Открытый урок Стили речи. Художественный стиль речи
Методическая разработка открытого урока русского языка в 9А гуманитарном классе
Дата проведения: 27.02.2015.
Место проведения: МБОУ «Элистинский лицей»
Тема урока: Стили речи. Художественный стиль речи.
Цель урока: выработать представления у учащихся об особенностях художественного стиля речи.
Задачи:
Образовательная: научить учащихся рассуждать на заданную тему
Развивающая: закрепить умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи
Воспитательная: способствовать формированию положительно-нравственных качеств по отношению к женщине-матери.
Организационно-методические особенности урока
Тип урока: практикум
Метод урока: комплексный
- применение информационно-технологических средств обучения
- работа учащихся с текстами
- мотивационный диалог
- рефлексия
- творческая работа учащихся
Оборудование: интерактивная доска, тексты художественных произведений А.Алексин «Прости меня, мама…», А.Фадеев «Молодая гвардия» (фрагмент «Руки матери»), кадры из худ.фильма «Тарас Бульба» (фрагмент «Мать у изголовья сыновей»).
Ход урока
Эпиграф: Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.
В.Г.Белинский
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя о теме, цели, задачах урока (слайд №1, №2).
Слайд№1
Слайд№2
II. Повторение изученного материала о стилях речи.
1.Фронтальный опрос по теме. Вспомните, что вы знаете о стилях речи? Как вы их различаете? (Ученики отвечают на вопросы и приходят к выводу, что… слайды№3-4)
Слайды№3-4
2. Самостоятельная работа с учебником. Составить таблицу «Стили речи» (упр.№237). Ученики заполняют таблицу и проверяют правильность с проецированным слайдом№5
III. Работа в группах. Практическая работа с текстом.
1. Каждая группа получает текст и определяет его стиль.
Группа №1 – текст из философского словаря
Группа №2 – статья из республиканских СМИ «Ойратский декаданс»
Группа №3 – фрагмент из повести В.Набокова «Рождество».
(при выполнении задания тихо звучит классическая музыка)
2. Обсуждение итогов работы.
1гр. аргументирует, что их текст является научным,
2гр – публицистический,
3гр. – художественный
3. Выделите особенности художественного стиля (слайд№6).
IV. Работа учащихся с текстами А.Алексина и А.Фадеева.
Выразительное чтение первого и второго текстов.
Беседа об авторах текстов.
Выполнение заданий части второй ЕГЭ (2.1; 2.2; 2.3; 2.5)
2.1. Какая мысль объединяет прослушанные и прочитанные тексты?
1) Мы часто забываем позвонить своим родителям.
2) Руки матери всегда в работе, они постоянно что-то делают для нас.
3) Каждый из нас должен попросить прощения у своей матери за то, что мы обижаем их.
4) Мы принимаем жертвы своих матерей чересчур бездумно.
2.2. В каких предложениях заключена основная мысль текста А.Фадеева?
1) 4, 5.
2) 6, 7.
3) 8, 9.
4) 11, 12.
2.3. Каков стиль и тип данного текста?
1) публицистический, рассуждение
2) публицистический, повествование
3) художественный, описание с элементами рассуждения и повествования
4) художественный, повествование.
2.5. В каком предложении есть слово с повышенной эмоционально-экспрессивной окраской (книжное, поэтическое)?
1) 5.
2) 7.
3) 9.
4) 12.
V. Рефле'ксия по тексту:
- какие чувства вызвали у вас прослушанный и прочитанный тексты? (боль, жалость, сочувствие, сострадание, любовь – положительно-нравственные чувства);
- какие слова вы адресовали бы своей маме в этот момент? (желали бы, чтобы мама простила бы мне все доставленные неприятности).
VI. Обобщение изученного материала посредством слайдов (слайды №5-7).Слайд№7
VII. Творческая работа учащихся.
Определить заголовок творческой работы (Прости меня, мама).
Определить стиль речи и тип речи в творческой работе (сочинение-рассуждение).
Работа над зачином сочинения.
Проверка зачина сочинения.
VIII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Прости меня, мама».
VI. Подведение итогов урока.
Список использованной литературы:
А.Алексин «Прости меня, мама…»
А.Фадеев «Руки матери» из романа «Молодая гвардия»
В.В.Бабайцева «Сборник упражнений», уч.пособие для 8-9кл.
Философский словарь, статья «Познание»
Газета «Элистинский курьер», статья «Ойратский декаданс»
И.Сенина, уч.пособие «Русский язык. ГИА 9кл.».
Приложение
А.Алексин «Прости меня, мама…»
Мамы давно уже нет… А я все еще мысленно говорю: «Прости меня, мама…». Она рассказывала близким и знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал позвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдает ли нам мать последнее? Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. Ничего страшного: я с тобой. Все пройдет…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. « Ах, если бы навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно…
Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. Прости меня, мама…
А.Фадеев «Руки матери» из романа «Молодая гвардия»
…Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А в темные жилочки.
С того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, как ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили не пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра в коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «Бе-а-ба, ба-ба».
Я помню , как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы ни сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались.
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была возле меня, и ночник горел в комнате, ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Оглянись и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…