Буклет. В помощь ученику. Синтаксические нормы.


Нормы согласования подлежащего и сказуемого.
1.Учительство (собирательные сущ.: молодежь, студенчество..) (ед.ч.).
2.Большинство,
меньшинство + неодуш. предметы (ед.ч.).
множество, ряд, (Несколько домов стоит у реки)
часть, несколько
Большинство,
меньшинство + одуш. предметы (мн.ч.).
множество, ряд, , (Несколько дам стоят у реки)
часть, несколько
Много
Мало
Немного + сущ. (ед.ч.). (Сколько мыслей пронеслось)
Немало
Сколько
3.колич.числит+ВСЕГО, ЛИШЬ, ТОЛЬКО } (ед.ч.).
(На день рождения придёт только трое друзей)
колич.числит+ВСЕ,ЭТИ } (мн.ч.).
(Все три гостя вошли в дом)
Другие числит. (пара, тройка, сотня, десяток+масса, поток, уйма) } (ед.ч.).
(Сотня бойцов вбежала в дом).
Числит, оканчив. на ОДИН } (ед.ч.). (Прибыл двадцать один человек)
Числит, оканчив. на 2,3,4.. } (мн.ч.). (Прибыли двадцать два человека)
Числит.+ ЛЕТ, ДНЕЙ, ЧАСОВ ( по смыслу)
(Прошло пять лет. Пять лет изменили…)4.один предмет (главный), а второй сопутствующий } (ед.ч.).
(Папа с собакой пошел гулять.)
Оба предмета равноправны, тогда (мн.ч.). (Маша с Таней смеялись)
НО со словами ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО (ед.ч.).
(Маша вместе с Таней смеялась)
5.пол- } (ед.ч.). (Пол-апельсина лежит)
НО
пол- + , определение, } (мн.ч.). (Полчаса, проведенные в доме, пролетели)
6. предмет + уточняющая конструкция (!! Она не влияет на форму числа сказ.)
(Никто, даже родители, не смеялся)
7. если ____, _____,____, то тогда (мн.ч.). (Книга, тетрадь лежали…) если (ед.ч.). то ____, _____,____, (Послышался топот и крики…)
если ____(или, но,однако) _____ то (ед.ч.). (Страх или испуг кажется смешным)
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Не сочетаются видовые понятия: В корзине лежали яблоки, груши, фрукты и хлеб.
Нельзя опускать предлоги: Много людей на площадях, бульварах, парках.
Не сочетать однородное сущ. и инфинитив: Я люблю книги и гулять.
Недопустимо грамматическое строение типа: Я не только читаю книги, но и журналы. (Прав. Я читаю не только книги, но и ..)
Однородные члены должны согласовываться с обобщающим словом: Все ждали артистов: Пугачевой, Королевой.
Нельзя ставить в падежную форму слова с заглавной букве, пишущиеся в кавычках : в журнале «Костёр» (но не «Костре»)
Нормы употребления сущ. с предлогом.
1 БЛАГОДАРЯ (с чем-то отрицательным не сочетается)
ВОПРЕКИ
НАВСТРЕЧУ + Д.П. (вопреки приказу, согласно решению)
СОГЛАСНО
ПОДОБНО
НАПЕРЕКОР
2 Переходные глаголы при отрицании + Р.П.
- наличие в предложении НИ или местоимения с НИ (никто):
Никому не доверял тайны (Р.П.)
- после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать:
Не слышал крика (Р.П.)
Переходные глаголы при отрицании + В.П.
-имена собственные, одуш.:
Не видел Ольгу.
-при двойном отрицании:
Нельзя не понять силу его.
-с наречиями ограничения:
Едва не потерял терпения.
-глаголы с приставкой недо- (незаконченное действие):
Недовыполненный план.
3 отличай по значению:
Беспокоится о сыне – беспокоится за сына
платить за книги - оплатить проезд
препятствовать движению –тормозить движение.
Нормы построения с деепричастным оборотом.
НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:
действие и деепричастие не должны выполнять разные лица:
(Тщательно прицеливаясь, фазан был убит охотником)
не должно быть в предложении страдательных конструкций:
(Поступив в прокат, фильм был высоко оценен)
3.не должен предмет быть выражен второстепенным членом, если деепричастие обозначает его действие:
(Посмотрев фильм, у Ивана улучшилось настроение)4.не может быть деепричастия в односоставных неопределенно-личных предложениях и безличных:
(Поужинав, нам читали книжку. Читая книгу, мне стало смешно.)Нормы построения с причастным оборотом.
1.причастный оборот должен стоять только после определяемого слова (без отрыва):
(Нельзя: Крик с утра и до вечера, повторяемый эхом, исчезал)2.прич.оборот должен быть согласован с определяемым словом в роде, числе, падеже:
(Нельзя: Перед глазами туриста, поднявшийся на вершину, открылась красота).3.не употребляются причастия с частицей БЫ
4 не могут быть однородными причастия и придаточные СПП
(Нельзя: Котенок, лежащий на столе и который умывался лапкой.)Нормы построения с косвенной речью.
При замене прямой речи косвенной используют союзы, союзные слова ЧТО,ЧТОБЫ, КОГДА ….
Если прямая речь содержала вопрос, то в косвенной должна использоваться частица ЛИ (будет ли он…)
Смысл косвенной речи должен сохранить логику прямой (правильное употребление личных и притяжательных местоимений)