Консультация для родителей Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте 
15875-3175  
                                      
15875-3175 
«Что такое сенсорика, и почему необходимо 
ее развивать  в раннем возрасте?»
          Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это    
развитие  восприятий,   представлений   об объектах, явлениях 
и предметах окружающего мира.  От того,  насколько точно 
        малыш научится воспринимать предметы и оперировать                  
        полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
         Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. 
        Ранний  возраст - это    период приобщения ребенка к познанию           
         окружающего  мира.  В эти годы ребенок приобретает  
         первоначальные знания о жизни  через   органы чувств.    
        Развитие органов чувств  у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. 
         Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, 
         формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, 
          что тот или иной объект  собой представляет, ребенку нужно  
         прикоснуться  к нему или попробовать  на вкус. Только так он в  
         данный  момент воспринимает понятия,  
          характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий,  
          горькийи.т.д.
15875-3175 
         Занятия по сенсорике, направленные на формирование    
         подноценного восприятия окружающей действительности, 
         служат основой познания мира, первой ступенью которого   
         является чувственный опыт. Ценность раннего 
         обучающего воздействия давно подмечена народом; 
         успешность умственного, физического, эстетического  
         воспитания в значительной степени зависит  от уровня 
         сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно    
         ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
        Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 
         - является основой для интеллектуального развития 
        - упорядочивает хаотичные представления ребенка, 
        полученные   при взаимодействии с внешним миром; 
        - готовит к реальной жизни; 
       - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
       - развивает наблюдательность; 
       - развивает внимание; 
       - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной 
        и др. видов памяти. 
       - позитивно влияет на эстетическое чувство; 
       - является основой для развития воображения; 
      - дает ребенку возможность овладеть новыми способами   
        предметно-познавательной деятельности; 
      - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности. 
15875-3175 
             
        Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. 
        Детство без игры и вне игры ненормально.
        Лишение ребенка игровой практики - это лишение его  
        главного   источника развития. Лишь опытным путём способен
        ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу 
       познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно 
       с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем 
       возрасте связаны с определением свойств различных предметов. 
       Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие 
       ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности,
       с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора.  
       В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм  
       красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит   
        разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без   
        руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. 
        Вот тогда  и приходит на помощь сенсорное воспитание -   
        последовательное, планомерное ознакомление детей с 
       сенсорной культурой человечества. 
15875-3175  
            В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят 
            свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления 
     о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления 
    были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: 
    цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать   
    познавательные умения и речевые - определять цвет, размер,  
    форму предметов путем зрительного, осязательного и 
    двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать
     в речи слова - названия величин и форм. Одновременно с  
    формированием эталонов необходимо учить детей способам 
    обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу, 
    запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать 
    у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании  
    цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
         Главное составляющее полноценного развития детей в раннем  
         возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного 
         развития сильно снижает возможность в будущем успешное  
        обсуждение  ребенка в школе.
         Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых 
         знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует
        к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется 
        чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и по
                             дрожать   их различными действиями.
15875-3175 
                              
Организуя работу с маленькими детьми необходимо 
учитывать следующее:
          - занятие с малышами должны быть основаны на 
            подражании взрослому (его движениям, словам), а не 
           на объяснении;
         - необходимо наличие эмоционального контакта между
           взрослым и ребенком;
         - в совместной деятельности ребенка и взрослого 
          должны одновременно присутствовать элементы игры 
         и обучения;
       - нужно многократно повторять материал, чтобы 
        закрепить знания, умения и навыки;
        - уровень сложности материала должен соответствовать 
        возрасту, задания следует усложнять постепенно;
        - длительность занятия должна быть в зависимости 
        от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);
       - необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно
       используя их в разных ситуациях.
15875-3175 
Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.
1.  Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.
2.  Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.
3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.
 4.  Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.
5.  Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные 
        фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин,    
       огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку
                 в мешочек, нащупать содержимое и 
                   угадать что это.