ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ «СЕМЬЯ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Возможности внеурочной деятельности В формированиИ ценности «семья» у младших школьников
Актуальной проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохранялись. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Вопросам семейного воспитания всегда уделялось в обществе большое внимание.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве основы воспитания названы базовые национальные ценности. Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в, культурных, семейных, социально-исторических традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях [1]. Одной из базовых национальных ценностей является семья. Данная ценность включает: любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. В своем исследовании мы рассматриваем воспитание у младших школьников почитания родителей.
Почитание родителей это первая обязанность детей. Еще в дохристианские времена у всех народов незыблемым правилом было то, что младшие всегда почитали и уважали старших. В особенности дети своих родителей.
Принцип почтения к тому, кто старше годами, коренится ещё в первобытных верованиях. Культ предков - этап духовной жизни, который прошли все народы. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок - отцу-кормильцу (а вовсе не детям, как теперь), не говори много в присутствии старших.
Слово «почитай» заключает в себе слово «люби», потому что без любви нет истинного почитания. Почитание родителей это: уметь их выслушать; защищать их перед другими; принимать их такими, какие они есть; уважать; быть им благодарными; всегда приветствовать первыми и отвечать на приветствие; заботиться.
Воспитание младших школьников осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса. В соответствии с ФГОС НОО [3] основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [3].
Рассмотрим воспитание у младших школьников почитания к родителям на примере художественно-эстетического и досугово-развлекательного направлений. Внеурочная деятельность по художественно-эстетическому направлению может осуществляться через следующие кружковые занятия:
1. «Умелые руки», где учащиеся выполняют творческие работы из цветной бумаги, картона. Работы выполняются на различную тематику: открытки мамам и бабушкам к 8 марта, что создает благоприятные условия для формирования, уважения к старшим, ценностного отношения к семье.
2. Оформление информационного стенда «Для вас, родители», формируется любовь к членам семьи.
3. Создание мини – музея семейных традиций; у ребенка возникает чувство гордости за свою семью, знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников.
Досугово-развлекательная деятельность включает в себя концерты, инсценировки, организация праздников, посвященные дню Матери или 8 Марта, 23 февраля, а так же просто праздники для родителей, для бабушек и дедушек.
Таким образом, организация внеурочной деятельности в начальной школе является важным звеном в нравственном воспитании, в том числе и в воспитании у младших школьников почитания родителей.
Список литературы:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
15