Реферат участника Московского Международного форума Одарённые дети


Республика Мордовия, Торбеевский район
МБОУ «Сургодьская основная общеобразовательная школа»
Реферат:
«Только та литература есть истинно народная, которая есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая есть и народная»
В.Г.Белинский
Подготовила : Бахтеева Зульфия, учаща-
яся 7 класса.
Руководитель: Л.И.Данилина, учитель
начальных классов, технологии, педагог
дополнительного образования.
2015 г.
Содержание.
1.Общая идея народной литературы.
2.Литературная публицистика В.Г.Белинского.
3.Народность творчества Н.А.Некрасова.
4.Поэзия А.С.Пушкина и народ.
5.Гордость национальной поэзии Хади Такташ.
6.Заключение.
7.Список литературы.
« Без книги как без воздуха,
человек жить не может».
С.П.Королёв
Общая идея « народной » литературы.
Прочитав « Статью1 » В.Г.Белинского, я попыталась узнать, в чём заключается «народность» литературы.
По словам критика "народность" есть альфа и омега эстетики нашего времени, как "украшенное подражание природе" было альфою и омегою эстетики прошлого века. Высочайшая похвала, какой только может в наши дни удостоиться поэт, самый громкий титул, каким только могут теперь почтить его современники или потомки, состоит в слове "народный поэт". Выражения: "народная поэма", "народное произведение" часто употребляются теперь вместо слов: "превосходное, великое, вековое произведение".
Короче: "народность" сделалась высшим критериумом, пробным камнем достоинства всякого поэтического произведения и прочности всякой поэтической славы. Но все ли, говоря о народности, говорят об одном и том же предмете? не злоупотребляют ли это слово? понимают ли его истинное значение? Увы!
С "народностью" сделалось то же, что некогда произошло с "романтизмом" и со многими другими словами, которые потому именно и утратили всякое значение, что слишком расширились в значении, которые сделались непонятны ни для кого потому именно, что казались всем слишком попятными!
Чтоб уяснить значение слова "народность", мы должны изъяснить процесс исторического развития идеи, заключающейся в этом слове, должны показать, когда начали думать о "народности", что разумели под нею прежде и что должно разуметь под нею в наше время.
Литературная публицистика В.Г.Белинского.
Из уроков литературы я узнала, что литературная публицистика Белинского вобрала в себя самые значительные влияния и идеи его времени, которые он буквально впитывал из накаленной атмосферы идейных поисков передовой русской молодёжи 30-40-х годов. Многое из того, что блистательно прозвучало в его произведениях, было уже сказано и говорилось другими. Так, обращение Белинского к идее народности было, по- видимому, в немалой мере навеяно Надеждиным, в изданиях которого молодой критик печатал свои статьи. В работах критика впервые была разработана целостная теория народности.
Народность выступает как « ключевое слово» уже в самой первой серьёзной статье Белинского «Литературные мечтания». При этом оно с самого начала несёт двойную нагрузку. С одной стороны это эстетическая характеристика творчества. С другой стороны-своего рода логическая связка между эстетикой и определённой философской концепции истории и культуры.
Общие верования и обычаи, отмечал Белинский, вырабатывают у каждого народа свой национальный образ мыслей, свой собственный взгляд на вещи. Народы всегда защищают свою самобытность, причём у «младенствующих»
Народов, не облагороженных просвещением, эта защита может принимать характер взаимной подозрительности и ненависти. В соответствии с этим Белинский выделяет две основные стадии развития литературы. Первая из них- непосредственно народная поэзия, вторая-поэзия художественная.
Выражение национального своеобразия в « художественной »поэзии есть также народность, хотя в данном случае она проявляется в иной , чем на ранних стадиях развития формах.
Таким образом, народность есть универсальная характеристика, без которой искусство лишается эстетического смысл
Таким образом, народность есть универсальная характеристика, без которой искусство лишается эстетического смысла.
Народность творчества Н.А.Некрасова.
Я считаю, что все произведения русских писателей и поэтов народны. Они охватывают разные периоды жизни нашего человечества. И написаны они кем? Выходцами из народа. И для кого? Для нас, всех народов . Литература сближает людей, делает их стойкими, духовно развитыми.
Народом созданы прекрасные песни, стихи, баллады, басни. Он поёт и рассказывает о том, что соответствует его миропониманию и отвечает его интересам.
Я очень хорошо помню произведение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» ещё с начальной школы. Сам поэт выходец из народа. И с какой теплотой он пишет о крестьянах, которые в поте лица трудились и не теряли веры и надежды в светлое будущее.
Образ деда Мазая, великодушного и доброго, спасающего в половодье бедных зверьков, образ тружениц-женщин, смеющихся над проказами старого деда, картины пробуждающей природы –всё это такое тёплое, близкое. Произведение проникнуто русским духом, человечностью.
Яркое впечатление у меня осталось после прочтения поэм «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо». Тема Родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Н.А.Некрасова. Через него проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа.
Поэзия А.С. Пушкина и народ.
Поэзию А.С.Пушкина я тоже считаю народной. В.Г.Белинский, указывая на народность поэзии Пушкина, подчёркивал, что в истории России относительно прогрессивное значение имела та часть просвещённого дворянства, которой принадлежали и сам поэт, и герой его романа в стихах-Онегин и Татьяна. Он рассуждает о поэзии Пушкина , подчёркивая её земной, гуманистически глубоко нравственный характер.
Мне нравится произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Читая его, я вижу картину русского общества. Особенно меня привлекает образ Татьяны.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалось девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери воей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически произвёл русское общество такого времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т.е. мужскую сторону, но едва ли не выше подвига нашего поэта в том, что он первый произвёл в лице Татьяны русскую женщину,»- писал в своих трудах В.Г. Белинский. Я считаю, что «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
Гордость национальной поэзии Хади Такташ.
Я горжусь тем , что великий татарский поэт Хади Такташ родился и жил в нашем селе. Считаю его народным поэтом потому, что в своём творчестве он рисует образ простого человека, его судьбу, неразрывно связанной с Россией.
В своей поэме « Мокамай» поэт пишет: «Карабкались на белые берёзы, чтоб мир увидеть с высоты. И я увидел красоту вселенной, всё выше к свету я дорогу брал».
Хади Такташ переводил свои стихи на свой родной язык. У него хватало мастерства, чтобы его произведения уверенно входили не только в просвещённые дома, но и в тёмные лачуги.
« Но я иду. А я не кто иной, как злой бунтарь, взволнованный ходотай униженного тёмного народа», -писал Такташ в 1923 году в стихотворении «Бунт».
Хочу сказать о том, что когда есть поэты, как-то уютнее жить на земле. Нам, сургодцам уютно оттого. Что есть Хади Такташ, который вырос на здешней земле, пас отцовскую лошадь на здешних полях, учительствовал в местной школе. Когда российская земля рождает поэтов, это, наверное, говорит о том, что Всевышний ещё не совсем разочаровался в человечестве, ещё не совсем разочаровался в том или ином народе.
Любит Такташа народ .Поэтому и любит Такташа земля. Земля белых берёз и тополей, влюблённых в берёзы. «Ах! Любил не слишком ли я жадно? Землю и цветы я целовал. Каждую подросшую берёзку к тополю – джигиту ревновал.»(« Проездом»).
В нашем селе построен Дом- музей великого татарского поэта. Я являюсь частым его гостем, с удовольствием читаю его стихи на родном языке.
Заключение.
В заключении я хочу привести слова английского публициста, историка, философа, писателя Т.Карлейль:
«Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойно внимания-это книги. В книгах живут думы прошедших времён;
Внятно и отчётливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Всё, что человечество совершило, передумало всё, чего оно достигло,-всё это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.»
Список литературы.
В.Г.Белинский.Статья 1.Общая идея народной поэзии.
Школьная библиотека.Н.А.Некрасов. «Избранное»
Библиографический словарь «Русские писатели»