Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию


Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий В современных условиях перехода к Федеральным государственным требованиям меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами. 
В документе Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы в дошкольного образования одна из важнейших групп – это требования к кадровому обеспечению. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. (пункт 1)Важна и другая позиция в характеристике кадрового обеспечения системы образования. Этонепрерывность профессионального развития педагогических работников. В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; – развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; – развитие как саморазвитие«…как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» [3;109]. Наше дошкольное учреждение открылось после капитального ремонта в мае 2010 года. Произошло100% пополнение кадровым составом. Кадровый вопрос стал одним из важных вопросов образовательного учреждения. Одной из задач методической службы явилось определить профессионализм педагогов. Актуальным было и является в настоящий момент времени, создание мотивации для педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию, эффективно использовать все формы повышения квалификации педагогов начиная с курсов и заканчивая самообразованием.Под новым педагогическим профессионализмом, следует понимать характеристику педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности, способного не только продуктивно реализовать профессиональную педагогическую деятельность, достигая востребованных в обществе результатов и эффектов, но и рефлексировать ее основания и средства, строить ее собственными педагогическими средствами на основании собственного содержания образования, преобразовывать ее, проектировать, исследовать и управлять ею. Главным условием формирования нового педагогического профессионализма становится выращивание педагога, способного к профессиональной самодеятельности, самообразованию, саморазвитию [2;272]. 
Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития.
В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития. 
В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием. Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
В нашем МБДОУ педагогический коллектив имеет высокий образовательный ценз, но в основном состоит из молодых кадров, нуждающихся в повышении профессиональной компетентности, в профессиональном саморазвитии. Методическая работа в нашем МБДОУ направлена на активизацию личности педагога, на совершенствование его творческой деятельности, на актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, в основу которых ложатся достижения науки, передовой педагогический опыт. Это способствует повышению профессионального мастерства каждого педагога, формирует коллектив единомышленников.Определив кадровый потенциал, изучив личные дела педагогов, нами была разработана система по формированию мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию, самообразованию. (см.Приложение N 1) 
1. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, свою работу начали с изучения нормативно-правовой базы деятельности педагога дошкольного учреждения. 
2.Изучили научно-методическую литературы по данному вопросу. Акцентировали свое внимание на психолого-педагогической проблеме. Одна из основных задач психологической науки и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Решение вопроса по формированию мотивации к профессиональному соморазвитию возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и организации), что и является основным предметом исследования психологии труда [1;85]. Как показывает практика, педагогам необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремление к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.
3. Провели изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов (самодиагностика). Эффективными методами и формами изучения личностных и деловых качеств работников помимо анкетирования также являются: беседы с педагогами по различным вопросам организации педагогического процесса, психолого – педагогическим проблемам, анализ педагогической документации, наблюдение, сравнение. Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности (одни занижают, другие завышают).
4. Нами были определены формы организации методической работы с педагогическим коллективом на основе анализа достигнутых результатов МБДОУ: результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для нас стал актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом старались учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами. 
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).