Право на образование.Урок по антикоррупции.
"Понятие права. Право на образование".
Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения; развивающие: продолжить развитие информационных умений (работа с документами); формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
воспитательные: побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня; воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.Оборудование:
Форма урока: урок-практикум
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Когда вы учитесь, бывает, что вы устаете от уроков. Представьте, что запретили вам ходить в школу, говоря, что вам тяжело учиться. Ваши рассуждения? Для чего вы ходите в школу?
(Ответы: дети ходят в школу, чтобы получить знания, пообщаться с друзьями, учителями, участвовать в школьной жизни).
4. Постановка проблемы.
Вопросы для обсуждения:
Учитель: – Для чего человеку нужно право на образование?
– Как дети могут реализовать свое право на образование?
– Какой должна быть современная школа?
Учитель: Прочитайте отрывок из романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» и историю российского мальчика и ответьте на вопросы:«…Непонятные закорючки, которые сестра Агата вечно выводила на классной доске, понемногу обретали смысл, и Мэгги узнала, что когда стоит «+», надо сосчитать все цифры вместе, а когда «–» — от того, что написано сверху, отнять то, что ниже, и под конец получится меньше, чем было. Она была смышленая и стала бы отличной, даже, пожалуй, блестящей ученицей, если б только могла одолеть страх перед сестрой Агатой. Но едва на нее обращались эти сверлящие глаза, и сухой старческий голос бросал ей отрывистый вопрос, Мэгги начинала мямлить и заикаться и уже ничего не соображала. Арифметика давалась ей легко, но когда надо было вслух доказать, как искусно она считает, она забывала, сколько будет дважды два. Чтение распахнуло перед нею двери в чудесный, увлекательнейший мир, но когда сестра Агата велела ей встать и громко прочитать несколько строк, она еле могла выговорить «кошка» и совсем запуталась на слове «мяучит». Казалось, ей навек суждено ежиться под язвительными замечаниями сестры Агаты, краснеть и сгорать от стыда, потому что над нею смеется весь класс. Ведь это ее грифельную доску сестра Агата с неизменным ехидством выставляет напоказ, ее старательно исписанные листки неизменно приводит в пример грязи и неряшества. Некоторые ученики из богатых были счастливыми обладателями ластиков, но у Мэгги взамен резинки имелся лишь кончик пальца — послюнив его, она терла и терла сделанную от волнения ошибку, так что отдирались бумажные катышки и выходила одна грязь. Палец протирал в листке дырки, способ этот строго-настрого запрещался, но Мэгги с отчаяния готова была на все, лишь бы избежать громов и молний сестры Агаты».
«…Максима после уроков во дворе школы избили одноклассники. Максиму поставили диагноз — сотрясение головного мозга. У мальчика нарушилась координация движений, начались головные боли. Сначала мать пыталась разобраться с произошедшим цивилизованным путем, поговорить с классным руководителем и директором. «Дети всегда дерутся. Это нормально», — ответили в школе и посоветовали самой поговорить с родителями мальчиков. Дальнейшие разговоры и даже ссылки на закон «Об образовании», согласно которому образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье своих подопечных, никаких результатов не дали.
Пройдя курс лечения, Максим вернулся в школу. Со временем мама заметила, что у сына пропадает желание учиться, он со страхом идет на уроки. Оказалось, что ее визит в школу отразился на мальчике, которому теперь потребовалась помощь психолога. При первой встрече Максима попросили нарисовать свой страх. Ребенок изобразил грязно-бурую тучу во весь лист бумаги.
Мама видела единственный способ решения проблемы — подать исковое заявление в суд, в качестве ответчиков привлечь директора школы, РОНО, родителей детей, которые принимали участие в избиении. Изучая Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», она думала о том, что ее ситуация не единична».
Чем похожи эти две истории?
Должны ли родители и учителя заставлять детей реализовывать их право на образование?
Как должна поступать администрация школы в подобных случаях?
Изучение проблем:
1) Что такое образование? Для чего человеку нужно право на образование?
По данной проблеме предлагается школьникам о б с у д и т ь в о п р о с: – Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе? (ответы: поступить в институт, получить хорошую профессию, всесторонне развиваться, обеспечить себя в будущем, чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование)
Образование – это процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным всеми предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков. Образование является не только получением знаний, но и воспитанием, самовоспитанием человека
Документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования:
Конвенция о правах ребенка,
Конституция РФ,
ФЗ «Об образовании».
В Конвенции о правах ребенка (ст. 29) говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей.
Вывод по проблеме: итак, право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться. К сожалению, даже сейчас в некоторых странах дети не ходят в школу. В этих государствах право на образование не соблюдается.
2) Самостоятельная практическая работа «Права и обязанности учащихся в школе».
Цель: выяснить знают ли свои права и обязанности учащиеся, какие права для них являются наиболее важными, сталкивались ли они с нарушением своих прав, приходилось ли защищать им свои права и насколько успешным был этот опыт и др.
Права Обязанности
право на уважение человеческого достоинства;
свободу совести;
свободу информации;
свободу выражения собственных мнений и убеждений;
право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
право на охрану здоровья;
право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
получить основное общее образование (9 классов);
соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
добросовестно учиться;
бережно относиться к имуществу школы;
выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка
3) Какой должна быть современная школа?
Учитель: – Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте пофантазируем. Вопрос-диспут.
Представьте, что открывается новая современная школа и вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила и порядки. Все это поможет вашим ученикам получить хорошее образование и воспитание. Вы должны создать свой проект: «Новая школа» – это школа, в которой бы вы хотели учиться.
Вывод: Вот именно такой мы хотим видеть нашу школу. Школу в которую все бы приходили с желанием получить новые знания, навыки. Школу в которой каждый учитель – твой друг…
5. Закрепление.
Учитель: Перед вами лежит описание, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…
Учитель:
Какое право нарушено?
На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);
Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование?
7. Выводы по уроку.
Давайте теперь сделаем выводы по сегодняшнему уроку: «Что вы можете взять из сегодняшнего урока?»
Примерные выводы учеников:
Лично я считаю, что образование…
На мой взгляд …
Для меня очень важно то, что…
Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
Следует ли продолжать образование после окончания школы?
9. Рефлексия.
Анкетирование:
1) Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…
Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...
Я чувствую себя обиженным в школе тогда, когда..., потому что.. Я чувствую удовлетворение в школе тогда, когда..., потому что...
Я чувствую гнев в школе тогда, когда..., потому что...
Я испытываю беспокойство в школе тогда, когда..., потому что...