Англии проходила аграрная революция, в результате которой
1___________________
2___________________





(3 вариант). Заполните схему: Рос рынок сбыта товаров

Итак, мы выяснили, что условия для промышленного переворота в Англии были. Пришло время определить сущность данного явления.. Попробуйте на основе известных уже фактов и репродукций дать определения понятию «промышленный переворот». Если вы затрудняетесь, используйте подсказку.
Учитель представляет учащимся схему «Важнейшие изобретения»



Развитие промышленного переворота и его первые итоги.
Учащиеся заполняют таблицу (с.205, задание № 1)

Автор
Изобре
тение
Дата
Значение






Учитель обращает внимание на иллюстрации в учебнике на с.201-204.
Учащиеся понимают, что эти иллюстрации характеризуют промышленный переворот с положительной стороны. Но в начальный период промышленного переворота и в дальнейшем капиталистическом развитии у него было много противников.

Вспомните, с чего мы начали урок? Что нам нужно выяснить еще ? Кто такие луддиты?
Давайте выясним это, поработав с документом на стр.205. В 1779 г. В одном из отчетов о нападении луддитов на фабрики, в частности, говорилось: «И вот эти углекопы и другие рабочие общим числом до 8 тыс. двинулись с барабанным боем и развернутыми знаменами на фабрику. Они нашли там сера Ричарда Клейтона во главе стражи 50 инвалидов. Что могла поделать кучка людей против этих тысяч исступленных? Инвалидам пришлось отступить и играть роль зрителей, а толпа тем временем вдребезги разбивала оборудование, ценность которого исчисляется в 10 тыс. фунтов стерлинговОни не скрывают намерения разрушить машины не только в ближних городах, но и во всей Англии». Вопросы к документу:
Кого называли луддитами?
Найдите в тексте на стр. 204 объяснение слову «луддит».
Допустим ли, по - вашему, подобный протест?
Чем можно объяснить движение луддитов?
Какое наказание ждало их?
Была ли у луддитов какая – либо программа, либо просто цель? Или их действия носили стихийный, случайный характер?
В заключении учитель подводит учащихся к пониманию последствий промышленного переворота.
Происходит рост производительности труда, бурно развивается капитализм.
Себестоимость производства снижается.
Цены на промышленные товары начинает падать.
Активно расширяется внутренняя и внешняя торговля Англии.
Возникают фабрики и заводы.
Возникают и растут промышленные города.















































































































Английская буржуазная революция


В Англии утвердилась конституционная монархия, буржуазный уклад стал определяющим в экономике страны.





Выяснить значение понятия «промышленный переворот», определить черты индустриальной цивилизации.





























































Учащиеся высказываются по этому вопросу
























































Учащиеся письменно отвечают вопросы







































земельные спекуляции внутри страны, ограбление колоний, рассвет банковского дела и торговли



1) земли сосредоточились в руках крупных собственников, крестьянство исчезло, в сельском хозяйстве стали использовать труд арендаторов – фермеров. 2) Лишившиеся земли крестьяне составили огромный рынок свободной рабочей силы


новые колонии; растущие города и городское население



После ответа учащиеся делают запись в тетрадь: Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному.

IV Закрепление

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.
Карточка 1
Соотнесите изобретения и их авторов:
А)паровая машина
Б)прялка «Дженни»
В)ткацкий станок
Г)открытия в области металлургии
Д)суппорт
1.Дж.Харгривс
2.Генри Модсли
3.Дж.Уатт
4.Дж.Кей
5.А.Дарби
А-3,б-1,в-4, г-5, д-2

Карточка 2
Заполните таблицу
Последствия промышленного переворота в текстильном производстве
Начало XVIII
Конец XVIII








V Дом.задание

§22, вопрос № 4


VI Оцениване





15