Конспект урока Творительный падеж имени существительного
Класс 5 урок 41
Тема Творительный падеж существительного
Цель познакомить со склонением существительных в творительном падеже; научить склонять сущ-ые женского, мужского, среднего рода в тв. падеже
Задачи Формирование умений правильно ставить вопрос к существительному, установлению зависимости между словами, грамотному написанию окончаний существительных;
Корригировать представления учащихся о труде различных профессий;
Корригировать зрительное восприятие на основе специальных упражнений на внимание;
Воспитывать адекватное отношение к труду людей различных профессий;
Ожидаемый результат ученик сможет : ставить вопросы к существительным, и правильно прибавлять окончания Т.падежа
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Подготовительная часть. Организационный момент. Тренинг «Я Деление на группы по матем.цифрам желаю всем…..»
-Сядет тот, кто назовет человека, который пользуется этими инструментами:
Предлагаются иллюстрации: ножницы, молоток, гвозди; книга, указка; шприц; краска, кисточка; мастерок; жезл; совок, лопата, метла.
Психолого-педагогический настрой.
Мыслительная разминка.
Сколько месяцев в году?
В каком месяце бывает 28 дней?
Назови время года, которое идет после зимы.
Какое сегодня число? День недели?
Какое число было 3 дня назад?
Какой день недели будет послезавтра?
Какая буква третья с начала алфавита? (третья с конца?)
Какой сейчас урок
Проверка готовности рабочего места к уроку, объяснение значения правильной организации своего «рабочего места». Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке
Приветствие учителя.
Учащиеся называют по иллюстрациям профессии людей: швея, столяр, учитель, врач, маляр, строитель, милиционер, дворник.
Проверка готовности к уроку, правильности расположения учебников и школьных принадлежностей.
Высказывание своих предположений о необходимости правильной организации своего «рабочего места».
Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы 2.1.Какое было домашнее задание?
Все выполнили?
Кому было трудно?
2.2. Индивидуальная работа у доски:
1 ученик.
Синтаксический разбор предложения:
Стрекозой закружил над полем вертолет.
1 группа
Вставить пропущенные буквы:
В..рблю…, пас…ж..р. сев…р, ж..лез…, м..та…, пр..рода.
Какое лишнее?
2 группа
Работа на ноутбуке
Выполнить тест.
Работа с группой:
Прочитайте существительные 1 -го скл в Т.п.
Проверка индивидуальных заданий.
Вопросы:
Что такое существительное? Сколько склонений?
Оценивание. Мотивация к изучению нового материала Запись числа, классной работы. Вставить пропущенные буквы.
. Игра «Найди пропущенную букву»
Лы…и, …ук, …ираф, е…
- Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?
- Какой буквой он обозначается на письме?
- Спишите, продолжив закономерность
Ж ж Ж Ж ж ж
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.
Ж..знь дана на добрые д.. ла.
-назовите имена существительные Записывают число, месяц, классная работа.
4. Словарная работа.
Беседа по вопросам.
Какую часть речи изучаем?
Какие имена существительные относим ко 2 склонению?
Докажите примерами.
Зрительный диктант с опорой на рисунок.
Стамеска, долото, инструмент, станок.
-определите склонение имен существительных и назовите лишнее
Люди какой профессии пользуются этими инструментами?
Учитель выставляет слово столяр. Обращает внимание детей на правописание слова.
В нашей школе обучают этой профессии?
Где можно продолжить обучение по этой специальности?
Где могут пригодиться навыки столяра?
Коррекционное упражнение по «рабочей тетради» стр. 56, упр. 150.
Найдите 5 отличий.
Составьте предложение по схеме
Мальчик забивает рис (гвоздь) (рисунок) молотком.
Определить падеж склонение.
Какое существительное определили в творительном падеже?
На какой вопрос отвечает?
Какое имеет окончание?
Ответы учащихся (у каждого на перте таблица)
1скл. 2 скл. 3 скл.
М.р. Ж.р.
-а -я М.р. Ж.р.
на ь
Ср.р. -о, -е Самопроверка по образцу на доске
У учащихся памятка
Ж.р. М.р. Ср.р.
она моя оно мой оно моё
Ученики составляют предложение. Один ученик записывает на доске, другой в тетради.
5Актуализация знаний.
Постановка цели урока. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение новой темы.
Кто уже догадался, какая тема урока. Что мы будем делать?
Творительный падеж имен существительных 2-го склонения
Что нам нужно знать? А для чего нам это нужно?
На какие вопросы отвечает?
Где пригодится? Закрепление урока. С помощью метода «Таблица Фила» проводит закрепление урока. Задание по учебникам Сущ. поставить в Т.п., обозначить окончание, указать род
Чтение и определение слов в Т.п.
Дружба дружбой, а служба службой.
Апрель с водой, май с травой.
Грозен враг за горами, а грозней - за плечами.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Крепок телом - богат и делом.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Красна птица пером, человек умом.
Пишут не пером, а умом.
. физминутка Покажите как рубят дрова.
Пилят доску. Моют пол, стирают белье, полощут, встряхивают руки
Пальчиковая гимнастика.
Красят домик маляры
Для любимой детворы. () кулаки вниз вверх кисти
Если только я смогу
то им тоже помогу.
Зрительная гимнастика. 6.Работа в группах Игра «Найди пару»
Учащимся класса выдаются карточки с незаконченными предложениями и подходящими словами. Нужно быть внимательным и составить полное предложение определив пару.
Карточки:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Блуза рабочего пахнет маслом машинным.
Куртка шофера пахнет бензином.
Только бездельник не пахнет никак.
Учитель объясняет смысл непонятных слов.
Работа над содержанием пословицы.
Записать одно предложение по выбору. Дети называют незнакомые слова.
В процессе игры находят пару, прикрепляют к доске, ставят вопрос к существительному 2-го склонения в творительном падеже.
5.Итог урока.
Рефлексия. .Прочитать слова на доске:
Интересный
Грустил
Трудный
Длинный
Узнал
Радость
Скучный
Лёгкий
работал
- используя эти слова, выразите свое отношение к уроку.
- каким был наш урок?
-какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- на все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Что мы для этого делали?
Д/З
, 5.1. Обучающиеся высказывают своё мнение, заполняют «Карту результативности», записывают домашнее задание.