Опыт работы по построению интегрированного внеклассного мероприятия Праздник моды, музыки и театра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Статья : Технология построения интегрированного мероприятия
Работа выполнена учителями МБОУ СОШ №11
Козловой Галиной Андреевной (учителем технологии),
Зюховой Екатериной Владимировной (учителем музыки)
г. Архангельск, 2013
Технология построения интегрированного мероприятия
I.Введение
«Праздник моды, музыки и театра» - традиционное внеклассное мероприятие в нашей школе, построенное на интеграции искусств: музыки, создания модели, театра, хореографии. В процессе подготовки к празднику талантов проявляется мотивированная практическая активность учащихся, основанная на применении полученных знаний, умений и навыков во время уроков музыки, технологии, а также во внеурочное время.
Интеграция предметов художественно-эстетического цикла способствует не только практическому применению знаний по музыке, технологии, но и освоению нового. Так, участники вокальной группы занимаются не только вокалом, но и хореографией, пошивом сценических костюмов. Юные актеры театрального объединения принимают участие в разработке эскиза и создании костюма. Участницы дефиле не только шьют нарядные модели, но и занимаются хореографией.
Особенно важными при подготовке праздника талантов являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращая труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Дети видят результат своего труда, получают от него радость и удовлетворение.
Цель внеклассного мероприятия - показать достижения учащихся на школьном празднике талантов.
Задачи:
развить интерес к предметам культурно-прикладного цикла
развить творческую активность
воспитать желание заниматься творчеством
отразить итоги деятельности учащихся за год
Сущность опыта и новизна
Через интеграцию предметов художественно-эстетического цикла развить талант швеи, модельера, вокально-хореографические, театральные, способности учащихся. Показать достижения воспитанников на школьном празднике талантов.
-6742042349500283464027305
II.Основная часть
1.Краткая история создания праздника талантов
Первое внеклассное мероприятие на тему моды и театра было организовано в 1996 году. Сценарий строился на исторических фактах моды, разноплановом дефиле (народный, современный костюм, модели из нетрадиционных материалов), театральное представление внутри праздника было только на тему моды. Занимался этим учитель технологии.
Когда в нашей школе преподавателем музыки была организована вокальная группа, возникла идея создать праздник талантов «Праздник моды, музыки и театра». Внеклассное мероприятие обогатилось профессионально подобранной музыкой, которая сопровождает представление от начала до конца, создает определенное настроение праздника, подчеркивает характер каждого героя (сказочных ведущих, артистов спектакля).
С 2004 года организация мероприятия «Праздник моды, музыки и театра» - это совместная работа учителей технологии и музыки. Обязанности распределились следующим образом:
- сценарист, режиссер праздника и театральных постановок; создатель моделей, организатор дефиле – учитель технологии, являющийся руководителем театрального объединения «Сюрприз» и творческого объединения «Мой стиль;
- музыкальный режиссер праздника, постановщик вокальных номеров, хореограф – учитель музыки, являющийся руководителем вокальной группы «Виктория».
2.Создание сценария праздника талантов
-99060140081031711901405255Праздник талантов состоит из трех частей: мода, музыка, театр. Все части неразрывно связаны между собой общей темой, которую представляют ведущие. Например, в мероприятии «Праздник моды, музыки и театра, или Необычайные приключения в школьной стране» главной темой стал детективный момент: пропажа короны, которая должна принадлежать королеве Моды, и ее поиски.
Борьба за корону идет между положительными героями Олей и Полей и отрицательными героями лисой Алисой и котом Базилио.
В мероприятии «Праздник моды, музыки и театра, или Апрельский карнавал» маленькая и добрая Тыковка с помощью Волшебницы перевоспитывает себялюбивую и эгоистичную Разбойницу. В качестве награды Разбойнице предоставляется выбрать лучшее конкурсное платье.
337756569215
361315139065
В мероприятии «Праздник моды, музыки и театра, или Дискуссия на тему красоты» ведущие доказывают, что только спорт и отсутствие вредных привычек делают человека красивым.
358140120650
3110865190500
Мода предстает в празднике талантов в виде конкурса моделей и является кульминационным моментом праздника. Модели появляются на сцене 3 раза:
- выход в виде хореографического дефиле
- дефиле под описание модели
- выход в виде хореографического дефиле для награждения членами жюри участников, призеров и победителей конкурса
Корону победительнице передает королева Моды предыдущего конкурса.
35299652178054958715217805
-38481076209486907620226314011430
Музыка в празднике талантов представляется в виде вокальных номеров, мюзикла, оперы, которые подчинены главной теме праздника. Так, например, в мероприятии «Праздник моды, музыки и театра, или Апрельский карнавал» вокальные номера подобраны так, чтобы в них звучала карнавальная тема.
-280035117475
Песня «Чарли – большой чудак»
2920365-3810
Песня «Ах, карнавал!»
-327152093345
168211515367000
Именно в масках появляются на Апрельском карнавале участницы конкурса моделей
Песня «Маски, маски, маски…»
Театральное представление выбирается на любую тему: с помощью связок оно вписывается в общий сценарий.
3634740281305Примерами театральных представлений могут быть польская народная сказка «Прыгающая принцесса»,
-70485201930
произведение Давида Самойлова «День рождения Слоненка»,
2863215134620-1854201905000
мюзикл «Несколько дней из жизни Тома Сойера»
34563055207000
-476567522098000
III. Подготовка к празднику талантов
Подготовка к мероприятию начинается с начала учебного года:
- участники творческого объединения «Мой стиль» создают эскизы моделей, шьют, занимаются хореографией.
- участники театрального объединения «Сюрприз» репетируют литературное произведение, роли ведущих, создают эскизы костюмов, шьют модели.
- участники вокальной группы «Виктория» репетируют вокальные номера, занимаются хореографией, шьют сценические костюмы.
Этапы работы вокальной группы
- осуществляется подбор репертуара по теме праздника
- распределяются сольные партии с учетом способностей детей (тембровая окраска голоса, умение владеть голосом)
- распределяются роли второго плана, объединяются в ансамблевые номера (дуэт, трио, квартет и т.д.)
- выстраивается общая картина музыкальных номеров и песен, определяется их место в сценарии праздника
- проводятся параллельные репетиции с солистами и ансамблями (обсуждение образа, анализ текста, разбор вокальных особенностей произведения)
- осуществляется распределение вокалистов на сцене, работа над сценическим движением и хореографией
Расположение вокалистов на сцене должно быть точно построено.
-514351746253082290178435
Исполнители должны разместиться на сцене так, чтобы каждый из них хорошо видел зрительный зал, - при этом условии его обязательно будут видеть зрители. Трудность заключается в большом рассредоточении внимания, поскольку приходится петь и одновременно двигаться в беспрерывно меняющемся пространстве сцены. Вся работа сориентирована на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в сценическом искусстве. В занятия по сценической хореографии включены упражнения и движения, доступные детям, не имеющих специальных данных, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Сценическая хореография – это неотъемлемая часть обучения в вокальной студии «Виктория». На постановку хореографии уходит не меньше времени, чем на разучивание вокального произведения. Движение на сцене должно стать знаком, выражающим состояние души и мысли выступающего.
- осуществляются сводные репетиции вокально-хореографических номеров
1129665613410- проводятся репетиции всего праздника талантов (устраняются недостатки; идет работа над выразительностью образов, «притирка» одного номера к другому)
Этапы работы театрального объединения
- осуществляется выбор литературного произведения
- происходит чтение сценария, распределяются роли с учетом способностей и желания детей
- обсуждаются образы, характеры героев, речевая характеристика персонажей
- разбирается речевое и неречевое поведение персонажей, персонаж поводится через реплики других героев
- проводятся репетиции мизансцен, эпизодов спектакля
- эпизоды сводятся в единый спектакль, идет работа над связками спектакля
3129915424180- проводятся репетиции праздника талантов (все части мероприятия сводятся воедино)
1676401905
Этапы работы объединения «Мой стиль»
- обсуждается стиль моделей
- осуществляется поиск модели, выбор модели, аксессуаров, отделки
- производится раскрой моделей
- производится пошив моделей
- отрабатывается шаг, хореографические движения с группой участниц конкурса
- проводятся репетиции хореографического дефиле
- проводятся репетиции праздника талантов (все части мероприятия сводятся воедино)
С годами выработалась определенная схема подготовки праздника талантов
IV. Схема подготовки праздника талантов
Поиск идей, решений
(учитель технологии, музыки)
Репетиции дефиле
(учитель технологии - руководитель творческого объединения «Мой стиль»)
)
Разработка эскизов, пошив моделей для участников праздника (учитель технологии - руководитель творческого объединения «Мой стиль»)
Занятия сценической хореографией (учитель музыки – руководитель вокальной группы «Виктория»)
Праздник талантов
«Праздник моды, музыки и театра»
Репетиции вокальных номеров (учитель музыки – руководитель вокальной группы «Виктория»)
Репетиции спектакля
(учитель технологии - руководитель театрального объединения «Сюрприз»)
Подбор вокальных номеров, музыки к празднику талантов (учитель музыки – руководитель вокальной группы «Виктория»)
Написание сценария
(учитель технологии)
V.Заключение
В процессе подготовки праздника талантов у детей развивается интерес к вокальному искусству, актерскому мастерству, созданию костюма; формируется эстетическая культура, растет самооценка, а главное, рождается эмоциональный комфорт, которого так часто не хватает нашим детям.
В процессе интеграции предметов художественно-эстетического цикла происходит приобщение учащихся к единым общечеловеческим ценностям. Органичное сочетание интегрированных форм организации обучения оптимизирует процесс саморазвития учащихся, предоставляя возможность каждому ребенку осваивать мир сообразно его индивидуальной природе и потребности.
Сценарий праздника талантов
«Праздник моды, музыки и театра, или Мельница снов»
Ведущие: Повелительница снов, Алиса, ведущий за сценой
Декорации: мельница, бревенчатые домики, церковь, забор на фоне деревенского пейзажа
Музыка. Сценическая зарисовка «Манекены».
(Появляются манекены. Одев на себя аксессуары и предметы одежды, они «оживают», потом снова превращаются в манекены, уходят)
Алиса: (идет по сцене, разглядывает мельницу, дома, забор) Я где-то это все видела, но…никак не могу вспомнить где… (натыкается на Повелительницу снов)
Фея: Конечно, это все твои сны… из прошлого, настоящего и будущего…
Алиса: А… откуда Вы знаете?
Фея: Разве тебе неизвестно: я - Повелительница снов, или Фея – называй, как хочешь. Но знай: я прихожу к людям один раз в году, чтобы помочь им открыть истину!
Алиса: Значит, Вы – это мой сон?
Фея: Ну, знаешь,… где сон, где явь, - отличить бывает очень сложно.
Алиса: А знаете, сегодня мне снилось…
Фея: …что манекены превращаются в живых людей, у них появляются эмоции, чувства. Но как только ты проснулась, они снова превратились в манекены…
Алиса: Да, а что может означать этот сон?!
Фея: Он означает, что все в этом мире не вечно, все имеет свой конец. Сегодня у тебя неважный день, но он закончится, и завтра тебя может ожидать удача.
Алиса: Правда! Как здорово!
Фея: Не радуйся заранее: чтобы день был удачный, надо очень постараться. Что ты любишь больше всего?
Алиса: Рисовать, особенно модели платьев. Я создала целую коллекцию (показывает Фее рисунки). Вы могли бы оживить мои рисунки?
Фея: Оживить!? Это будет нелегко. Но мы попробуем. (Фея касается рисунков волшебной палочкой, читает заклятье)
Общий выход моделей
(демонстрация моделей современного платья)
96774029210
Алиса: Все получилось, все получилось!
Фея: Модели красивые – и это все ты сама придумала!?
Алиса: Да сама! А какие модели понравились Вам больше всего?
Фея: Об этом мы поговорим позднее. Скажи лучше, есть ли у тебя мечта?
Алиса: Есть – я хочу стать знаменитым модельером.
Фея: Но, наверное, ты понимаешь: чтобы мечта сбылась, надо много учиться…
Алиса: Я учусь: стараюсь смешивать краски, соединять разноцветные детали… Я даже вижу, как сверкает ночь. Краски ночного неба не всякий может увидеть.
Фея: Да, ты необыкновенная девочка. Краски ночного неба не всякий может увидеть.Но я хочу показать тебе свой сон, где краски вроде бы одни и те же, но, повернувшись, дают другой эффект, как в калейдоскопе.
Алиса: Это очень интересно!
Дефиле в моделях из лоскутного шитья
Алиса: Повелительница снов, посмотрев Ваш сон, я увидела, как можно создать красоту с помощью остатков ткани.
Фея: Теперь ты сможешь сделать что-нибудь подобное?
Алиса: Я попробую, только сначала не из лоскутков, а из нетрадиционного материала. Я видела эти модели совсем недавно, в одном из моих цветных снов.
Фея: Здорово! Только я не поняла, из какого материала?
Алиса: Из самого разного, но только не из ткани, их фантиков, например, или из газет…
Фея: Я однажды видела такие модели. Человеческая фантазия меня иногда просто поражает!
Алиса: Правда?! Но мне всегда казалось, что у фей фантазия гораздо богаче, чем у человека.
Фея: Мы можем наколдовать, а человек – придумать. Не знаю, что сложнее.
Алиса: А Вы могли бы еще раз оживить мои рисунки?
Фея: Попробуем (Фея касается рисунков волшебной палочкой, читает заклятье)
Нетрадиционная мода
(модели из нетрадиционного материала)
Фея: Да, задумки у тебя очень интересные. Я никогда бы не подумала, что из обычных салфеток, остатков полиэтилена, жалюзи можно создать оригинальные модели. Откуда у тебя такие интересные идеи?
Алиса: Это всё мои цветные сны. Я здесь не причем.
Фея: Ты не права: только талантливым людям приходят сны, которые становятся реальностью.
Алиса: Повелительница снов, мои ночные видения меня иногда пугают. Я не могу в них разобраться. Прошлое мешается с будущим: просто какая-то мельница.
Фея: Это так кажется на первый взгляд. Вот ты спрашивала меня, какие модели самые красивые. Тебе это очень важно, правда?
Алиса: Да, лучшие модели я хочу послать на конкурс.
Фея: Тогда давай повнимательнее их рассмотрим.
Выход моделей
под комментарий ведущего за сценой
Алиса: (Залу) Я забыла сказать Повелительнице снов, что у меня есть эскизы моделей и для малышей. По этим эскизам мои подруги сшили платья. Получилось чудо как хорошо! Что я вижу!!! Дети в этих моделях сидят здесь! Идите сюда! (Подает руку малышам, выводит их на сцену)
Дефиле малышей (1-ый класс)
Алиса: Я давно думаю нарисовать свои цветные сны. Эти картины будут яркие, красочные, радостные. Я создам ВЫСТАВКУ СНОВ. Ведь жалко, если в мире что-то интересное останется не увиденным.
Фея: Не спеши – самый интересный твой сон впереди. Помнишь, ты говорила, что эти дома, забор, мельницу ты уже когда-то видела?
Алиса: Да, помню.
Фея: Очень может быть, что в прошлой жизни ты жила здесь. Возможно, ты была Бэкки, героиней романа Марка Твена «Том Сойер», и твоим другом был Том.
Алиса: … а Том был озорником и фантазером, с большим добрым сердцем. Теперь я поняла, почему все это мне так знакомо.
Фея: Закрой глаза крепко-крепко и ты опять увидишь этот сон.
Мюзикл «Несколько дней из жизни Тома Сойера»
(20 участников: 2-ые, 7-ые кл.)
«До чего же надоели будни, полные забот…»
-Тетя Полли, смотрите, вон там…Что?! - Какой забор!!!
-Я остановился поболтать с Геком…
«Ехидные девчонки хихикают в сторонке: смотрите, этот трудится в жару…»
«Вперед, друзья, заветный клад я чую - здесь, он где-то рядом…»
Бэкки грустит о Томе… Госпожа учительница всегда права…
Заключительные аккорды…
Выход на бис (слева – учитель музыки, справа – учитель технологии)
Фея: Ну, ты довольна, что снова увидела своих давних друзей?
Алиса: Да, и это был самый интересный сон, где много музыки и ярких красок. Но, Повелительница снов, Вы же говорили, что приходите к людям один раз в году, чтобы помочь открыть им истину! Какую же истину хотите открыть Вы мне?
Фея: Я тебе уже говорила, что ты очень талантливая девочка. Но если ты решишь, что достигла всего, - твой талант пропадет. В этом и есть истина. Никогда не останавливайся, всегда иди вперед!
Алиса: Я буду помнить об этом.
Фея: А сейчас мы узнаем, какие модели ты сможешь послать на конкурс, после этого ты и создашь свою ВЫСТАВКУ СНОВ.
Выход моделей для награждения
Председатель жюри поднимается на сцену, объявляет победителей, Фея и Алиса вручают дипломы и подарки.
(Голос за сценой) - Корону Королеве моды-2009 передает Королева моды-2008 Сальникова Ксения, школа №11
2063115332105Дорогие друзья, наш праздник подошел к концу. До новых встреч!