Конспект урока по литературному чтению по теме А.С, Пушкин сказка о царе Салтане… Особенности сюжета. Структура сказки


Урок литературного чтения в 3 классе УМК " Перспектива"
Тема «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности сюжета. Структура сказочного текста».
Педагогическая цель На материале сказки показать богатство русского языка, красоту слова, подчеркнуть, что именно с Пушкина начинается современный русский язык.
Развивать навыки аналитического мышления внимательного читателя, способствовать развитию творческих способностей, обращая внимание на глубину слова-образа.
Воспитывать любовь к русскому слову, гордость за русский национальный характер, любовь к национальной самобытности.
Тип урока Урок общеметодологической направленности.
Универсальные учебные действия Работать с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи.
Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.
Воспитывать любовь и уважение к окружающим.
Регулятивные УУД:
5. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
Коммуникативные УУД:
6. Формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать.
7. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 
8. Учить работать в парах.
9. Учить анализировать ситуацию и делать выводы.
Личностные УУД:
10. Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Методы и формы обучения Формы: индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Учебно-метод. обеспечение урока Учебное пособие Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская учебник «Литературное чтение» 2 класс часть вторая, Москва «Просвещение» 2012,
Оборудование Презентация по теме урока, элементы костюмов, сигнальные карточки для тестов.
Конспект урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Что такое? Что случилось?Почему звенит звонок?
Все готовы? Стол в порядке? Начинается урок. Демонстрируют готовность к уроку.
II. Речевая разминка.
Формулирование темы и цели урока.
- Прочитайте жужжащим способом ( слайд презентации)
- Прочитайте хором медленно ( с ускорением; громко, выразительно).
Для чего нужны нам сказки?Что в них ищет человек?Может быть, добро и ласку.Может быть, вчерашний снег.В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить.В сказке звери оживают,Начинают говорить.В сказке все бывает честно:И начало, и конец.
- Что вы узнали из этих строк?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели поставим, что нового на уроке узнаем?
( слайд презентации). Коллективное чтение под руководством учителя различными способами.
Работают с информацией, представленной в форме устного  вопроса учителя, формулируют тему и цели урока.
III. Актуализация знаний учащихся
А.С. Пушкин- великий русский поэт. Имя его известно во всём мире. А что вы, ребята, можете рассказать о жизни и творчестве А.С. Пушкина?
Учащиеся пересказывают подготовленные дома сообщения о жизни и творчестве писателя.
IV. Работа по теме урока. Слайд презентации
-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательной сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Начнем наше путешествие
Зал 1. «Живые картины».
- Начинается сказка просто и живо. Давайте воссоздадим эту картину.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
2. Беседа:
-Как вы думаете, почему царь выбрал в жёны последнюю девицу?
(Он хотел, чтобы у него была жена, дети, т.е. создать крепкую русскую семью).
-Что прославляет эта сказка?
( Эта сказка прославляет идею честной и крепкой семьи).
-В каких словах и выражениях этого отрывка мы видим народный язык?
(«Кабы я была..», «Вечерком», «сестрица» …)
Не случайно, А.С.Пушкин писал: «Есть у нас свой язык; смелее! – обычаи, история, песни и сказки». Поэт самое необходимое видел в создании «самобытной», подлинно национальной литературы, своего народного языка. Инсценирование отрывка произведения учащимися с использованием элементов костюмов.
V. ФизминуткаVI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Зал 2. «Царство Салтана»
1. Тестирование с элементами рассуждения и доказательства.
а) В сказке мы читаем:
Между тем, как царь далёко
Бьется долго и жестоко
Наступает срок родин
Сына Бог им дал в аршин.
-Как вы думаете, Гвидон появился на свет…
богатырём? (красный цвет)
совсем маленьким? (жёлтый цвет)
-Какие слова помогли вам найти ответ на вопрос?
-Предположите, сколько сантиметров составляет аршин?
-Рост Гвидона больше или меньше современного новорожденного младенца?
(Гвидон появился на свет богатырём. Аршин – старинная мера длины, равная 71см. Это много больше, чем рост современного новорожденного младенца 50 – 55см)
б)О царице у колыбели в «Сказке о царе Салтане» говорится так:
И царица над ребёнком
Как орлица над орлёнком.
-Как вы думаете, почему символом любви и заботы является не голубка, не лебедь, а орлица?

Орлицы – заботливые матери (красный цвет)
Орёл – символ защиты от зла, болезни, смерти. (Жёлтый цвет)
Объясните своё предположение.
(Согласно народным поверьям, орёл – активный защитник от сил мрака, болезни, смерти. Если в гнезде орла находили камень, то его подвязывали к руке будущей матери, а затем клали в колыбель ребенка. Сравнивая царицу с «орлицей» Пушкин подчёркивал её защитную силу).

в)Трижды во время приезда купцов-корабельщиков в царство славного Салтана царь сидит
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
Почему в последний четвёртый приезд корабельщиков мы видим Салтана по-другому?
Гости видят во дворце
Царь сидит в своём венце.
Салтан принял твёрдое решение. (красный цвет)
Мы видим Салтана так, как видят его гости. (желтый цвет)
-О чем грустит Салтан? (о жене и детях).
-Кто видит Салтана грустным, когда трижды приезжали гости? (Сын Гвидон)
-Кто не видит грусти на лице царя в 4 раз? (гости)
-Какой вывод можно сделать?
Во время приезда гостей в царство Салтана, мы видим царя глазами Гвидона. Он любит своего отца, скучает, не держит на него зла, замечает на лице Салтана грусть.
В четвертый раз мы видим Салтана так, как его видят гости-корабельщики: официальное лицо, «царя в своём венце»
Зал 3. Волшебный уголок.
1.Вспомните, какое 1 чудо мы увидели в царстве Гвидона?
Под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт.
-Какая мечта народа воплотилась в этом чуде?
Орешки с золотой скорлупой – символ достатка, богатства, счастливой жизни людей в царстве.
-Какие слова вам помогли догадаться об этом?
-Кто может петь песни, колоть орехи, доставать изумруды? Чей образ олицетворяет белочка?
( В белочке Пушкин показал олицетворение русского народа. Песня белочки – это жизнь русского народа, изумруд в орешке – это богатство души русского человека).
2.Вспомните, какое 2 чудо мы увидели в царстве Гвидона?
Князь пошёл, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
33 богатыря;
В чешуе, как жар горя.
-Какую мечту воплотил поэт в этих строках?
(Человек может свободно жить на суше, под водой и охранять морские границы)
-Какие слова помогают нам воссоздать картину?
-Какое 3 чудо мы увидели во дворце Гвидона?
Опишите внешний вид царевны Лебедь своими словами или словами текста.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава:
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Образ царевны Лебеди не сказочный, а песенный, лирический. Как вы думаете, что выразил поэт в этом образе?
( Песенный символ «белой лебёдушки» говорит о девичьей чистоте и невинности). Прекрасна как девица, свободна, как песня.
-Какое настроение поэта мы чувствуем в сказке?
(Светлое, оптимистическое) В руках учащихся карточки двух цветов. Они выбирают ответ, показывают на карточках. Работа в парах: извлечение необходимой информации из текста, координирование в сотрудничестве.
Работают с текстом сказки, находят нужную информацию.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока. -Закончилось наше путешествие. Расскажите, пожалуйста, какое впечатление произвела на вас сказка?
-Читайте и перечитывайте сказки Пушкина! Ведь каждое слово Пушкина – это наш язык, наша национальная литература.
Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном, отвечают на вопросы (слайд презентации):
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…