Конспект урока по литературному чтению Тема А.С,Пушкин Сказка о царе Салтане..


Урок чтения и развития речи
(4 класс)
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
.
Тип урока урок обобщения
Форма урока: урок-беседа
Цели урока: Обобщить знания о «Сказке царе Салтане» и сделать необходимые выводы.
Задачи:
Учить характеризовать героев и их поступки, коррекция мышления и речи
Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства поэта.
Развитие связной речи учащихся при анализе произведения.
Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края.
Оборудование: доска, компьютер, презентация, набор заданий для работы, индивидуальные карточки.
План  урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы урока
4. Повторение и анализ произведения.
5. Подведение итогов урока
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке вы закончили знакомство с одной из сказок А.С. Пушкина. Каково  полное  название  этой  сказки? («Сказка  о  царе  Салтане,  славном  и  могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о  прекрасной  царевне  Лебеди».)
(1 слайд)
Сообщение темы урока
Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….»
Сегодняшний урок мы проведем в необычной форме. Это будет игра-путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.
Повторение и анализ произведения.
Остановка « Персонажи»
Читая  любое  произведение,  мы  не  только  знакомимся  с  героями,  но  и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из  них  и  испытывать  антипатию  к  другим. Такие  отношения  складываются,  благодаря  мастерству  автора  в  создании  образов  литературных  героев.
Предлагаю вам составить мини-характеристику
План:
1.Имя персонажа
2.Какой он - 2 слова
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит,наказывает,заботится.
4. Семьей дорожить – счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.
 - Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  положительных?
(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)
- Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?
(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.)
Остановка «Сказочные приметы»
Найдите отрывки из сказки к следующим картинкам.
Учащиеся зачитывают отрывки из учебника.
Остановка «Отгадай действие»
ф и з м и н у т к а (прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)
Остановка «Словарная работа»
- Давайте разберём некоторые устаревшие слова, смысл которых вы можете не понять:
Вымолвить
Светлица
Град
Грамота
Нарёкся
Тужить
- Теперь из другого столбика найдите современные слова, которые объясняют устаревшие:
Город
Сказать
Назвался
Горевать
Сообщение, письмо
Светлая комната
Остановка «Найди отрывок»
Просмотрите отрывок и прочитайте продолжение в учебнике.
Остановка « У Незнайки»
Что стало причиной несчастий молодой царицы?(зависть)
Как звали сына царя Салтана? (князь Гвидон.)
От кого и как спас князь Гвидон Лебедь?
В кого превращался Гвидон, чтобы попасть в царство царя Салтана?(муха, шмель, комар)
Из чего царевич сделал тетиву для лука?(шнурок)
Какими словами Лебедь встречала Гвидона?
Как звали дядьку 33 богатырей? (Черномор.)
Кто был приставлен к белке, чтобы вести счет орехам? (Дьяк)
Что велел снарядить царь Салтан, чтобы отправиться в гости к князю Гвидону? (флот)
Остановка «Верю- Не верю».
Достаём карточку, читаем её, если верим, ставим +, если не верим -.
1) «Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу ноября (-) (сентября)
2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)
3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ)
4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)
6) Смотрит- видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Орёл носится над ней… (-) (коршун)
7) Ребёнок родился 71 см. (+) (аршин – старинная русская мера длины 71 см)
8) Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)
10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)
11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)
12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:
« Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)
14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) ( От корабельщиков)
15) Каждая из героинь – ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)
Если задание выполнено верно, ученик увидит оценку «5»
Вот мы и справились с заданием, получили свою законную хорошую оценку.
- - -
- + +
- - -
+ + -
- - -
Подведение итогов урока
Учитель подводит итог урока.
Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… (прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать).
Творчество А.С.Пушкина пробуждает в человеке высокие мысли и чувства. Поэтому к его творчеству обращаются художники, композиторы, режиссеры», с его творчеством мы встретимся еще много раз. Я очень рада, что вы хорошо поняли и запомнили сказку Александра Сергеевича.