Технология проведения игры Дебаты
Павленко С.В.
учитель истории и обществознания
Технология проведения игры «Дебаты».
«Дебаты» развивают у обучающихся:
-критическое, логическое мышление;
-навыки устной речи;
-толерантное отношение к различным взглядам;
-уверенность в себе;
-способность совместно работать в команде;
-стиль публичного выступления.
«Дебаты» развивают навыки, необходимые обучающимся для эффективного общения, например, одно из наиболее важных навыков –критическое мышление.
Овладев приемами критического мышления, обучающиеся смогут:
учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;
оценивать предел своих знаний и собственную склонность к предупреждениям и предрассудкам;
видеть и работать с непопулярными идеями и убеждениями;
преодолеть неуверенность и нерешительность в публичном выступлении;
уметь доказывать, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;
использовать все доступные средства для решения проблемы, искать лучшее решение, а не просто добиваться своего;
находить противоречия;
оценивать последствия действий, убеждений, идей.
Дебаты помогают их участникам:
интеллектуально участвовать в жизни общества;
выступать в качестве лидеров;
брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
изучать, исследовать и анализировать актуальные современные проблемы;
уметь составлять эффективные речи и приобретать навыки презентации;
быть критичными слушателями;
развивать смелость и уверенность в себе.
Дебаты способствуют:
Расширению культурного кругозора у обучающихся:
расширению знаний, относящихся к гуманитарным дисциплинам;
развитию интереса к учебе и мотивации обучения;
формирование интереса к регулярному чтению научной, художественной, научно-популярной литературы.
Развитию интеллектуальных способностей:
формированию критического мышления; умения устанавливать логические связи между явлениями;
умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
умению различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, анализировать полученную информацию;
способность концентрироваться на сути проблемы.
Развитию исследовательских и организационных навыков:
собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;
обосновывать правильность выводов, оценок, используя различные способы доказательства и достоверные исторические факты;
аргументированно оценивать изучаемые события в конкретно-исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсе истории;
оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях, признавая, что некоторые источники могут быть необъективными, объяснять причины такой необъективности;
собирать доказательную базу и грамотно ей пользоваться;
грамотно организовывать материал в целях повышения эффективности сообщения вне зависимости от того, устное оно или письменное.
Развитию творческих качеств:
гибкости и продуктивности мышления, быстроте реакции;
способности ценить креативность оппонентов;
умению нетрадиционно взглянуть на проблему.
Решению коммуникативных умений:
способности слушать и слышать собеседника;
способности сопереживать другим людям, проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;
терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
способности работать в команде.
Действующие лица игры «Дебаты».
1-ый вариант формирования участников игры.
Команда состоит из трех участников, которых принято называть спикерами.
Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей.
Команда, опровергающая тему, называется отрицающей.
2-ой вариант формирования участников игры.
Из участников семинара формируются группы сторонников разных позиций (от трех до пяти групп). Координатору (руководителю команды) рекомендуется придумать роли для групп (в зависимости от темы «Дебатов»), например: СМИ (средства массовой информации), родители, учителя, дети, уполномоченный по правам ребенка, правозащитники и т.д.
Судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции.
Судьи заполняют протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. Судьи по желанию комментируют свое решение, аргументируют его.
Тайм-кипер – следящий за регламентом и правилами игры.
Основные элементы «Дебатов».
Тема.
В «Дебатах» тема формируется в виде утверждения (например: «Монголо-татарского завоевания на Руси не существовало»; «Засилье зарубежных фильмов губит отечественный кинематограф»).
Утверждающая сторона.
Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.
Опровергающая сторона.
Спикеры отрицающей стороны доказывают судьям, что позиции утверждающей стороны неверны и что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки.
Судьи определяют более аргументированные доказательства команды. Они заполняют протокол, отмечая области столкновения команд, указывая сильные и слабые стороны выступлений учащихся, при этом комментируя свое решение, аргументируя его.
Тайм-кипер – наблюдает за тем, чтобы игроки соблюдали регламент игры.
Судейство. Рекомендация для судий:
судьи должны поощрять честную игру и способствовать положительной обстановке во время проведения дебатов;
судьи должны не «карать», а обучать;
судьи должны быть справедливыми, честными и беспристрастными;
судьи должны дать четкое объяснение своего решения в письменной форме (заполнить протокол);
участники дебатов должны уважать решение судий и считать его окончательным и бесспорным;
основной критерий судейства – убедительность. Судья должен помнить, что сущность дебатов – «конфликт людей и ценностей».
Победителем должна оказаться та команда, у которой лучше оказались идеи, ценности и аргументы, а не способ выступления или структура.
Решение судьи должно быть основано на содержании, а не на способе, структуре или на собственной позиции по поводу темы.
Вопросы, на которые должен ответить судья, оценивая выступление спикеров.
Аргументация.
Может ли спикер дать серьезные ответы на аргументы оппонентов?
Находит ли спикер недостатки или противоречия в аргументации оппонентов?
Обеспечивает ли спикер столкновения мнений в игре?
Насколько глубоко спикер понимает тему?
Может ли спикер представить ясные аргументы и доказательства?
Доказательство и структура.
Поддержаны ли аргументы логическим ходом мыслей и доказательствами?
Доказывает ли поддержки аргумент или нет?
Интерпретирует ли спикер поддержки или голословно приводит факты, цитаты, статистику?
Структура.
Насколько аргументы связаны друг с другом?
Следует ли спикер собственной структуре и структуре оппонентов?
Способ.
Выполняет ли спикер свою роль?
Как эффективно спикер использует и/или проводит раунд перекрестных вопросов?
Не противоречит ли спикер своему товарищу по команде, есть ли командная работа?
Читает ли спикер по бумаге или же старается не пользоваться записями?
Говорит ли спикер убедительно и энергично? Легко ли понять речь спикера?
Насколько спикер корректен в отношении к оппонентам?
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ
Судейский протокол
Судья ________________________________ Место проведения___________________________
Тема: «Гражданское общество в России сформировалось».
Лучший спикер (фамилия, имя) ________________________________
Команда-победитель _________________________________________
Критерии
1-ая команда
2-ая команда
1
2
3
1
2
3
Содержание
Определения
Аргументы:
-отношение к теме
-разнообразие
Глубина
Доказательность
Фактические ошибки
Перекрестные вопросы
Структура
Соответствие роли спикера
Логика построения речи
Структурированность выступления
Соблюдение регламента
Способ
Культура речи
Культура поведения
Корректность
Итого:
«___»___________________20___г._________________ / _______________________________ /
15