Урок-игра по теме Фонетика 5 класс

Урок-игра. 5 класс. Закрепление изученного по теме «ФОНЕТИКА»
Учитель русского языка и литературы
КОГОБУ СОШ с УИОП г. Омутнинска
Ирина Владимировна Грицкова
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Фонетика»
Задачи:
Развивать умения различать звуки, способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; видеть изменения звуков в речевом потоке, производить фонетическую транскрипцию и фонетический разбор, делить слова на слоги;
Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока:
1.Слово учителя.
Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали очень важную тему «ФОНЕТИКА». Узнали об образовании звуков, о классификации звуков по участию тона и шума в их образовании, говорили о соотношении звуков и букв, об изменении звуков в речевом потоке, научились точно воспроизводить звучащую речь с помощью фонетической транскрипции, поупражнялись в фонетическом разборе. Одним словом, мы проделали с вами большую работу, а сегодня нам предстоит поучаствовать в игре, которая подскажет, какой теме следует уделить ещё немного внимания.
В игре участвуют три команды, деление на команды - по рядам. Займите, пожалуйста, свои места (для каждой команды сдвинуты два стола). Одного представителя от каждой команды приглашаю поработать в жюри. Пронумерованные задания лежат на ваших столах, работу будем выполнять на бланках с заданием. На выполнение каждого задания отводится определённое количество времени, затем бланк с ответом нужно сдать, а жюри оценит качество выполнения. За каждое правильно выполненное задание команда получит один балл. А сейчас начнём
2. Выполнение заданий участниками игры.
После выполнения каждого задания члены жюри оглашают результаты конкурса.
1. Подчеркните буквы.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц,Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Красным цветом подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки;
Синим цветом подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки;
Зелёным цветом подчеркните буквы, не обозначающие звуков;
Чёрным цветом подчеркните буквы, обозначающие только мягкие звуки;
Жёлтым цветом подчеркните буквы, обозначающие только твёрдые звуки;
Фиолетовым цветом подчеркните буквы, которые могут обозначать один и два звука.
2. Найди и подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие
море
вскоре
специи
неделя
3. Подчеркните слова, в которых происходит оглушение звонких согласных
возможность, скобка, лавка, малютка, варежки, снежки, звезда
4. Подчеркните слова, в которых происходит озвончение глухих согласных
сделать, спешить, сгорать, косьба, молотьба, стрельба
5. В русском языке 10 гласных букв: А О У И Ы Е Ё Ю Я
подчеркни буквы, которые обозначают один звук синим цветом;
подчеркни буквы, которые могут обозначать два звука красным цветом.
6. В словах ЛАК, МАЯК, ЮБКА, РИС, УРА, ЁЛКА, СОЛОВЬИ, ПОДЪЕЗД, СИНЯЯ, ДЬЯК, МУРАВЬИ
подчеркните гласные буквы, которые обозначают один звук, синим цветом;
подчеркните гласные буквы, которые обозначают два звука, красным цветом.
7. В данном предложении подчеркните слова, в которых гласная буква обозначает два звука.
На диком береге Иртыша сидел Ермак, объятый думой.
8. Сделайте транскрипцию и фонетический разбор слов
СТОЛОВАЯ ПУСТЬ ВОРОНЬИ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Напишите слова с ударением (по одному примеру)
на приставке:
на корне:
на суффиксе:
на окончании:
на первом слоге:
на втором слоге:
на третьем слоге:
на четвёртом слоге:
на пятом слоге:
10. Разделите слова, где это возможно, вертикальной чертой на слоги
БРАТ, ОТЕЦ, ПИСЬМО, ДОЖДЬ, МОЛНИЯ, ПОГОДА, ГОД, НАРЯД, ПОРТРЕТ,
ПОСТОВОЙ, КУСТИСТЫЙ
11. Подчеркните слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
бегАя
средствА
принялА
килОметр
12. Подчеркните слова с непроизносимым согласным
ИНТЕРЕСНЫЙ, МЕСТНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, ВКУСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, ЯСНЫЙ
СОЛНЦЕ, ШЕСТВИЕ, СЕРДЦЕ, ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, УЧАСТИЕ
ПОЗДНО, ТЕСНО, ГРУСТНО, УЖАСНО,ПРЕКРАСНО
3. Подведение итогов.
А сейчас предоставим слово жюри для подведения итогов(Член жюри оглашает результаты, командам, набравшим максимальное количество баллов, в качестве приза выставляю положительные оценки в журнал)
Спасибо вам за работу! Желаю дальнейших успехов в изучении языка!








Литература
Игнатьева, Т.В., Тарасова, Л.Е. Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник: Справочное издание. – 2-е изд., переработанное и дополненное [текст] / Т.В.Игнатьева, Л.Е.Тарасова- М.: «Экзамен», 2012.
Мерзлова, Е.А., Сандакова, М.В. Фонетика. Лексика. Фразеология: Учб. Пособие по русскому языку [текст]/-Е.А. Мерзлова, М.В.Сандакова - Киров: Кировский госпединститут, 1994.









13PAGE 15


13PAGE 14115