ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ 
  ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА                 УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
    С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть  универсального решения этой задачи, поэтому  
учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого  интереса  к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба  перестают быть органичной частью  жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно. Снижение или отсутствие  интереса  к учению, к школе может происходить и по причине «внутреннего отхода от школы», как отмечал А.Н.Леонтьев. Объясняется это тем, что  школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Вследствие чего происходит снижение эффективности и успешности обучения.   В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем  интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей.  Интерес ребенка к учению напрямую зависит  от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится. Учебная деятельность детей-школьников имеет свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые должен учитывать в своей работе педагог. Положительной стороной является  стремление  школьника и его готовность  ко  всем видам  учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но он сталкивается  с определенными трудностями, чтобы  эту готовность реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.
Перед учителем стоит задача состоит в изучении причин слабой мотивации учащихся и найти тот подход и те приемы, которые будут отвечать мотивационным потребностям детей, и  послужат стимулом для  их активной учебно-познавательной деятельности.  
    Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на  формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителям-словесникам использование ИКТ на уроках русского языка. Бурно  развивающиеся  информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь.    
Однако, современные  достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания русского языка, в которых тоже значительное место отведено  различным приемам предметно-ориентированной мотивации школьников.   Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым  дополнением в системе преподавания русского языка. Грамотное использование на уроках русского языка современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Учитель получает большие  возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществлении межпредметных  связей, увеличении  объёма  материала за счет экономии времени. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, а у учащихся формируется интерес к предмету, развивается их личность. Использование средств ИКТ на уроках русского языка дает возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ученика  на основе  использования тотального интереса подрастающего поколения к  компьютерным технологиям. Использование компьютера на всех этапах обучения объясняется несколькими задачами: как средство положительной мотивации учащихся, средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Исходя из уровня компьютерной компетенции учащихся, владения ими навыками пользовательской  работы, учитель получает  возможность разрабатывать  эффективные  формы работы по мотивации учащихся с использованием ИКТ. Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда находится в поиске и  в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении  высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ.  Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы - планирование. Планирование должно включать в себя   помимо теоретической части и все занятия, которые планируется провести с использованием ИКТ, с конкретным указанием вида и формы деятельности, ожидаемым  результатом. Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности, которые можно разделить на несколько блоков, включающих в себя теоретический, практический, поисково-исследовательский элементы с использованием локальной сети, сети Интернет, обучающих программ, учебно-игровых форм, СD-тетрадей: 
1)  Теоретический блок (изучение правил по темам с использованием электронных 
 учебников);
2)  Поисковая работа (поиск дополнительного теоретического материала через Интернет);
3)  Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с нестандартным            
      оцениванием (смайлики, шутливые аудиокомментарии);
4)   Тренировочно- диагностическое тестирование; 
5)   Практикумы по разделам русского языка (по локальной сети);
6)   Диагностическое тестирование (по локальной сети);
7)   Тематическое тестирование;
8)   Групповая работа: подготовка тестовых заданий для взаимопроверки;
9)   Тестовые домашние  задания;
10) Е-mail домашние задания ( в сети Интернет); 
11) Работа над ошибками (как форма домашнего задания);
12) Практикум с тренировочными тестами и заданиями;
13) Практикум по составлению тестов и расшифровке вопросной базы тестовых заданий;
14) Получение интерактивной консультации программы;                                                                                              
15) Методика использования справочного материала (с использованием CD-тетрадей);
16) Контрольное тестирование; 
17) Оn-line тестирование (в сети Интернет);
18) Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой 
результатов и указанием пробелов;                 
19) Тренинг с комментариями и объяснениями учителя и  контрольные работы по анализу 
текста;
20) Практическая (работа с текстами);
21) Репетиционное тестирование по всему блоку заданий части. А, В и С ГИА и ЕГЭ;
22) Создание базы данных для создания локального грамматического сервера;
23) Создание простых программ тестирования и подготовка базы данных для них; 
24) Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и
 качество выполнения заданий различных  уровней сложности;
25) Подготовка заданий для дифференцированной работы с учетом уровня 
подготовленности контингента учащихся (группа сильных учащихся  готовит задания для отстающих);
26) Работа с CD-тетрадями (хранение необходимой информации по предмету, запись в них домашних заданий и.т.д);
27) Подготовка тематических презентаций Power Point;
28) Конкурс на лучшую презентацию Power Point ( работа в группах).
Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на  роль исчерпывающих,  по использованию ИКТ-технологий  как для достижения положительной мотивации учащихся  при обучении русскому языку учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом  у детей  формируется  заинтересованность в достижении положительного результата, развиваются навыки аналитической работы. При подготовке к ГИА и ЕГЭ можно использовать, в зависимости от вида и цели урока, как программы Microsoft Word, Exel, так  Microsoft Power Point. Последняя  позволяет создавать презентации любого содержания в виде  слайдов,   используя как готовые шаблоны, так и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с  монитора проецировать на демонстрационный экран. Использование презентаций и видеодемонстраций  в работе с детьми среднего школьного звена, для которых, с учетом их психологических и возрастных особенностей, визуальная и красочная подача материала, имеет большое значение в их положительном мотивировании. Безусловно, в этой связи можно и необходимо использовать компьютер с соответствующей тематической  мультимедийной библиотекой. 
Дополнительной мотивацией для учащихся на занятиях с использованием ИКТ  может послужить заведение СD -тетрадей, CD-DVD(RW) носители, карты памяти как аналогов обычных тетрадей на традиционных уроках. В них учащиеся  хранят всю актуальную информацию по предмету, получают записанные на них проверочные, тестовые и домашние задания, электронные версии учебников, различные словари, справочники, энциклопедии и.т.д Электронный аналог тетради ни в коей мере не заменяет обычную, но имеет ряд очевидных  преимуществ для учителя и ученика. Преимущества эти заключаются  в компактности, в сосредоточенности всего необходимого материала на одном носителе, На эти электронные CD-тетради учащиеся с компьютера учителя получают и записывают  общие и индивидуальные задания, часть из  которых они будут выполнять дома.  А уже на следующем занятии учащиеся сдают готовые работы на проверку учителю, то есть передают по той же локальной сети выполненные задания в свои именные папки на компьютер учителя. А при наличии всего банка ответов ко всем тестовым заданиям на компьютере учителя проверка не отнимает много времени, что немаловажно для реализации других элементов урока, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся и делает процесс обучения  ещё более плодотворным и интересным. 
 Мудунгасанов Магомед Гаджиевич, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудалинская СОШ».