Методы и приёмы театральной педагогики в развитии творческих способностей детей.
Методы и приёмы театральной педагогики в развитии творческих способностей детей.
Личность, обладающая творческими способностями – существенное богатство для каждой страны и каждого общества тем более, для современного. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей говорят психологи П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов и многие другие педагоги.
Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей человека, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.
Каждый человек по природе — творец, в нем изначально заложены творческие способности. И главная задача театральной педагогики — разглядеть эти способности, развить их.
Какие же конкретно качества развиваются?
Прежде всего - это внутренняя потребность в совершенствовании, потребность в творчестве. Творческое начало выражается еще и в подвижности души, ума и даже тела.
Очень важно обнаружить и развить эмоциональность, возбудимость, волевые, качества, которые выражаются в способности погрузиться - до конца поверить в то, что делаешь в театральной игре.
Не менее важное качество - способность к сопереживанию, состраданию, отзывчивости, умение посмотреть на мир глазами другого человека. Пожалуй, одно из самых главных качеств, на котором основывается театральная педагогика, это детскость."Речь идет не об инфантильности..., а о свободном, самостоятельном и непредсказуемом отношении к миру. Детскость — источник свободы и оригинальности оценок и суждений» (З.Я. Корогодский).
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства. Возможности театральной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
В любом человеке любого возраста живет потребность, которую высоко ценил К.С. Станиславский, — потребность в игре.
Именно поэтому в театральной игре одинаково с удовольствием, активно участвуют и дети, и взрослые. О пользе игрового начала можно говорить много, но хочется отметить главное: почему человеку необходима игра.
Игра — та же жизнь (играем мы "здесь и сейчас"), но.особая форма жизни. В игре человек как бы моделирует жизнь. Но у жизни и у игры существуют важные отличия: жизнь необратима и опасна, а игра обратима (можно в игру вступать, сколько захочется и в любой момент из нее выйти) и безопасна (или относительно безопасна).
Игра является средством адаптации к настоящему и одним из способов моделирования поведения в будущем (в театре такой способ моделирования — это различные театральные игры, сценические этюды). Также в игре человек сбрасывает с себя ролевые "маски", его поведение становится нетрадиционным, неадекватным, происходит своеобразная проверка своих сил, возможностей в экстремальных ситуациях. Таким образом, игра помогает развить и обогатить интуитивные способности человека, необходимые для любого творческого процесса. Условиями творческого познания мира и себя в мире являются:
1. Своеобразное мышление, позволяющее вести познание к творчеству, к творческим идеям, раскрыть неизвестные закономерности и свойства природы, особенности человеческих взаимоотношений и характеров.
2. Память, которая фиксирует наблюдения, представления, опыт чувств и воображения. Память посредством подсознания помогает использовать скрытые резервы творчества и извлекать из этого множество неожиданных ассоциаций, необходимых для возникновения творческого процесса.
3. Воображение, помогающее объёмнее, глубже и целостнее воспринимать природу людей; это рычаг, который переносит нас в будущее, моделирует новые явления материальной и духовной культуры. Воображение облегчает и ускоряет мышление, обуславливает интуицию. Поэтому, играя, создавая новые художественные образы и включая в игровой процесс все психические свойства, человек, несомненно, развивает свои ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Театральные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Театральная игра это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Средствами театра можно ненавязчиво формировать в ребенке готовность к творчеств и развивать творческие способности. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Задачи театральных игр:
развитие воображения,
произвольного внимания,
памяти,
наблюдательности,
интуиции,
активизация ассоциативного и образного мышления.
Решая все эти задачи, театральные игры, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.
В основу реализации нашей театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Игры в основном строятся по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.
Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на группы.
Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
В театральных играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Вывод:
Театральные игры призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они воспитывают отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка.
Усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее если в процессе урока использовать творческие игры. Дети меньше устают на уроке, а это важно и для последующего урока (в школе). Дети более сближаются с педагогом, больше ему доверяют.
После занятий, на которых ребёнок смог творчески самореализоваться и которые вызывают, у него положительные эмоции дети чувствуют себя раскованно, уверенно, что положительно влияет на их успешность. Это помогает не только процессу обучения, но и дальнейшей жизни.