Краткосрочное планирование по русской словесности на тему «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Изображение горцев в произведении


Краткосрочный план по русской словесности 5 класса
Неделя День Урок
Тема урока «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Изображение горцев в произведении.
Общая цель Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
Ожидаемые результаты Знают текст рассказа, умеют делать сопоставительную характеристику героев, делают выводы на основе поступков литературных героев
Тип урока Закрепление
Задания Диалог на стикерах, светофор – да/нет, работа в паре, в группе – мозаика, работа с иллюстрацией, работа с отрывками текста, трехминутное эссе
Необходимые материалы Постер, маркеры, ПК, стикерыЭтапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть 5 мин
Проверка д/з – вопросы ты-мне, я-тебе
Повторение теории – блиц-опрос
Повесть – это прозаический жанр малого объема (нет)
Рассказ – это прозаический жанр малого объема (да)
Автор рассказа «Кавказский пленник» Тургенев (нет)
Горцы – это жители гор на Кавказе (да)
Антитеза – это имя героя (нет)
В конце рассказа «Кавказский пленник» Жилин умирает (нет)
Костылин всегда помогал Жилину (нет)
«Человек сам отвечает за свою судьбу». Л.Н.Толстой

Целеполагание О чем мы будем говорить на уроке? А зачем мы будем обсуждать личности Жилина и Костылина? Парная работа – ДИАЛОГ НА СТИКЕРАХ
Игра да-нет со светофором
Как вы понимаете эту фразу?
УЧЕНИКИ САМИ ФОРМУЛИРУЮТ ЦЕЛЬ УРОКА – ФО измерение температуры
Презентация 10+5 мин
Деление на пары – 25, 500, 5,
Знакомство Жилина с Костылиным:
1)Как познакомились Жилин и Костылин?
2)Найдите в тексте описание внешности героев.
3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?
Парная работа
Основная часть 15 мин Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
Жилин
пытается уйти от погони
надеется на помощь товарища
«Не дамся же живой!»
до последнего сражается с татарами
Костылин
не думает помогать Жилину
даже не пытается отпугнуть татар
трусливо сбегает
2 группы – сцена выкупа – как ведут себя герои
Работа с иллюстрацией
2 группы – первый побег и второй побег
Каждому дается отрывок, нужно придумать вопрос, обсудить потом в группе и выбрать лучшие вопросы. Самопроверка
Учащиеся выбирают и делятся на 2 группы
Работа с текстом
Ученики рассказывают, чем занимались герои в плену.
Защита постеров ФО – измерение температуры
Инд., парная, групповая работа
Итог 5-10 мин Трехминутное эссе Авторский стул
Приложение
1. Почему Жилин не ждал присылки денег для выкупа?
2. Как помогло Жилину то, что он “на всякое рукоделье мастер был”?
3. Почему Жилин сделал куклу для Дины?
4. Как менялось отношение Абдул-Мурата к Жилину?
5. Зачем рассказывается история “старика в чалме”?
6. Все ли поступки Жилина вызывают у вас сочувствие?
7. Кто, на ваш взгляд, прав: мать, просившая Жилина не служить на Кавказе и вернуться домой, или сын, так и не собравшийся больше уехать с Кавказа?
8. Почему плакaлa Дина, расставаясь с Жилиным?
9. Почему старуха разбила куклу и “забранилась” на Дину?
10. Как относился к Жилину маленький брат Дины?
11. Почему они относились к пленнику по-разному?
12. От каких слов образованы фамилии “Жилин” и “Костылин”? Что они означают?
- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради) ключ
Жилин Костылин
ходит по аулу спитвсматривается скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо
Знакомство Жилина с Костылиным – 1пара
1)Как познакомились Жилин и Костылин?
2)Найдите в тексте описание внешности героев.
3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза
Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? – 2 группа
Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин? – 3 пара