Методическая статья Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии
Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что одним из важнейших средств гармоничного развития личности является труд. В нем человек выражает свою духовную сущность, видит себя как в зеркале. Однако таковым труд становится при условии, если взрослеющая личность утверждается в нём, познаёт свои силы, способности, дарования. И ещё: если труд становится любимым.
Главная задача школы – найти в каждом ребёнке родник его творческих способностей, открыть доселе дремлющий источник бытия, труда и творчества. Для педагога важно, чтобы его ученик мог не только найти себя в определённой профессии, но и полностью раскрыл свои задатки, развил свои способности, а потому избранный труд должен быть для него «не только любимым делом, но и благодатным полем для постоянного самовоспитания и самосовершенствования».
Беда школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана образовательная область «Технология». Разнообразие её содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.
Для осмысления усвоения знаний и умений учащимся необходимо собственная познавательная деятельность. Активизация её – важнейшая задача учителя.
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного школьного образования. От сформированности познавательной активности обучающихся зависит эффективность образование в целом.
Процесс образования должен стать процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности учащихся, осуществляемого на основе гуманистической модели.
Именно эта проблема и подсказала мне, над какой темой нужно работать. Эта тема – «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии».
Наблюдая за деятельностью учащихся на протяжении некоторого времени я заметила, что дети относятся к урокам технологии по разному: учащиеся начальной школы очень любят мастерить разные вещи, изделия, хотят всему научится; средняя звено учеников уже начинают работать с меньшей заинтересованностью к отдельным темам, разделам предмета; а старшеклассники всё реже проявляют свою заинтересованность к тем или иным видам труда, т.к. интересы и способности учащихся более выявлены и определены чем у младших школьников.
Важная задача учителя – всемерно способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. Надо не только пробуждать у детей любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться того, чтобы оно превратилось в любознательность, а затем и приобрело бы характер подлинного познавательного интереса, стремления к раскрытию сущности изучаемых явлений, причинно – следственных связей и закономерностей.
Работая над данной темой были поставлены следующие цели:
Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
За годы своего педагогического труда, я как учитель, изучала и использовала в своей работе многие педагогические технологии:
традиционные, в основе которых лежат принципы Я. А. Каменского;
технологии на основе личностной ориентации (Педагогика сотрудничества);
технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии Б.П. Никитина; проблемное обучение Д. Дьюи; обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова);
технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (коллективные и групповые технологии А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко);
технологии развивающего обучения Л.В. Занкова; И.П. Волкова;
альтернативные технологии (Метод проектов, Д. Дьюи);
компьютерные технологии и другие;
и сделала вывод, который подтверждён словами М.М. Поташника «любой метод признаётся прогрессивным если он даёт оптимальные результаты, независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно».
Опираясь на собственный опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие? Это такой урок, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать не нужную или некрасивую вещь», на котором «нет общения друг с другом».
Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счёт включения в состав учебной группы) и даже то, что некоторые учащиеся из гордости не соглашаются с низкой, как они считают, оценкой их труда. При этом главное, на мой взгляд, увлечённость учащегося собственной деятельностью, т.е. процессом изготовления изделия. Ведь результат для учащихся абстрактное понятие, а интерес должен появится уже в начале деятельности.
Важная роль в активизации школьников принадлежит обучению учащихся в малых группах, что позволяет им общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать самостоятельность, сообща отвечать за результат.
Предполагаемыми результатами применения данного метода являются следующие. Учащиеся должны:
добиться сплоченности и сконцентрировать свои усилия на выполнении общего задания в рамках отведенного времени;
в процессе работы над заданием научиться выполнять функции добровольно принятой ими на себя роли;
научиться анализировать результаты групповой работы и видеть взаимосвязь между сплоченностью коллектива и результатом, полученным при решении поставленной проблемы.
Рассмотрим, например, ситуацию, связанную с повторением в 6 классе изученного ранее материала. Планируя урок, на котором шестиклассники должны, пользуясь записями в рабочей тетради, повторить то, что они узнали в 5 классе, изучая раздел «Элементы материаловедения». За прошедшее время дети многое забыли и учитель начиная фронтальное повторение, фактически вынужден излагать материал заново. А есть ли у детей мотив, чтобы активно включиться в повторение? Кто при данной форме работы несет ответственность за результат повторения? Ведь только учителю известно, что на основе изученного ранее материала построено содержание следующих разделов, включая и тему «Раскрой швейных изделий». Но ученики этого не знают, и у них отсутствует прямой мотив («учу, чтобы не испортить свою ткань при раскрое»). В данном случае я решила применить технологию обучения в малых группах с тем, чтобы переложить большую часть ответственности за повторение и усвоение на самих школьников.
Ниже приведен фрагмент урока, посвященного актуализации базовых знаний по разделу «Материаловедение. 5 класс» (в 6 классе на изучение материаловедения отвожу 4 ч). Задача применения данной технологии обучения повысить эффективность повторения и усвоения пройденного материала. Однако для детей это не может являться важным мотивом, чтобы начать активную работу. Нужно сформулировать для учащихся цель работы так, чтобы она была принята и понята каждым учащимся в классе. Соответственно изменяю формулировку: работая в команде (группе), повторить знания, полученные в 5 классе так, чтобы их усвоил каждый член команды. Также излагаю школьникам условия оценки: оценивается работа всей команды, при этом каждый в равной мере отвечает за ее успех и должен быть готов ответить на вопросы учителя.
Структурирую ход работы:
Объединение учащихся в заранее спланированные группы (команды) при- близительно равные по суммарным возможностям, удобное размещение групп в кабинете.
Формулировка цели, понятной всем учащимся.
Изложение условия: оценка будет общей на всех.
Выбор учащимися ролей, которые они будут играть помимо выполнения основного задания: ведущего (следит за временем), организатора активной деятельности (инициирует активную работу каждого), оформителя (записывает ответы команды, выполняет схемы, зарисовки), организатора общения (пресекает конфликты), лидера (работает с самой трудной частью задания) и др. Список ролей должен быть написан на доске.
5. Проведение первого раунда: выполнение задания «Анализ образца ткани». Каждая команда получает свой образец ткани размером не менее 30x50 см (отличающийся по своему виду для каждой команды). Используя готовый план рассказа, данный учителем, и тетрадь за 5 класс, учащиеся анализируют образец ткани, составляют черновик и готовятся к рассказу перед классом. При выполнении основного задания каждый из них должен выполнять функции принятой им роли. План рассказа может состоять из следующих вопросов: это натуральная ткань? Какие волокна использовались при ее изготовлении? Каким образом найти у нее нить основы (лицевую сторону)? Видите ли вы какие-нибудь дефекты ткани? Для чего можно применить данную ткань? И др.
6. Отчет команд по итогам первого раунда. По очереди команды выходят в полном составе к доске, демонстрируют классу свой образец ткани и, используя черновик, рассказывают о проделанной работе. Учитель может остановить отчет в любой момент и попросить продолжить любого из данной команды или задать вопрос. Черновиком пользоваться можно, так как это продукт интеллектуальной работы всего мини-коллектива. Все остальные учащиеся ищут ошибки других команд, вносят исправления в свои черновики. В этом нет ничего плохого, так как оценка за этот этап не ставится, а основная цель заключается в том, чтобы все ученики усвоили учебный материал.
7. Проведение рефлексии. Задаю вопросы, связанные с организацией взаимодействия в командах: удобен ли был черновик и как его можно усовершенствовать? Насколько быстро группа смогла организоваться для выполнения задания? Все ли были активны? И др.
8. Проведение второго раунда: выполнение задания «Повторение базовых знаний». Команды получают одинаковую для всех карточку-задание, состоящую из 3-4 вопросов: как определять лицевую сторону у разных видов ткани? Прядение и ткачество это одно и то же? Какими способами можно определить нить основы? И др. Учащиеся самостоятельно делят вопросы между собой. Затем каждый школьник индивидуально ищет в тетради ответ на свой вопрос, повторяет его, а потом устно объясняет остальным. Все члены команды должны запомнить ответы. Время на выполнение задания ограничено.
9. Контроль знаний по второму заданию. Задаю вопросы из карточки-задания ученикам любых команд так, чтобы проверить уровень подготовки всей команды. Каждой »команде выставляется общая оценка. Если учащиеся не согласны с ней, то они могут самостоятельно подготовиться и прийти ответить еще раз всей группой.
10. Проведение повторной рефлексии. Последний этап посвящаю организации взаимодействия в учебных мини-коллективах. Проверяю эмоциональное отношение детей к выбранной ими роли, прошу назвать самое сложное в работе, определить взаимосвязь между сплоченностью команды при выполнении задания и полученным результатом и др.
Получив определенный опыт совместной деятельности, учащиеся затем успешно решают поставленные предпринимательские задачи на открытом уроке в рамках предметной недели ОО «Технология». Именно сформированное умение действовать в команде является основой для проведения «мозгового штурма».
Одной из основных задач, которую я ставлю перед собой, применяя на уроках обучение в малых группах, является формирование таких ключевых компетенций школьника как сопряженность личных интересов с потребностями мини-коллектива, способность взять на себя ответственность за решение, владение устной и письменной речью (в частности, составление и использование опорного плана при ответе), умение осуществлять быстрый поиск информации (в данном случае, ответ на вопрос в тетради), социальные умения (сотрудничества, коммуникативность и др.), умение оценить результат своей деятельности.
В процессе своей работы я убедилась, что после изучения каждого модуля (раздела) необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. 0бычно теоретический материал дается в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. И вот, когда она закончена, следует остановиться, проанализировать сделанное, обобщить полученные знания и умения. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторением, ввожу в урок игровые элементы (например, решение кроссвордов), меняю виды и формы контроля, использую тестирование. Мною составлено около 60 разноуровневых кроссвордов по всем темам программы, которые я использую с целью проверки знаний учащихся и в качестве дополнительного задания тем, кто успешно справился с основным.
В этой связи замечу, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.
Ниже приведён фрагмент итогового урока по разделу «Кулинария», по теме «Технология приготовления пищи» в 7 классе (2часа), по изучению изготовления изделий из различных видов теста. Задача применения данного обучения, повысить эффективность повторения и усвоения пройденного материала, активизировать познавательную деятельность учащихся. Тип урока – нетрадиционный, с применением компьютерной поддержки. Методы обучения включают в себя и ролевую игру, и работу в малых группах, и защиту мини – проектов и выставку изделий.
Урок проводится в форме ролевой игры, где «гости» - это приглашённые учителя, родители, а учащиеся выступают в роли «частных предпринимателей» имеющих свои личные предприятия общественного питания. Название урока – «Экскурсия по страницам энциклопедии русской кухни».
Начинается урок с разминки, где группы учащихся получают конверты с карточками - заданиями. Учащиеся – эксперты выслушивают ответы, исправляют ошибки, оценивают результаты. Увлекая учащихся в работу, запущена компьютерная программа «Русская кухня», где демонстрируются слайды изделий, приготовленных из различных видов теста. Учащиеся определяют способы приготовления блюд и называют виды теста. Чтобы побывать на страницах энциклопедии, на магнитную доску вывешиваются названия изделий, которые выпекаются на Руси, в русской печке. Это «Курник», «Жаворонки», «Кулебяки», «Расстегаи» и т.д. Далее «гости» принимают приглашения проехать на тройке лошадей, по одной из улиц энциклопедии. Группы учащихся начинают защиту мини-проектов. Таких групп три, в каждой по три человека. У каждой группы национальные русские костюмы, стол с русскими блюдами из теста, меню с шутками и прибаутками, пословицами и поговорками о русской кухне. Каждая группа старается рассказать о своём заведении, чтобы «гости» остались довольны.
По окончании урока проведение рефлексии. Задаю вопросы, связанные с организацией взаимодействия в группах. Проверяю эмоциональное отношение учащихся к выбранной ими роли, прошу назвать самое сложное в подготовке к уроку, определить взаимосвязь между группами при выполнении заданий и полученным результатам.
Одной из основных задач, которую я ставлю перед собой, используя данные приёмы работы, это совпадение личных интересов с интересами мини – коллектива, способность взять на себя ответственность за решения, умение осуществлять быстрый поиск информации, умение оценить результаты своей деятельности.
Всё это способствует эмоциональному подъёму учащихся, учит общаться друг с другом в процессе познавательной деятельности, активизирует их и тем самым повышает эффективность урока.
Работая над темой «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии», я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование активизации интереса к учёбе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможности проявить свою творческую индивидуальность. На помощь здесь приходит умелое использования метода проектов. Суть его в том чтобы стимулировать интересы ученика к определенным проблемам, в практическом применении полученных знаний. Другими словами от теории к практики.
В моей работе накоплен определенный опыт использования метода проектов, разработано и опробована методика проектного обучения учащихся в 5 – 11 классов.
В тематике проектов , выполненных моими учениками, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. С самого начала они усваивают алгоритм проектирования: выбор и обоснование темы, разработка требований к будущему изделию – дизайн спецификации, а так же технологии его изготовления с составлением маршрутной карты, выполнение и испытание готового объекта, оценка и защита проекта. Темы проектов усложняются от класса к классу, всё более самостоятельным становится их выполнение.
Начиная работу по методу проектов, знакомлю учащихся с «Положением о ученическом проекте по технологии», которое составила в помощь ученикам. Этот документ включает в себя: цели и задачи; тематику; основные требования к выполнению проекта; порядок выполнения( подготовительный этап, технологический этап, заключительный этап), методические рекомендации ученику по учебному проектированию; требования к проектам; критерии оценки; банк проектов (примерные темы проектов для 5-6 кл.,7-8 кл., 9-11кл.); оформление документации проектов.
Практика показала, что для более глубокого овладения учащимися проектным методом необходимы специальные тренировочные упражнения. С этой целью мною разработан ряд разных по сложности тренировочных работ.
Моими учащимися выполнено много интересных проектов и индивидуальных и коллективных. Из коллективных работ хочется выделить проект «Каламбур по домоводству», который сделали учащиеся 8-х классов. Он интересен тем, что ученицы изготовили детский журнал для девочек в котором были собраны сведения по кулинарии, декоративным видам искусства, по ведению домашнего хозяйства по выращиванию растений, по гигиене и косметологии, а так же советы , загадки, пословицы, поговорки, кроссворды связанные с трудом. Оформляя данную работу, они очень много материала собрали из рассказов своих родственников, учитывая национальные и культурные устои своих семей.
Ученицы десятых классов выполнили проекты по изготовлению наглядных пособий для кабинета технологии нашей школы. Это проект «Знакомства со швейным оборудованием», где учащимися сделана подборка иллюстраций современных швейных машин для выполнения различных технологических операций по изготовлению одежды. В своей работе они отразили и исторические данные по созданию швейных машин, и современные сведения о электронном и компьютерном оборудовании швейного производства. К защите данного проекта была изготовлена коллекция плакатов по знакомству со швейным оборудованием: утюгами и поровыми манекенами, раскройными ножницами и специальными швейными машинами, которые выполняют операции по пришиву пуговиц отделочных деталей и т.д.
Очень удачным был проект «Ассортименты тканей», где ученицы выполняли исследовательскую работу по определению, органолептическим и химическим методами, различные виды тканей: хлопчатобумажные и льняные, шелковые и шерстяные, искусственные и синтетические. К защите данного проекта ученицы подготовили коллекции различных видов тканей, которыми пользуются учащиеся 5-7 классов при изучении темы «Материаловедение».
Из индивидуальных проектов хотелось бы выделить те, которые заняли призовые места в районных и краевых олимпиадах школьников по технологии. В 2004-2005 учебном году 1-е место в Буденновском районе в олимпиаде школьников по технологии заняла Никифорова Анна, учащаяся 11-го кл., которая защищала проект «Платье, заставляющее оглянуться назад и посмотреть вперёд». С этим проектом Анна была участницей краевой олимпиады, где получила диплом победителя за 2-е место. Этот проект интересен тем, что ученица сшила свадебное платье, которое было очень простым, по фасону, из не дорогостоящей ткани, но не уступающее по своему изяществу платьям, сшитым профессионалами.
В 2005-2006 учебном году учащаяся 11-го класса Чернявская Ольга получила диплом победителя в зональном туре краевой олимпиады школьников по технологии, заняв 3-е место, защищая проект «Этот удивительный батик». В этом проекте ей удалось отразить красоту украшения изделия с помощью анилиновых красителей. Роспись по шёлку придало её платью индивидуальную свежесть и изящество. К готовому платью был изготовлен шарф и разукрашен приёмами батика.
В 2006-2007 учебном году в районной олимпиаде школьников по технологии 1-е место заняла ученица 9-го класса Оганова Варвара. Она защищала проект «Костюм для восточного танца». Этот костюм она изготовила для выступления на сцене. Работа была очень сложной, так как она украшала свой костюм бисером и паетками тесьмой и бахромой, вышивкой и отделкой из искусственных камней, цепочек и металлических украшений. Таким образом,используя проектирование, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает им осознать, что знания – это ре только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адоптироваться в социуме и самореализоваться как личность .
Умения нарабатываемые школьниками, в процессе проектирования, в отличие от «накопительно- знаниевого» обучения, формирует осмысленное исполнение жизненно- важных умственных и практических действий . иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные.
Развивая познавательную активность на уроках технологии я, в течении двух лет, формирую банк данных для компьютерной поддержке занятей по обслуживающему труду. С этой целью в компьютере заведены папки: «Основы проектирования», «Технология обработки ткани», «Художественная обработка материалов», «Внеклассная работа», «Тесты по технологии», «Интернет».
В папке «Основы проектирования» хранятся пособия для учащихся «Проектирование швейного изделия» и «Материалы для оформления проектов», лучшие школьные проекты и другие документы, связанные с проектной деятельностью.
В папке «Технология обработки ткани» находятся материалы по технологиям изготовления различных текстильных материалов, организации швейного производства; об инструментах, приспособлениях и оборудовании для выполнения швейного изделия; сведения по истории волокон, тканей, костюма; о цвете и современных стилях в одежде; извлечения рекомендательного характера из журнала «Burda»; описание технологии изготовления фартука, ночной сорочки и прямой юбки.
В папке «Художественная обработка материалов (вязание на спицах и крючком)» хранятся инструкционные карты по вязанию, которые по мере необходимости выводятся на печать и используются на уроках в качестве раздаточного, в том числе и иллюстративного, материала.
В папку «Внеклассная работа» помещены программа кружка «Юные рукодельницы», содержащая пояснительную записку и тематический план, а также пособие для учащихся по вязанию одежды для куклы с описанием техники выполнения простейших узоров и фотографиями 18 моделей кукольной одежды. Кружковцы пользуются этим пособием на бумажном носителе.
В папке «Интернет» хранится найденная в сети информация, а также адреса полезных Web-сайтов.
В папке «Тесты по технологии» находится написанная компьютерная программа тестирования, а также тестовые задания с ответами: 50 по технологии обработки пищевых продуктов, 50 по технологии обработки ткани, 50 по элементам машиноведения, 30 по санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности, 10 по основам проектирования. Их можно распечатать на бумаге и выбрать те, на которые учащиеся должны ответить в данный момент.
Использование компьютера позволяет рациональнее распределить время занятия, освобождает учащихся и учителя от лишних записей и пояснений, повышает уровень усвоения и объективность оценки знаний, а также развивает познавательную активность учащихся на уроках.
Опираясь на опыт своей работы по теме «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии», можно увидеть результаты. Во-первых, повышение качества знаний учащихся. Если в 2004-2005 учебном году качество знаний составляло 68%, то в 2006-2007 году – 74%. Во-вторых, познавательная активность учащихся на уроках выросла в несколько раз.
За последние три года призёрами районных олимпиад школьников по технологии стало – 5 человек; призёрами зональных краевых олимпиад школьников по технологии – 2 человека.
За последние три года призёрами районных выставок детского творчества стало – 3 человека.
За последние три года получили швейное образование в Региональном политехническом колледже г. Будённовска – 23 человека, а в ЦО «Прогресс», г. Будённовска, по профилю «Швейное дело» - 16 человек. Закончили Невинномысский региональный институт и получили профессию «Технолог швейного производства», с правом преподавания предмета «Технология»-2 человека.
Я, как руководитель районного Методического Объединения учителей технологии (обслуживающего труда), учувствовала в семинарах по обобщению своего опыта по темам: «Теория и практика современного урока» (2005г.) и «Развитие познавательной активности учащихся» (2006г.). В 2006 году участвовала в педагогическом фестивале «Талант-2006» в программе «Панорама педагогического опыта», в г.Невинномысске с темой «Развитие познавательной, творческой активности учащихся на уроках технологии в процессе модернизации образования». В 2006 году была награждена «Благодарственным письмом» от Главы администрации Будённовского района, за достойное обучение и воспитание учащихся.
Я считаю, что много делается для того, чтобы раскрыть и обосновать идею о решающей роли труда, трудового воспитания в духовном становлении всесторонне развитой личности. Вижу свою задачу в том, чтобы дать каждому ученику «счастье любимого труда», помочь среди множества жизненных дорог найти ту, на которой ярче всего раскроются его индивидуальные творческие силы и способности.
15