Опыт сотрудничества педагога и родителей в объединении «Техники декоративно-прикладного искусства»


Вальман Людмила Владимировна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТ г. Междуреченск
В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года. Приоритетом государственной семейной политики Концепция провозглашает утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
При решении задач государственной семейной политики особое внимание будет уделено вопросам развития, воспитания и образования детей. Среди задач, которые можно связать с учреждениями дополнительного образования детей можно выделить:
обеспечение отдыха и оздоровления детей, развитие форм семейного отдыха;
внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов на постоянной основе;
поддержку семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем создания сети родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, к конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к старшему поколению, к репродуктивному здоровью и поведению;
реализацию просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия в семье, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и услугах, доступных пострадавшим от насилия в семье, продолжение общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми;
развитие форм межпоколенческой поддержки программ для людей пожилого возраста и их вовлечение в волонтерскую деятельность с детьми.
Семья, как социальный институт общества, обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка. Успешность осуществления этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом. Образовательное учреждение и семья ориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников.
Я работаю в Центре детского творчества в студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение». В целом, родители ребят нашей студии, активны, охотно идут на контакт. Родительский комитет работает слаженно. Многие родители интересуются педагогической литературой, читают периодические издания (газеты «Семья и школа», «Учительская газета»), смотрят телевизионные передачи на педагогические темы. По рекомендации нашего учреждения, родители зарегистрировались на педагогических сайтах и получают педагогические материалы на электронную почту.
Важное место во взаимодействии студии и семьи занимает организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно - досуговой направленности. Ничто так не воспитывает взрослых и детей, как их совместная деятельность.
Формы организации этой деятельности разнообразные. Популярностью пользуются семейные и детские праздники. Например: День рождения студии проходит в сентябре. На этом празднике вновь прибывших родителей и ребят знакомят с историей студии, демонстрируется фотолетопись студии, ребята, которые занимаются в студии давно, показывают выставку своих работ, читают стихи, поют песни. Очень интересно проходят «Рождественские посиделки», где родители и дети знакомятся с традициями празднования Рождества, участвуют в забавах. Все заканчивается совместным чаепитием.
Нравятся ребятам и родителям конкурсно-игровые программы. Причем, есть традиция приглашать для участия в конкурсе другие студии. В этом случае соревновательный дух конкурса становится еще выше. Блеснуть широким кругозором, показать умение работать в команде ребята могут на таких конкурсах как « В некотором царстве», « Новый год у ворот», «Все профессии важны», «Весна идет, весне дорогу» и др.
Учитывая специфику нашей студии, большой популярностью пользуются совместные творческие мастерские: «Для любимых мам», «Мастерская деда Мороза», «Пасхальные сувениры». Я очень признательна родителям за помощь в организации экскурсий и выездных конкурсов.
Также ежегодно проходят выставки совместного семейного творчества. Большая поддержка в этом случае есть со стороны бабушек. Как правило, это деятельные женщины, недавно вышедшие на пенсию. Они имеют свободное время, желание творить и очень любят своих внуков. Их вклад в совместное творчество очень большой.
Есть опыт привлечения родителей и детей к совместной исследовательской работе. Особенно если тема исследования касается семьи. Например, были реализованы проекты «История моей семьи в истории моего города», «Что в имени тебе моем», «Учительская династия семьи Комаровых».
Радует то, что в нашей студии тоже есть династии. Когда-то много лет назад у меня училась замечательная девочка Горохова Марина. Сегодня у нее есть три дочери. Две уже занимаются в нашей студии, ждем младшую, когда подрастет. И это не единственный пример.
Проводятся у нас и родительские собрания и Дни открытых дверей и индивидуальные встречи с родителями.
В заключении можно сказать следующее: работа в постоянном контакте педагог-дети-родители дает хорошее качество совместного труда как в воспитательной так и в учебной области.