Публикация на тему: Развитие творческой активности младших школьников при обучении иностранному языку
И.В.ТюкавкинаРазвитие творческой активности младших школьников при обучении иностранному языку
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык». На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляются усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога – постоянно поддерживать и повышать интерес обучающихся к уроку. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности обучающегося. Многие учителя ИЯ знают на своем опыте, как бывает сложно создать благотворную психологическую обстановку на уроке, которая даст возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно общаться на изучаемом языке, и снизит боязнь ошибок.
У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сохранить интерес учащихся к иностранному языку, как развивать их творческую активность. Но необходимо использовать и разнообразные приемы для поддержания и развития интереса к изучению ИЯ, например - игры. Они помогают сделать урок более увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на ИЯ, но и приближает его к естественной коммуникации. По мнению ученых, игра – вид развивающей, социальной деятельности, опосредованный способ связи ребенка с окружающим миром. Игра развивает умственную и волевую активность, требует концентрации внимания, тренирует память, развивает речь, увлекает даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников. Игровые приемы вовлекают обучающихся в активную деятельность, в процессе которой усваивается до 90% информации. Состязательность – неотделимая часть игры, которая стимулирует учащихся на достижение высоких результатов. В игре все изначально равны, в процессе игры каждому дается возможность самовыражения, самоопределения и саморазвития. А учитель должен соблюдать три принципа: создание языкового окружения, постоянный мониторинг и ситуация успеха. В начале урока организуется фонетическая зарядка. Ее можно провести в занимательной форме: в гости к детям приходят сказочные персонажи и предлагают свои фонетические упражнения. Можно и нужно использовать также игровые приемы с разными предметами, например с мячом. Мяч можно использовать в любой ситуации при изучении различных тем. Темп урока должен быть быстрым, позволяющий охватить достаточно объемный материал. Как показала практика преподавания иностранных языков в начальной школе, успешность обучения иноязычной речевой деятельности достигается в том случае. Если организовать это обучение в интеграции с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника.
Использование песен повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребенка, развитию его музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. На песенной основе значительно легче усваивается и грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать релаксацией в середине или в конце урока, когда дети устали.
Одним из эффективных приемов ИЯ является использование стихотворений и рифмовок. Их можно применять в фонетической зарядке, при предъявлении лексики, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала.
Обращение к сказкам на уроке ИЯ поддерживает интерес к предмету, тем самым повышает эффективность усвоения материала. Младшие школьники любят сказки, они без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои. Дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют классу своих героев, играют в игры, поют и танцуют с симпатичными сказочными персонажами.
Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем таблиц, фотографий играет большую роль в обучении ИЯ. Их применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, дает учащимся возможность визуально представить то, о чем говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции обучающихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения ИЯ. Их использование повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся.
Элементы неожиданности или сюрпризы на уроке тоже помогают развивать творческую активность школьников. Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы.
В последние учебные дни можно организовать «рисовальный » урок, который посвящен какой-то определенной теме или празднику, предложить детям передать содержание стиха, песни, сказки в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно передавать их содержание, рисуя красками, фломастерами, можно развивать творческое воображение детей.
Коллективные формы деятельности – один из способов сделать урок ярким и запоминающимся. Наиболее полно данный вид работы представлен на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизировать весь пройденный материал. При организации общения нужно использовать такие ситуации, которые затрагивают интересы школьника, связаны с его личным опытом, побуждают его использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения.
Учитывая, что младшие школьники быстрее утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на урок: фронтальные, парные и индивидуальные, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и другое. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей обучающимся испытывать чувство успеха.
Список литературы:
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам.- СПб.: КАРО, 2006.
Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – М.,1986.Шапиро Л. Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом развития. – М.: Эксмо, 2005.