Статья «Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки»
Статья «Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки»
Учитель Борисова Ольга Николаевна
1-4 класс класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Иркутская область город Усолье-Сибирское
Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки.
Проблемы с музыкальным мышлением в последнее время стали разнообразно исследовать. Психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как особый вид интеллектуальной деятельности, близкий мышлению, но протекающей в других формах и по другим законам.
Мысль – это фактор умственной активности – у музыкальных людей часто приобретает ту или иную эмоциональную окраску, а в движениях этих самых мыслей обнаруживаются особые логические связи. В музыке образуется интонационно - оформленная эмоция-мысль, которая даёт толчок образному мышлению – слежению за процессом становления и развития музыкального образа
Для духовного развития личности ребенка требуется обращение к его образно-эмоциональной сфере сознания.
Образное мышление - один из основных видов мышления, который выделяется вместе с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением.
Образное мышление имеет как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом непроизвольного мышления являются: сновидения, грезы. Произвольное мышление широко представлено в творческой деятельности человека.
С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть запечатлено одновременное видение предмета в нескольких ракурсов. Важнейшая особенность образного мышления - это установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.
Мечта – это особенная форма воображения. Образное мышление является не только генетическим этапом раннего развития человека по отношению к словесно-логическому мышлению, но и является у взрослого человека самостоятельным видом мышления, получив особое развитие в техническом и художественном творчестве.
Существует ряд примеров.
Период младшего школьного возраста является чувствительным для развития музыкального мышления ребенка. В это время маленькие обучающиеся стремятся удовлетворить свою потребность в творчестве. Поэтому эти данные особенности обучающихся помогают вовлечь их в творческую деятельность.
Обучающиеся младшего школьного возраста еще не всегда способны прочувствовать музыку правильно, а тем более правильно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.
На начальном этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, обычно дается обучающимся опора в ясном и доступном, в котором заложен
определенный образ. Наиболее эффективно решается эта проблема с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Создаются условия, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии.
В рамках гуманистического обучения учение должно быть не только интеллектуальным, но и творческим процессом. И именно занятия музыкой открывают прозрачные границы в развитии мыслительных способностей обучающихся и рождают новые, никому не известные до этого образы.
Обращение к внутреннему миру обучающегося требует современного подхода, методов и форм обучения, включения целостных образно-эмоциональных методов познания в арсенал преподавателей различных предметов.
Список использованной литературы:
1.http://rmomusical.ucoz.ru/publ/sistemnyj_podkhod_v_razvitii_obraznogo_myshlenija_na_urokakh_muzyki/1-1-0-15.