Воспитание физических качеств у занимающихся волейболом
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ
Для волейболиста характерно гармоничное развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. Наряду с этим при занятиях волейболом отмечаются некоторые особенности физического развития игроков.
Специфическим проявлением силы является способность предельно быстро сокращать мышцы и показывать при этом большую силу в минимальный отрезок времени; особенно это относится к работе мышц ног (качество прыгучести).
Специфическое проявление быстроты: а) быстрота ответной реакции в ответ на внешние раздражители (в тренировочном процессе часто используются упражнения на перемещения по зрительному сигналу); б) быстрота отдельного движения (например, движения руки при выполнении удара по мячу); в) начальная (стартовая) быстрота движения (в тренировочном процессе используются различные рывки и ускорения).
Быстрота движения в определенной степи зависит от силы мышц, поэтому на занятиях по волейболу параллельно развивают силу и быстроту.
Специфическим проявлением ловкости является владение своим телом в без опорных положениях при выполнении некоторых технических приемов (нападающие удары, блок, прием мяча в падении и т.д.).
Специфическим проявлением выносливости является: а) прыжковая выносливость (при многократном выполнении нападающих ударов без снижения высоты прыжка); б) скоростная выносливость как способность выполнять технические приемы и действия на протяжении всей игры без снижения скорости движения.
Упражнения для развития силы:
сгибание и разгибание кистей в лучезапястном суставе с гантелями (1,0 – 1,5 кг); можно выполнять с партнером;
вращение кистей с гантелями в руках;
стоя на расстоянии 0,5 м от стены – отталкивание с акцентом на работу кистей рук (расстояние можно постепенно увеличивать до 1,0 – 1,5 м); можно выполнять с партнером;
броски набивных мячей (2,5 – 5,0 кг) сверну вниз с акцентом на работу кистей в лучезапястном суставе;
вращение кистями рук палки и наматывание на нее шнура, к концу которого подвешен груз (5-10 кг);
отжимание от пола (5-15 раз);
в упоре лежа отталкивание руками от пола и выполнение хлопка перед грудью;
броски набивных мячей различной массы и на разные расстояния.
Упражнения для развития силы плечевого пояса (с партнером):
сгибание и разгибание рук, опираясь на руки стоящего партнера;
поднимание рук через стороны вверх и их опускание с сопротивлением;
перемещение на руках в упоре, партнер держит занимающегося за ноги;
вращение туловища в разные стороны (можно использовать отягощения – штангу, мешок с песком, пояс отягощения и т.д.)
наклоны вперед и в сторону (можно использовать отягощения).
Упражнения для развития мышц туловища (с партнером):
сидя на скамейке, наклоны вперед и назад, партнер держит занимающегося за стопы;
наклон вперед с помощью партнера, выпрямление с его сопротивлением, и наоборот;
приседания на одной и двух ногах (в дальнейшем можно выполнять со штангой 10-20 кг);
прыжки со штангой на плечах (выполнять с максимальной быстротой, масса штанги 10-15 кг);
прыжки со скакалкой с различной частотой;
прыжки с места и с разбега с доставанием определенной отметки на стене (высота должна постепенно увеличиваться);
напрыгивания на предметы (конь, скамейка и т.д.) различной высоты.
Упражнения для развития быстроты:
стартовые ускорения из различных положений (сидя, лежа и т.д.);
быстрая смена направлений в беге и резкие остановки;
бег на короткие (3-10 м) дистанции с партнером: один ускоряет бег или мгновенно останавливается; другой повторяет движения;
один использует различные сигналы (поднята рука – ускорение, две руки вниз – обычный бег, две руки вверх – резкая остановка и т.д.) для изменения темпа движения другого занимающегося.
Упражнения для развития ловкости и гибкости:
одиночные и многократные кувырки в различных направлениях (сначала выполнять на матах, в дальнейшем – на полу);
прыжки вверх с поворотом в воздухе (на 180, 270, 360) или выполнением различных движений в воздухе (хлопок над головой, бросок теннисного мяча и т.д.);
прыжки с подкидного гимнастического мостика с выполнением различных движений в воздухе;
выполнение гимнастических упражнений с акцентом на широкий размах движения;
использование помощи партнера для растягивания мышц в различных упражнениях (при выполнении наклона вперед партнер нажимает сверху на спину).
Использование упражнений из гимнастики, акробатики, легкой и тяжелой атлетики позволяет расширить объем упражнений и улучшить физическую подготовленность занимающихся волейболом.
Повышение здоровья ученика через организацию спортивной игры в волейбол
Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приемам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости работы над данной темой. Необходимо направить процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Считаю, что достигнуть всего можно занимаясь одной из самых распространенных спортивных игр – волейбол.
Думаю, что излишне защищать необходимость волейбола вообще. Могу повторить лишь обоснования. Игра в волейбол укрепляет мускулатуру. Сохраняет подвижность суставов и прочность связок. Улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает вес. Благотворно действует на органы пищеварения. Повышает сопротивляемость простудным заболеваниям.
ЦЕЛЬЮ – считаю улучшение и укрепление здоровья подрастающего поколения, которое сформирует здоровую личность отдельного человека и общества в целом. Для достижения этой цели в школе важное место занимает игра в волейбол.
Это объясняется не только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), что имеет исключительное значение в школьном возрасте.
В связи с этим считаю, что основными задачами являются: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; привитие интереса к соревнованиям. Для решения перечисленных задач важное значение имеет правильное распределение времени по видам подготовки, четкое планирование на год, месяц, неделю. Основное внимание уделять физической и технической подготовке.
СПЕЦИФИКА ВОЛЕЙБОЛА И ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие её эффективность в волейболе. Следует выделить такие основные положения.
Основу волейбола составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Речь идет о соревновательной игровой деятельности волейболистов.
Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т.п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта – сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действие партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действия игроков, значительно повышается.
Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.
Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий – тактических приемов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования (в одной встрече, в серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В волейболе, кроме этого, важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической – игровой – соревновательной деятельности. К этому надо добавить, что соревнование, как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней.
Специфика волейбола отчасти заключена в самом названии игры: «волей» в переводе с английского означает «на лету», «бол» - «мяч». Суть в том, что все технические приемы выполняются в условиях кратковременного прикосновения руками к мячу. Этим обусловлено наличие в движениях волейболистов ударных действий.
С учетом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих эффективность соревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются:
оснащенность спортсменов техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики);
«применяемость» технико-тактического арсенала (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия);
эффективность (выигрыш, ошибка) игровых действий;
мастерство выполнения игровой функции;
активность («агрессивность», творчество) в игре – с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;
уровень развития специальных качеств и способностей;
морфологические признаки (в первую очередь длина тела);
морально-волевые качества.
Таким образом, специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейбола:
Развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).
Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственно воздействия руками на мяч.
Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.
овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.
Таким образом, как видим, отмеченные особенности игры предъявляют исключительно высокие требования к разносторонней подготовке занимающихся: уровню их физических и интеллектуальных качеств, навыков игры. Понятно поэтому, что высокая степень мастерства в волейболе может быть достигнута только при длительном планомерном и квалифицированном обучении начиная с детского возраста.
Начинать заниматься волейболом предпочтительно с 10-12 лет. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать у детей « волейбольные» двигательные навыки и обучение их спортивной технике проходит успешнее, чем новичков более старшего возраста и взрослых. Объясняется это большой пластичностью нервной системы детей. Развитие интеллекта, волевых качеств, способностей к более устойчивому вниманию также дает возможность проводить занятия достаточно эффективно. Уровень физического развития и двигательных качеств позволяет (при соблюдении определенных методических правил) успешно овладеть рациональной техникой волейбола. У детей 10-12 лет имеются благоприятные физиологические условия для деятельности организма благодаря гармоничности и пропорциональности в развитии внутренних органов по сравнению с последующим периодом – периодом полового созревания.
Следует добавить, что вообще игры у детей составляют одну из основных форм появления их жизненной активности. Благоприятен для детского возраста и сам характер двигательной деятельности в спортивных играх, в первую очередь наличие частых остановок, пауз.
Говоря о спортивной подготовке волейболистов в условиях школы, необходимо отметить, что это многолетний процесс. Он строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Продолжительность многолетней подготовки резервов находится в пределах границ: верхняя – период включения в составы команд высших разрядов и нижняя – предельный возраст, позволяющий успешно решать задачи специализированной спортивной подготовки (правильное овладение спортивной техникой прежде всего).
При определении оптимальной нижней возрастной границы для начала занятий волейболом важно учитывать два важнейших фактора: занятия не должны наносить ущерб здоровью занимающихся и должны быть ощутимы эффективными с точки зрения решения специальных задач спортивной подготовки.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.
Средства обучения и тренировки.
Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.
Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта.
Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях.
Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и общеразвивающих.
С п е ц и а л ь н ы е делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выполняемые без мяча.
О б щ е р а з в и в а ю щ и е упражнения используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки (виды подготовки): общая физическая, техническая, тактическая, интегральная (целостно-игровая). В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Например, учащийся не может хорошо выполнить упражнение по технике атакующего удара при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств. В этом случае окажутся более полезными специальные (подготовительные) упражнения, нежели увеличение количества повторений нападающего удара.
Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индивидуальные тактические действия и т.д. В конечном счете одна составная часть подготовки, качественно преобразуясь, как бы переходит в другую, следующую в методическом ряду.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.
Первый этап – ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов площадки и т.д. Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.
Второй этап – изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посильны для учащихся.
При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя основное звено. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом.
На этой стадии обучения используются методы управления (команды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зрительные ориентиры, технические средства и т.д.), двигательной наглядности (непосредственная помощь учителя, применение вспомогательного оборудования) информации (сила удара по мячу, точность попадания, световая или звуковая индикация).
Третий этап – изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка.
Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнения приема (действия), включая выполнения приема (действия), включая выполнение его на фоне утомление. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки и комплексной, игровой.
Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательные методы. Изучение каждого приема предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование. От простых заданий по технике и тактике отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды – таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.
Большие возможности заложены в применении активных методов обучения. Среди них – элементы проблемного обучения (постановка проблемных вопросов) и метод самооценки успеваемости. Постановка проблемных вопросов ведет к созданию ситуации поискового решения, а самооценка – к активизации двигательной деятельности, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности учащихся. Применительно к волейболу сказанное играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса учащихся приобретают временные строки достижения конечной цели. Реально видеть их, осознать и чувствовать приближение к ним по объективным признакам – главная суть метода самооценки. Его основу составляют количественные и качественные критерии, вполне доступные учащимся 7-11 классов для понимания и самоконтроля.
Как же практически реализуются активные методы? После кратного сообщения о сущности и значении определенного приема игры, скажем передачи сверху двумя руками, демонстрируется техника ее выполнения и представляется возможность учащимся выполнить пробные попытки. Затем ставят проблемный вопрос: «Где происходит встреча рук (кистей) с мячом?». Из многочисленных попыток ответа вряд ли мы услышим: вверху над лицом. Еще раз демонстрируется передача, где специально акцентируется внимание на точке соприкосновения рук с мячом. Далее следуют новые вопросы: «Почему руки при передачи должны быть согнуты в локтях незначительно?», «Что обусловливает величину угла их сгибания?»
В ходе активного поиска ответа направляем творческие усилия учащихся по пути познания биомеханических закономерностей, согласно которым ответом на первую часть вопроса будет выбор кратчайшего расстояния к цели (пространственный аспект), а второй – уровень скоростно-силовых возможностей передающего мяч. Еще раз предлагаем выполнить передачи с учетом требований. Пусть нас не пугает потеря времени, ибо она с лихвой окупиться в дальнейшем.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов. Совершенное овладение техникой игры – одна из центральных задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения – развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом её сущности. На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов.
В целом процесс обучения техники строится в такой последовательности:
Развитие специальных физических качеств, а так же органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (общеразвивающие и подготовительные упражнения).
Овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в атакующем ударе это разбег в 2 – 3 шага и вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка.
соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем.
Овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике).
умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки.
В процессе совершенствования технике необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и избегать шаблона при подборе упражнений.
Обучение передвижениями
Передвижения включают ходьбу, бег, бег приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скачке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, падение при приеме мяча и т.д.
Нередко передвижениями, различным их способами не уделяют достаточного внимания, мотивируя тем, что передвижения волейболиста не представляют особой трудности. Следует помнить, что в основе своевременного выхода к мячу (что является залогом успешного выполнения последующих действий) лежит сложный психофизиологический механизм взаимосвязи многих функций организма: ориентировки, двигательной реакции, способности быстро переходить из статического положения в движение и скорости передвижения. Вот почему данный раздел требует не только повышенного внимания учителя, но и творческого осмысления специальных средств, способствующих развитию названных качеств. Они должны, во-первых, оказывать комплексное воздействие, во-вторых, сочетаться с изучением способов передвижений, и, в-третьих, постоянно совершенствоваться при освоении всех приемов игры.
Общеразвивающие упражнения. Основу средств этого раздела составляют обычный бег и подвижные игры. Вначале упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага. С этой целью используют: бег по прямой, бег с высоким подниманием бедер, семенящий бег, бег прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на то, чтобы руки были согнуты в локтях и активно содействовали передвижению, на полное выпрямление ног при отталкивании. Подвижные игры: «День и ночь» (по зрительному сигналу), «Вызов», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
Подготовительные упражнения. По своему воздействию подготовительные упражнения подразделяются на упражнения, способствующие развитию быстроты двигательной реакции в сочетании с развитием наблюдательности и быстроты ответных действий и упражнения, способствующие развитию скорости передвижения. Выполнение упражнений первой группы, как правило, осуществляется в ответ на зрительные или слуховые сигналы учителя. Весьма эффективным при этом будет выполнение занимающимися различных заданий, которые могут усложняться по мере овладения простейшими из них.
Следует, однако, придерживаться определенной последовательности (от простого к сложному) изменений как самих упражнений, так и условий их выполнения. Так, например, если в ответ на обусловленные сигналы учителя необходимо изменять направление движения, то его способ и скорость остаются неизменными. При изменении скорости неизменными будут способ и направление движения. По мере усвоения этих упражнений их можно выполнять в сочетании.
ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности волейболистов в игре для достижения успеха.
Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий волейболиста в игре. Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств – быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т.п. Во-вторых, высокая степень надежности технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.
Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению волейболистов тактическим действиям. Основу успешных действий волейболистов в игре составляют специальные качества (наблюдательность, быстрота реакции и т.д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий волейболистов индивидуально, в группах и команде в условиях единоборства с соперником, позволяющие наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий.
Первый этап тактической подготовки направлен развитие у занимающихся определенных физических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявление быстроты реакции и ориентировки, быстроты ответных действий, сообразительности, переключения с одних действий на другие и т.д. Благоприятные возможности для развития этих ценных качеств имеются в детском возрасте.
Второй этап представляет собой формирование тактических умений в процессе обучения учащихся техническим приемам. Обучение следует построить так, чтобы в игре проявилось единство техники и тактики. Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения тем или иным техническим приемом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех тактических действий. Например, учащиеся, выполняя передачу, следят за действиями партнера: в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить передачу по низкой, средней или высокой траектории. Во-вторых, на этапе изучения приема в сложных условиях применяют такую систему упражнений, которая способствует формированию тактических умений, например подачи на точность в правую, левую половину площадки, дальнюю, ближнюю половину, отдельные зоны, между зонами, к лицевой линии, чередованию способов подач. На этой основе легко усваиваются индивидуальные тактические действия при подаче: подача на игрока, слабо владеющего приемом, на игрока, вступившего в игру при замене, связующего, выходящего к сетке с задней линии и т.д.
Третий этап тактической подготовки – изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.
Большое внимание должно быть уделено воспитанию умения быстро переключаться от выполнения одного действия к другому.
Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные к волейболу игры, подвижные игры, эстафеты.
Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях.
Занятия по волейболу в общем плане мероприятий по физическому воспитанию в школе.
В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной комплексной программой по физической культуре. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня. На уроках физической культуры изучается вместе с другой спортивной игрой.
Внеклассные формы занятий по волейболу
Спортивные секции по волейболу
Спортивные занятия по волейболу эффективно содействуют решению задач физического воспитания школьников. Прежде всего надо привить учащимся интерес к волейболу .Беседы о знаменитых игроках страны и мира, о крупнейших соревнованиях, встречи с сильнейшими волейболистами являются достаточно эффективными средствами. Полезны показательные встречи взрослых команд.
Организация работы по волейбольной секции на первый взгляд может показаться сложной и доступной только для тренеров или учителя-волейболиста. Это не так. Достаточно внимательно изучить настоящее пособие и убедиться, что такую работу могут проводить и учителя – неспециалисты по волейболу.
По своей направленности в работе волейбольной секции можно выделить три возрастных этапа.
Первый этап по праву можно назвать этапом мини-волейбола. Только в школьной секции имеются такие благоприятные возможности для развития мини-волейбола. Занятия и соревнования проводятся для 9 – 10-летних ребят. По программе последних можно проводить работу с ребятами 11 – 12 лет, особенно там, где нет полного состава учебных групп (в соответствии с программой). У ребят на этом этапе создается стойкий интерес к волейболу, им прививаются основы навыков технических приемов игры.
Второй этап охватывает возраст 11 – 14 лет, когда школьники овладевают основами техники и тактики игры в волейбол, впервые начинают участвовать в официальных соревнованиях по волейболу (с 13 лет).
На третьем этапе – в 15 – 17 (18) лет задачи иные: это особый этап становления игроков, их спортивной зрелости. Здесь ребята прочно овладевают основами техники и тактики, приобщаются к спортивному волейболу (участие в ответственных соревнованиях), каждому волейболисту определяется игровая функция, которую он может выполнять в команде. Особенно остро стоит вопрос о подготовке талантливых связующих (разыгрывающих). Волейболисты с таким амплуа – дефицит не только в командах высших разрядов, но и в сборных командах страны.
Расписание занятий должно быть стабильным. Всякое нарушение графика, установленного порядка немедленно сказывается на отношении юных волейболистов к работе. Надо стремиться к тому, чтобы во всех группах занятия проводились 3 раза в неделю: по 60 – 90 мин в группах 9 – 12 лет, по 90 мин в группах 13 – 14 и 15 – 17 лет.
Известно, что учитель физической культуры очень загружен. Без помощи общественного актива ему мало что удается сделать. Поэтому старшим школьникам – опытным волейболистам ( для них надо регулярно проводить семинары) можно поручать проводить занятия не только в младших группах, но и со своими сверстниками.
Успешная работа секции зависит от умелого планирования материала. Распределять его нужно так, чтобы основная работа по обучению технике и тактике игры приходилось на первое полугодие, а на второе – совершенствование. Нельзя забывать об общей и специальной физической подготовке, о подводящих упражнениях и специально подобранных играх (особенно на начальном этапе обучения). Многие учителя уделяют внимание физической подготовке ребят только в сентябре – октябре, а затем (особенно в период соревнований) о ней забывают. Физическая подготовка должна органически входить в учебно-тренировочный процесс в течение всего года.
Распределение учебного времени по разделам работы раскрывается в учебном плане, более детально это отражается в графиках, поурочных планах и конспектах тренировочных занятий.
Одним из основных приемов организации обучения и совершенствования юных волейболистов является комбинированная форма поведения занятий. Она заключается в том, что несколько подгрупп выполняют различные задания. Например, группа в 12 человек разбивается на 4 полгруппы, по 3 человека в каждой. Первая подгруппа совершенствуется в навыках второй передачи у сетки, располагаясь в зонах 4, 3 и 2. Из зоны 4 учащийся посылает мяч в зону 6, туда перемещается учащийся из зоны 3 и второй передачей точно посылает мяч обратно в зону 4. После этого он остается на месте, а мяч из зоны 4 вдоль сетки направляется в зону 2. Из зоны 2 следует передача в зону 3, из зоны 6 учащийся выходит в зону 3 к сетке и выполняет вторую передачу в зону 2. После этого упражнения повторяются, начинаясь из зоны 2. Усложняется упражнение передачей у сетки назад, за голову. Вторая подгруппа совершенствуется в навыках приема мяча снизу. Двое выполняют удары и прием, третий (с набивными мячами в руках) – ускорения, остановки, перемещения переставными шагами с изменением направления. После перемещений игрок идет на прием мяча, после приема – на удар, с удара – на перемещение. Третья подгруппа совершенствуется в навыках нападающего удара: один школьник выполняет удары по мячу, подвешенному на амортизаторах, второй – броски набивного мяча из-за головы двумя руками на месте и в прыжке, третий – упражнения для развития прыгучести (прыжки со скамейки с отягощением и т.д.). Затем происходит смена: от бросков набивного мяча юный волейболист последовательно переходит к ударам по мячу, к упражнениям на прыгучесть, к упражнениям с набивным мячом. Четвертая подгруппа выполняет акробатические упражнения (например, различные кувырки и перекаты).
Разделение на подгруппы производится или по силам занимающихся, или с учетом игровых функций в команде (нападающие в одной подгруппе, связующие в другой и т.д.). Продолжительность выполнения отдельных заданий зависит от периода тренировки и конкретных задач урока. Нападающие, например, больше внимания уделяют нападающему удару, связующие (защитники) – приему мяча и совершенствованию во второй передаче. При таком построении занятий время используется предельно производительно. Кроме того, проводить их – причем весьма эффективно – можно в маленьком в спортивном зале или на открытом воздухе, когда в школе всего одна площадка.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ УЧАЩИХСЯ
Выполнение требований комплексной школьной программы по физической культуре существенным образом зависит от того, насколько учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий.
Основные формы самостоятельных занятий учащихся можно выделить следующие: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты во время приготовления уроков дома, игровые задания на удлиненных переменах, упражнения и игры во время физкультурных занятий в группах продленного дня, домашние задания по физической культуре.
Процесс формирования у учащихся знаний, умений и навыков самостоятельных занятий включает в себя следующие взаимосвязанные составные части: воспитание у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями, в частности волейболом, формирование у школьников убеждения в необходимости систематических занятий физическими упражнениями, волейболом, вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками самостоятельно заниматься физическими упражнениями, волейболом.
Главную роль в этом процессе играет учитель физической культуры, тренер секции волейбола, родители учащихся.
Содержание упражнений для самостоятельных занятий подбирается из программного материала уроков физической культуры, на которых изучаются приемы волейбола, и из программы для школьной волейбольной секции.
СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В волейболе удачно сочетаются два наиболее эффективных метода физического воспитания: игровой и соревновательный. Во- первых, волейбол относится к спортивным играм и изобилует игровыми упражнениями . Во-вторых, в игровой форме учащиеся лучше усваивают определенный учебный материал. В- третьих, соревновательный момент заключается в самой игре в волейбол, а проведение многих упражнений в виде соревнований способствует максимальной мобилизации сил учащихся. Все это в целом говорит о большом значении соревнований в решении задач физического воспитания школьников.
Спортивные соревнования также органически входят в систему подготовки волейболистов. Они являются не только непосредственной целью тренировки, но служат и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успеха, просто регулярно тренируясь, наращивая объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях- обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобрел и развил необходимые соревновательные качества, волю к победе, повысил надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, и воспитать специализированные качества и навыки, естественно, можно только в соревнованиях.
Волейбол- командный вид спорта , и результат участия в соревнованиях есть итог коллективных усилий членов команды. Но для того чтобы соревновательные коллективные действия были эффективными, необходимо, чтобы волейболисты были индивидуально подготовлены хорошо к соревновательной борьбе. В соревнованиях по физической и технической подготовке юный волейболист борется « за себя» , здесь воспитываются очень важные бойцовские качества. В подвижных и подготовительных к волейболу играх эти качества переносятся в коллективные действия, что в последующем положительно сказывается на соревновательной « волейбольной» подготовке.
Соревнования по технической подготовке повышают у ребят интерес к овладению техникой волейбола, а учителю позволяют проследить за тем, как юные спортсмены усваивают приемы игры.
ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Для оценки общей физической подготовки используется общепринятая методика. Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести. Использование большого количества теста в рамках учебных занятий трудно осуществимо и вряд ли оправдано. Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на волейбольной площадке. Место старта служит набивной мяч, расположенный за серединой лицевой линии. Учитывается лучший результат из 2 попыток.
Динамическую силу лучше оценивать по средствам броска набивного мяча 2 руками из-за головы в прыжке с места. Учитывается лучший результат, показанный учащимся, из 3 попыток.
Для оценки прыгучести следует использовать «Экран прыгучести» конструкции В.М. Абалакова.
Достоинство этого приспособления заключается в том, что, с одной стороны, оно позволяет оценивать прыгучесть в условиях, специфических для волейбола, а с другой – вызывает живой интерес у учащихся к систематической тренировке. Оценка определяется по разности доставания отметок на ленте – поднятой рукой стоя на месте и в прыжке после разбега в 1 – 2 шага. Учитывается лучший результат из 3 попыток.
Для занимающихся в секции волейбола, кроме контрольных упражнений, представленных выше, можно дополнительно использовать бег на 30 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, метание теннисного мяча из-за головы на дальность (правой рукой, левая нога впереди; левой рукой, правая нога впереди). Для усиления процесса обучения служат количественные показатели, получаемые в результате контрольных испытаний и наблюдений в игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взяв одну из самых распространенных среди подрастающего поколения спортивную игру волейбол, я думаю можно решить одну из самых основных задач, это здоровье школьников и будущего нашей страны. Этот вид воспитательной деятельности направлен на достижение совершенства индивидума, проявляемого в избранном виде спорта.
Волейбол предполагает только благородное соревнование, признаком которого является товарищеское взаимодействие соревнующихся. И вот именно эта спортивная игра направлена не на возвышение над другими, не на получение материальных благ, а нацеленный на совершенствование самого себя, своего организма, и способен содействовать сохранению и улучшению здоровья.
Я считаю, что необходимо развивать волейбол в школах, привлекать все больше школьников к дополнительным занятиям в секциях, так как сельские школьники на 20 – 30% имеют низкие показатели в двигательной подготовленности, чем городские, хотя в физическом развитии они практически не уступают. Если в школах будут развивать спортивные игры, применяя современные средства и методические подходы, помогающие привлечь учащихся в спортивные залы, выпускники будут хорошо подготовлены физически и иметь хорошее здоровье.
Практика свидетельствует, что регулярные занятия по данной методике во всех возрастах повысят естественную сопротивляемость организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды, инфекциям. Наблюдая за детьми которые занимаются в секциях по волейболу с соблюдением правила личной гигиены, делаю вывод, что эти дети реже болеют, продуктивнее трудятся, успешнее усваивают учебные программы.
По своему воздействию волейбол является так же наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Можно рассмотреть спортивную игру как модель современной жизни, пользующейся большой популярностью у молодежи и взрослых. Многие взрослые, приобщившись к спортивным играм в подростковом и юношеском возрасте, с удовольствием отдают предпочтение во время досуга и отдыха этому наиболее эмоциональному виду двигательной активности.
Заголовок 1Заголовок 215