РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОК ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОК ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ
Самохвалов С.А.
(МАОУ Лицей №7, г.Томск)
Быстрота как физическое качество спортсмена характеризует одну из сторон моторики человека. Специальная быстрота волейболиста - это способность максимально быстро оценить обстановку на площадке, принять решение, переместиться к месту встречи с мячом и выполнить технико-тактические действия в защите и нападении в минимальный для определенных условий отрезок времени. В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов во время игры[13,14].
Проблема исследования заключается в преодолении существующей недостаточной эффективности физического воспитания студентов вуза, занимающихся волейболом, с помощью методики развития скоростных качеств.
Цель исследования - повышение эффективности развития специальной быстроты у студенток вуза, занимающихся волейболом и обоснование эффективности использования методики ее развития в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс студенток вуза занимающихся волейболом.
Предмет исследования - особенности применения методики развития специальной быстроты с использованием упражнений анаэробно-алактатного воздействия в физическом воспитании студенток вуза занимающихся волейболом.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика развития специальной быстроты волейболистов с использованием упражнений анаэробно-алактатного воздействия позволит повысить уровень специальных скоростных качеств студенток вуза, занимающихся волейболом.
В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах:
а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.);
б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов);
в) быстрота перемещений - максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий [14,15,25,].
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Обучение студенток в экспериментальной группе отличалось от обучения в контрольной тем, что в учебно-тренировочном процессе ЭГ целенаправленно применялся комплекс волейбольных упражнений анаэробно-алактатного воздействия для развития быстроты двигательных действий, а в учебно-тренировочном процессе КГ использовалась традиционная методика обучения с преимущественным применением упражнений анаэробно-гликолетического и аэробно-анаэробного воздействия. Структура и общие задачи занятий в контрольной и экспериментальной группе были идентичными.
Педагогический эксперимент проводился с целью определения уровня развития специальных скоростных качеств студенток, занимающихся волейболом и для определения эффективности применения экспериментальной методики.
Подготовительная часть занятия в ЭГ и КГ не отличались, но в экспериментальной группе, в каждом недельном цикле в начале основной части применялся комплекс упражнений анаэробно-алактатного воздействия: совершенствование быстроты (быстроты реакции, быстроты передвижения, быстроты одиночного движения); интенсивность выполнения упражнений - высокая, продолжительность выполнения одной серии - от 10 до 20 с, продолжительность пауз отдыха между сериями - 1-2 мин, количество серий в одной тренировке - 8-10. Упражнения в нападающем ударе, подвижном блокировании, защитных действиях, в групповых тактических действиях. В конце основной части занятия применялись упражнения анаэробно-гликолетического воздействия и аэробно-анаэробного воздействия для развития специальной выносливости.
В контрольной группе преимущественно применялись упражнения анаэробно-гликолетического и аэробно-анаэробного воздействия. А в остальном содержание занятий были идентичными.
Благодаря использованию экспериментальной методики тренировки для развития скоростных качеств, у студенток ЭГ улучшение показателей (Таблица 1,2,3), быстрота двигательного действия: быстрота выноса рук при блокировании (Рисунок 6) и быстрота ударного движения руки при атакующем ударе (Рисунок 7), быстрота перемещения (Рисунок 8) оказались значительно выше, чем у студенток КГ, показатели увеличились в обеих группах, но в ЭГ несколько выше, чем в КГ.
применение в учебно-тренировочном процессе студенток ТГУ, занимающихся волейболом экспериментальной методики развития скоростных качеств, позволило повысить развития специальных скоростных качеств студенток.
Апробация экспериментальной методики развития специальных скоростных качеств проводилась с ноября 2011г. по декабрь 2012г. и показала высокую сравнительную эффективность. Проведенный анализ результатов быстроты выноса рук при блокировании позволил выявить, что в экспериментальной группе время выполнения двигательного действия улучшилось на 0,07 с по сравнению с контрольной группой.
Время ударного движения руки при атакующем ударе в экспериментальной группе улучшилось на 0,2 с по сравнению с контрольной группой.
Время быстроты перемещения в экспериментальной группе улучшилось на 0,33 с по сравнению с контрольной группой.
Экспериментальная методика развития скоростных качеств оказалась более эффективной по сравнению с традиционной. Полученные данные позволяют утверждать, что применение упражнений анаэробно-алактатного воздействия на каждом тренировочном занятии способствует улучшению уровня развития специальных скоростных качеств студенток вуза занимающихся волейболом.
Список литературы:
1. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: Спорт Академия Пресс, 2003. - 189 с. 2.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
3. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. – М., 2002 – 276с.
4. Шарафеева А.Б., Шилько В.Г. Физическая подготовка волейболистов. Методические рекомендации. – Томск.: редакционно-издательский отдел ТГУ, 2009 – 48 с.