Рабочая программа факультатива по истории Актуальные вопросы истории: теория и практика (11 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИСТОРИИ
(11 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по истории России составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и историко-культурного стандарта. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе. «Трудными» исторические процессы и явления в истории России названы в связи с тем, что в учебниках по истории недостаточно материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. На занятиях учащиеся получат возможность работать с дополнительными справочными материалами, что позволит узнать наиболее распространенные точки зрения на эти события. Знания, которые получат учащиеся, должны послужить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками. В процессе работы учащиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплины «История России». Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам:
«Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.»
Программа соответствует следующим документам: основной образовательной программе среднего общего образования, примерной программе по истории, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен знать, понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всеобщей истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе):
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне 3 ч.
Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война.Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.
Тема 2. Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры 3 ч.
Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация.
Тема 3. Характер национальной политики большевиков и ее оценка 1 ч.
Национальная политика большевиков и ее оценка. Образование СССР. Культурная революция.
Тема 4. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий 3 ч.
Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента
Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры.
Тема 5. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны 2 ч.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР.
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Зимняя война».
Тема 6. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне 1 ч.
Изменения политической карты Европы.
Тема 7. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны» 2 ч.
Истоки «холодной войны». Эйфория Победы.
Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
Тема 8. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева 3 ч.
Начало критики сталинизма.
Особенности национальной политики. Расширение прав союзных республик.
Программа построения коммунизма в СССР.
Тема 9. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения 3 ч.
Десталинизация и ресталинизация. Кризис идеологии. Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика разрядки.
Тема 10. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР 5 ч.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно- политических сферах. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской политической системы Подъем национальных движений
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.
Тема 11. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. 4 ч.
Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Тема 12. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. 4 ч.
Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и гражданское общество
Рыночная экономика и монополии. Россия в системе мировой рыночной экономики
Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.
Тематическое планирование
№ п/ п Разделы программы Количество часов
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. 3
Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. 3
Характер национальной политики большевиков и ее оценка 1
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 3
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. 2
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. 1
Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны». 2
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева 3
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. 3
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР 5
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. 4
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. 4
34
Cписок литературы для учителя
Левандовский А.А. Щетинов Ю.А. История России, XX- нач. XXI века: учебн. для 11 кл. ОУ. – М.: Просвещение, 2014.
Волобуев О.В., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни. 11 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
Список литературы для обучающихсяАгафонов С. В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ.материалы /С. В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Жукова Л. В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие /Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К. М. – СПб.: Тригон, 2008Данилов А.А. Бранд М.Ю.История России. 10 класс: учебник для ОУ в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
http:// fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http:// school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http:// museum.ru/ Портал «Музеи России».
http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  
http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 
http://artclassic.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культуры)
http://feb-web.ru/ — фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://history.sgu.ru/ — русская история в зеркале изобразительного искусства.
http://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента.http://historydoc.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).
http://intellect-video.com/russian-history — история России и СССР: онлайн-видео.
ttp://militera.lib.ru — военная литература: собрание текстов.
http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.
http://ru.wikisource.org — Викитека: свободная библиотека.
http://statehistory.ru — сайт «История государства»
http://www.bibliotekar.ru — Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm — библиотека исторического факультета МГУ.http://www.hist.msu.ru/ER/index.html — Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
http://www.historicus.ru — Историк: общественно-политический журнал.
http://www.history.pu.ru/elbib — электронная библиотека исторического факультета СПбГУ.http://www.history.pu.ru/elbib/ — электронная библиотека исторического факультета СПбГУ.http://www.lectures.edu.ru — лекции по истории для любознательных.http://www.lectures.edu.ru/ — Лекции по истории для любознательных.http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html — Геосинхрония: атлас всемирной истории.
http://www.portal-slovoru — православный образовательный портал «Слово».Календарно - тематическое планирование
№ Темы разделов, уроков Кол-во часов
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. 3
1. Война как революционизирующий фактор. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как общенациональная катастрофа. 2. Незавершенность и противоречия модернизации. Вопрос о земле 3. Национальный фактор в Гражданской войне. Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. 3
4. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 1932-1933 г 5. Создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу 6. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров. Характер национальной политики большевиков и ее оценка 1
7. Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 3
8. Партийные органы как инструмент сталинской политики. 9. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента 10. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. 2
11. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР. 12. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Зимняя война». Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. 1
13. Изменения политической карты Европы. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны». 2
14. Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. 15. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева 3
16. Начало критики сталинизма. 17. Особенности национальной политики. Расширение прав союзных республик. 18. Программа построения коммунизма в СССР. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. 3
19. Десталинизация и ресталинизация. 20. Кризис идеологии. Идейная и духовная жизнь советского общества. 21. Политика разрядки Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР 5
22. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно- политических сферах. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. 23. Изменения в советской внешней политике. 24. Демократизация советской политической системы 25. Подъем национальных движений 26. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. 4
27. Начало радикальных экономических преобразований. 28. Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России 29. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений. 30. Дефолт 1998 г. и его последствия. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. 4
31. Политические партии в 2000-е годы. 32. Построение вертикали власти и гражданское общество 33. Рыночная экономика и монополии. Россия в системе мировой рыночной экономики 34. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.