Разработка классного часа на тему В поисках будущей профессии(9 класс)

Классный час по профориентации в 9 классе на тему «В поисках будущей профессии»
Цель классного часа: формирование сознательного выбора будущей профессии.
Задачи:
Продолжить разговор с учащимися  о выборе будущей профессии;
Познакомить  учащихся с особенностями выбора профессии на современном этапе;
Познакомить с ситуацией на рынке труда;
Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Классный час проходил в форме  ролевой игры – круглый стол.  Роли специалистов выполняли учащиеся.
Структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Информационный блок (с элементами эвристической беседы со специалистами. Роли специалистов выполняли учащиеся играми и тренингом).
3. Физминутка .Игра-разминка: типы профессий.
4. Практический блок (игры, тестирование).
5. Заключительная беседа. Рефлексия.

Оборудование: раздаточный материал для учащихся (бумага,карандаш,ручка,фломастеры)
Ход классного часа:

1. Оргмомент.

Классный руководитель.  Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем дружными аплодисментами  друг друга. Вы готовы к плодотворной работе? Лучшая оценка за проделанную работу – это «5». Очень хочется, чтобы сегодня все отлично и результативно поработали. Поэтому я попрошу вас сесть за круглый стол и продолжить наше общение.
Когда-то, Владимир Владимирович Маяковский задумался над очень важной проблемой:
У меня растут года
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем же заниматься?
- Как вы думаете, о чём мы будем вести речь на нашем классном часе? (Ответы)
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии.
2.Информационный блок (с элементами эвристической беседы со специалистами. Роли специалистов выполняли учащиеся)

У нас гости. Гости, это наши же ученики, которые будут участвовать в роли специалистов. Давйте с ними познакомимся, чтоб легче вести разговор. В роли социолога- Пронькин Даниел, психолог- Евдокимова Карина, специалист центра занятости- Спирина Александра и инспектор по кадром одной из компаний - Чудинов Дмитрий. Аплодисменты нашим гостям-специалистам.
Выбор профессии – это путь  проб и ошибок? А может надо заранее готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию? Об этих и других проблемах пойдет речь сегодня за нашим круглым столом. Итак, мы начинаем. На прошлом классном часе вы говорили что хотели бы иметь престижную и высокооплачиваемую работу. Вас привлекают такие профессии, как юрист, экономист, банкир.  А какие еще профессии являются привлекательными для молодежи? Попросим ответить на этот вопрос гостя нашей сегодняшней встречи социолога Пронькина Даниела
Социолог. Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу. Результаты социологических исследований  показали, что распределение предпочтений  по профессиональным сферам получается следующее: 1)финансово–экономическая деятельность 2) юридическая, правоведческая 3)культура, наука, образование, здравоохранение 4) архитектура, дизайн, художественное творчество 5) торговля, коммерция 6) государственное управление 7) инженерно техническая деятельность
Приоритеты  молодежи связаны, прежде всего, с финансово – экономической и правовой деятельностью. Экономист, юрист – профессии, привлекательные в общественном сознании, несмотря на то, что  рынок труда насыщен данными специалистами, отсутствуют вакансии и появилась безработица. Однако существует недооценка выпускниками спроса на специальности промышленного производства. Резко возросла потребность в инженерных кадрах. Производящим компаниям, крупным предприятиям необходимы руководители среднего звена. Поэтому необходимо переориентировать выпускников школ с таких профессий, как экономист, банковский специалист, менеджер, юрист, на пользующие спросом профессии: специалисты промышленного производства, инженеры, руководители среднего звена на производстве, начальники цехов, мастера и т.д.
Классный руководитель. . А что посоветуют психологи молодому человеку, выбирающему профессию? Евдокимова Карина
Психолог. Современному старшекласснику при выборе профессии необходимо учитывать следующие моменты:  - Динамичность мира профессий. Ежегодно появляются сотни новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня не больше десятка лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. -Не так давно, человеку было достаточно иметь только одну профессию. Сейчас нужно стремиться к овладению не одной, а несколькими смежными профессиями. -Выпускнику школы надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных при обучении, не хватит на весь период трудовой жизни. Человеку в течение жизни предстоит постоянно совершенствоваться в профессии,  не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, к освоению новой профессии.
Классный руководитель.  Раньше выбирая специальность, мы руководствовались  больше собственными наклонностями, пристрастиями, примером родителей. Достаточно ли этого для выбора профессии сегодня? Зададим этот вопрос специалисту центра занятости Спириной Александре
Специалист центра занятости. В настоящее время, выбирая будущую профессию необходимо  обратить внимание на  ее востребованность на рынке труда сегодня и завтра.  Сложно сказать, что будет через 5 – 10 лет, ситуация напрямую зависит от экономического благосостояния страны. По мнению специалистов, анализирующих развитие экономики, бум спроса придется на рабочих – универсалов (владеющих несколькими рабочими специальностями), которые будут востребованы в промышленности, транспорте, строительстве, коммунальном хозяйстве. Уже сегодня наблюдается активное развитие фармации, полиграфии. Устойчиво востребованы профессии сферы торговли и обслуживания: продавцы, повара, кондитеры, бармены, официанты. Удержится спрос на врачей и учителей, а вот что касается юристов и экономистов, то современный рынок ими несколько перенасытился.
Классный руководитель. Бесспорно, сильный квалифицированный юристконсульт пригодится любому предприятию или фирме, но это должен быть высококвалифицированный специалист. И если ты планируешь в будущем стать высококлассным специалистом, то готовить себя нужно уже сейчас. Об этом подробнее расскажет инспектор  по кадрам одной из ведущих компаний Чудинов Дмитрий
Инспектор по кадрам одной из компаний. Подросток, выбирая  профессию, стремится получить соответствующее образование. Но он должен развивать и необходимые качества личности. В первую очередь инициативу, самостоятельность, ответственность. Почти все работодатели негативно оценивают  такие качества молодого человека, как отсутствие опыта трудовой деятельности,  неумение построить взаимоотношения в рабочей группе, неустойчивость поведения,  излишняя эмоциональность. Необходимо формировать такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Высококлассный специалист составляет главный ресурс организации. Если ты решил добиться высот в будущей профессиональной деятельности, готовить себя нужно уже сейчас.  Основой для любой профессиональной подготовки служат хорошие знания общеобразовательной школы. Нашу жизнь сложно представить без компьютера. Человек не умеющий работать на компьютере не может рассчитывать на более-менее приличное место работы. А вы знаете иностранные языки? Насколько хорошо? Этот вопрос все чаще задают работодатели кандидатам на более-менее приличные места. Знание иностранного языка – это уже требование времени. На одних способностях далеко не уедешь. Твой характер только формируется, работай над собой, привыкай трудиться. Развивай в себе коммуникативные качества, сдержанность, тактичность, самостоятельность, дисциплинированность, умение планировать, желание приобретать новые знания
Классный руководитель.  Читая объявления о приеме на работу, замечаем, что все больше требуются коммуникативные, энергичные, желающие работать молодые люди, без вредных привычек. Такие качества, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, необходимо иметь человеку любой профессии.
А сейчас мы поблагодарим специалистов и продолжим наш разовор. Аплодисменты.
Выбор профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться? (ответы детей). Мы говорили о них на прошлом занятии. Итак, должны выполняться три условия: Хочу-могу-надо
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Хочу – мои желания
Могу – способности и возможности
Надо – востребованность профессии.
Классный руководитель. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Кто запомнил фамилию профессора? (ответы) Е.А. Климова. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Климов делит все профессии на сколько основных типа?(ответы) 5 основных типов в зависимости от предмета труда: Назовите их.(ответы)
“человек-человек”
“человек-техника”
“человек-знаковая система”
“человек-художественный образ”
“человек-природа”
Мы проводили тестирование , вы помните какому типу профессии вы относитесь?(ответы)

Физминутка. Игра-разминка: типы профессий.
Мы вспомнили, что все профессии условно можно разбить на 5 групп, какие это группы? Итак, задание следующее: Я буду называть профессии и специальности, а вы должны определить,  к какому типу они относятся и выполнить соответствующие действия.
·        Ч-Т: паровозик.
·        Ч-Ч: пожать руку соседу.
·        Ч-П: деревце.
·        Ч_З: сделать приседание.
·        Ч-Х: поаплодировать.
(эколог, учитель, шофер, бухгалтер,  художник,  крановщик,  программист, дизайнер,  кинолог, архитектор, прокурор, инженер, селекционер, диетолог, слесарь, риэлтор).
     Ну что ж, отдохнули, поиграли, пора снова приниматься за дело.

4.Практический блок (игры, тестирование).
После отдыха проверим вашу эрудицию.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Предлагаю вам сыграть в игру "Профессия на букву». Нужно назвать профессии на определенную букву. Буквы - К, П, О, А.
Следующая Игра "Самая-самая". О какой профессии идёт речь, отгадайте:
- самая сладкая;
- самая денежная;
- самая человечная;
- самая детская;
- самая серьезная;
- самая волосатая;
- самая вкусная.

Игра «Объясните профессию».Сегодня мы познакомимся с новыми профессиями. Объяснит значение таких современных профессий: аудитор, брокер, менеджер по продажам Ижотова Лиана.
Аудитор  это специалист, который занимается проверкой финансовой и налоговой отчетности компаний, оценивает финансовою эффективность ее работы и дает руководству рекомендации и консультации по исправлению выявленных ошибок. По сути, должность аудитора сродни должности ревизора, но разница все же есть  аудитор является независимым экспертом, часто это предприниматель, который оказывает фирмам услуги по проверке документации. Специальность аудитора считается одной из перспективных профессий, поскольку такого кадровый состав рода всегда в цене.

Бро
·кер  юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем, между страховщиком и страхователем (страховой брокер)

Менеджер по продажам призван осуществлять связь между покупателями и торговыми и производящими организациями. Суть работы менеджера по продажам – реализация товара.
Классный руководитель.  Прозвучало уже достаточно различных профессий, быть может, уже кто-то определился с этим сложным выбором? Нет?
Тестирование
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.(звучит музыка.) (Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
5.Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
6. Итог занятия.Рефлексия. А сейчас предлагаю вам оставить свои имена и название привлекательной
профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.
Взять листок – если с профессией не определились.
Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь.
Взять яблоко – если с выбором профессии определились и повесить на дерево.

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.





Заголовок 1 Заголовок 215