Тезисы к выступлению на учительской конференции учителей 2016г.
Тема: Использование метода социального проектирования в исследовательской деятельности учащихся.
Из опыта работы учителя истории ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка м. р. Волжский Ивановой Ирины Николаевны
Содержание работы. Актуальность темы продиктована «Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой читаем: «Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе, что задаёт новые требования к институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем». Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, сейчас становится одной из актуальнейших в российском обществе. Решением проблемы успешной самореализации личности в период обучения и после его окончания, ее активной социализации, органичной адаптации на рынке труда заняты все социальные, правовые и культурно-образовательные институты государства. Как эту проблему успешно решать в школьном учебно-воспитательном процессе? Приоритетным направлением считаю использование метода социального проектирования в исследовательской деятельности учащихся. Цель данной работы: поделиться опытом применения метода социальной практики во неурочной деятельности через участие в проекте «Гражданин». Предполагаю выполнить задачи: рассказать о значимости методики социального проектирования в решении обозначенной выше проблемы; привести ожидаемые результаты применения методики; показать матрицу проекта на примере участия в социально-образовательном проекте «Гражданин» весной 2016года и практические результаты.
В настоящее время Министерство образования и науки РФ делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование, во многом исходя из опыта внедрения в образовательных учреждениях РФ методики проекта «Гражданин» и развертывания на его базе Всероссийских акций «Я – гражданин России». Позитивной чертой технологии социального проектирования является его универсальность: данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на уроках истории, обществознания, права; факультативных занятиях, классных часах), так и вне стен школы – в учреждениях дополнительного образования. Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетентностей школьников:
- проектирование дает возможность учащимся получить первый опыт влияния на общественную политику;
- оно ориентировано на деятельностное изучение аспектов функционирования социума и является средством вовлечения учащихся в общественную практику;
-оно соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами;
- оно предоставляет возможность учащимся на практике проверить свою самоидентификацию, найти свое место в жизни, апробировать первый опыт гражданского участия.
Я считаю, что социальный проект - перспективная форма внедрения в процесс обучения и воспитания идей педагогики сотрудничества; форма работы с одарёнными детьми. Кроме того, применение личностно-ориентированного подхода в данной методике позволяет повысить качественные результаты педагогической деятельности по предмету история, право, обществознание. Ожидаемые результаты. Применение на практике системы работы с использованием методики социального проектирования позволит: сформировать у обучающихся базовые национальные ценности и гражданскую самоидентификацию; повысить количество и качество социально-личностных достижений - участие в социально-значимых проектах, акциях, научно-практических конференциях, конкурсах патриотической направленности; активизировать деятельность научного общества «Юные знатоки права» и увеличить количество проектных исследовательских работ. Мои учащиеся 7(8) класса, члены школьного научного общества «Юные знатоки права», в 2015-2016 году приняли участие в социально-образовательном проекте «Гражданин». Успешно пройдя очный и заочный этапы, ребята поделили призовое первое место среди школ Волжского района. Практическим воплощением идеи проекта стала тема «Живи и помни!», посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Основой для матрицы проекта стала Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Работа над проектом представляет собой восемь стадий. (Приложение 1).
Раздел I. Мы - выбираем. Стадия 1. Подготовка к работе над проектом. Стадия 2. Выбор проблемы.
Раздел II. Мы - исследуем. Стадия 3. Сбор и анализ информации.
Раздел III. Мы – решаем. Стадия 4. Программа действий, которую предлагает команда.
Раздел IV. Мы – действуем. Стадия 5. Реализация плана действий команды.
Стадия 6. Составление портфолио. Стадия 7. Презентация. Стадия 8. Рефлексия.
Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям: актуальность и важность выявленной проблемы; социальная значимость проблемы; юридическая правомерность действий; самостоятельность разработки проекта; разноуровневость взаимодействия с властными структурами; реалистичность, экономичность, перспективность. С учетом этих критериев наша школьная команда и заняла призовое место. Ценность подобных проектов состоит в том, что дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность, выдвигать и аргументировать различные гипотезы, сами распределяют обязанности, приобретают умение работать в команде.
О практических результатах говорили сами дети, что не все в работе над проектом удалось, но сплотившаяся команда участников отметила, что ощутила чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее родного поселения, полна оптимизма и строит новые планы по продолжению начатого. Участники оценили свой первый опыт по взаимодействию с разными слоями общества и органами власти по решению актуальных проблем местного социума и осознали ценность приобретенного опыта социального сотрудничества и значимость своего участия в формировании гражданского общества в России. Уже в марте 2016 года 4 участники проекта приняли активное участие в XII НПК школьников в г. Новокуйбышевске и VII НПК в пос. Черновский Волжского района. Итоги: призовые места у всех 4 участников и 3 учебно-исследовательских работы рекомендованы на областной этап. Призеры признаются, что приобретенный опыт социального проектирования помог им добиться успехов в исследовательской деятельности. Успехи ребят стимулировали активность других учащихся школы. Вырос интерес к социально-проектной исследовательской деятельности, увеличилось количество участников школьного научного общества
« Юные знатоки права».
Использованная литература: 1.Учебно-методическое пособие «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». / Составитель Пахомов В. П. – Самара. Изд. «НТУ», 2005. 2.http://patriot-rusi.ru/clauses/patrioticheskaya-rabota/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospita/