Рабочая программа по литературному чтению УМК Начальная школа XXI века 1 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Тумаковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО Заместитель директора по УР директор школы
Руководитель ШМО _________ Н.И.Кузьменко ___С.А.Грибкова учителей начальных классов Приказ № ___
_________ О.С. Лейман от «________2015г.
Протокол № _____
от « ___» ______ 2015г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса
Разработана
учителем начальных классов
Ивановской Е.А.
с. Тумаково2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса четырёхлетней начальной школы разработана на основе ФГОС, авторской программы Л. А. Ефросинина., М.И. Оморокова.
Рабочая программа реализована через учебное пособие: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. - М. : Вентана – Граф, 2011. , Л.А. Ефросинина. Литературное чтение :Уроки слушания : Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013,
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов)Планируемые результаты
Личностные УУД
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Коммуникативные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Требования к предметным результатам обучения учащихся к концу 1 класса.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
– понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
– высказывать суждения о произведении и поступках героев;
– узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
– оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Ученик научится:
– определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
– находить в тексте произведения сравнения, обращения;
– находить в тексте и читать диалоги героев;
– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность».
Ученик научится:
– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
– придумывать истории с героями изученных произведений;
– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
– иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
– создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией».
Ученик научится:
– получать информацию о героях, произведении или книге;
– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
– дополнять таблицы, схемы, модели;
– сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
– находить в тексте информацию о героях произведений.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа в год. (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часа на I полугодие ( 48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания); 68 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 17 ч литературное слушание). Итоговая комплексная работа -1.
В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой - 1 час в неделю (33 часа в год). Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
Формы контроля предметных результатов:
Беседа по вопросам, чтение наизусть, фронтальный опрос, тест, пересказ, пересказ по картинному плану, индивидуальный опрос, пересказ по картине, выразительное чтение, проверка навыка чтения. Формы контроля метапредметных результатов:
Задания творческого характера, портфолио, лист индивидуальных достижений, шкала успеха, беседа.
Формы организации учебной деятельности:
Урок, игра, театрализация, интегрированное занятие.
Методы и (или) технологии обучения: информационно- коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. Частично- поисковый, исследовательский методы.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п№
у/тНаименование разделов и тем Всего часов Дата К/рУУД
план факт Подготовительный (добуквенный ) период 14 1. 1 Введение понятия «предложение». 1 01.09 Л.- внутренняя позиция школьника;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
К.- использовать знаково-символические средства, в том числе модели;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
Звуки: гласные и согласные, их характеристику.
Понятия: слово, предложение, текст. Русский алфавит. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов.
П.: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; логические- овладение смысловым чтением художественных текстов; выделение существенной информации из текстов; осуществление процессов анализа, синтеза, сравнения; построение рассуждений;
Р.: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; оценивать правильность выполнения действия.
2. 2 Составление рассказа по сюжетной картинке. Обработка понятия «предложение» 1 02.09 3. 3 Л/С. О Родине и родной природе.
Е. Серова «Мой дом». Д. Павлычко «Где всего прекрасней на Земле?». 1 03.09 4. 4 Введение понятия «слово». Составление рассказа по сюжетной картинке. 1 07.09 5. 5 Деление предложения на слова. 1 08.09 6. 6 Интонационное выделение первого звука в словах. Сравнение звуков. 1 09.09 7. 7 Л/С. О Родине и родной природе. В. Белов «Родничок» 1 10.09 8. 8 Знакомство со схемой звукового состава слова. 1 14.09 9. 9 Звуковой анализ слов «мак», «сыр», «нос». 1 15.09 10. 10 Звуковой анализ слов «кит», «кот» по звуковой структуре. 1 16.09 11. 11 Л/С. О Родине и родной природе. М. Михайлов «Лесные хоромы». 1 17.09 12. 12 Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. 1 21.09 13. 13 Введение понятия «гласный звук». 1 22.09 14. 14 Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный», «мягкий согласный». 1 23.09 Основной (букварный) период 50 15.
1 Знакомство с буквой «А, а». 1 24.09 16. 2 Л/С. Муса Гали. Земные краски. 1 28.09 17. 3 Знакомство с буквой «Я, я». Буква «я» в начале слова. 1 29.09 18. 4 Знакомство с буквой «О, о». 1 30.09 19. 5 Знакомство с буквой «Ё, ё». Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). 1 01.10 20. 6 Л/С. Рассказы о детях. В. Железников «История с азбукой» 1 05.10 21. 7 Знакомство с буквой «У, у». 1 06.10 22. 8 Знакомство с буквой «Ю, ю». 1 07.10 23. 9 Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). 1 08.10 24. 10 Л/С. Весёлые рассказы о детях. Л. Пантелеев. Буква «ты» 1 12.10 25. 11 Знакомство с буквой «Э, э». 1 13.10 26. 12 Знакомство с буквой «Е, е». Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). 1 14.10 27. 13 Знакомство с буквой «ы». 1 15.10 28. 14 Л/С. Я. Аким «Мой верный чиж». 1 19.10 29. 15 Знакомство с буквой «И, и». 1 20.10 30. 16 Закрепление правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. 1 21.10 31. 17 Сопоставление согласных звуков по твёрдости-мягкости. 1 22.10 32. 18 Л/С. Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок». 1 26.10 33. 19 Знакомство с буквой «М, м». 1 27.10 34. 20 Знакомство с буквой «Н, н». 1 28.10 35. 21 Знакомство с буквой «Р, р». 1 29.10 36. 22 Л/С. Е. Благинина «Тюлюлюй» . А.Барто. В школу. 1 09.11 37. 23 Знакомство с буквой «Л, л». 1 10.11 38. 24 Знакомство с буквой «Й, й». 1 11.11 39. 25 Введение понятия «слог». 1 12.11 40. 26 Л/С. Мир сказок. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» 1 13.11 41. 27 Знакомство с буквой «Г.г». Введение понятия «ударение». 1 16.11 42. 28 Знакомство с буквой К.к. Сопоставление звуков [к] и [г] по звонкости - глухости,1 17.11 43. 29 Л/С. Литературные сказки. В.Сутеев «Дядя Миша». 1 18.11 44. 30 Знакомство с буквой « З.з» 1 19.11 45. 31 Знакомство с буквой « С.с» Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости –глухости отражение этой характеристики в модели слова. 1 23.11 46. 32 Знакомство с буквой « Д,д». 1 24.11 47. 33 Л/С. Литературные сказки. С. Маршак «Тихая сказка». 1 25.11 48. 34 Знакомство с буквой « Т.т». Сопоставление звуков [т] и [д] по звонкости –глухости. 1 26.11 49. 35 Знакомство с буквой «Б.б» 1 30.11 50. 36 Знакомство с буквой «П.п» Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости –глухости 1 01.12 51. 37 Л/С. Шарль Перро «Красная Шапочка». 1 02.12 52. 38 Знакомство с буквой «В.в». 1 03.12 53. 39 Знакомство с буквой «Ф, ф» 1 07.12 54. 40 Знакомство с буквой «Ж, ж» 1 08.12 55. 41 Знакомство с буквой «Ш, ш». 1 09.12 56. 42 Л/С. Рассказы для детей. М. Пришвин. Лисичкин хлеб. 1 10.12 57. 43 Знакомство с буквой «Ч,ч» 1 14.12 58. 44 Знакомство с буквой «Щ, щ» 1 15.12 59. 45 Знакомство с буквой «Х,х» 1 16.12 60. 46 Л/С. А.Блок. «Зайчик» 1 17.12 61. 47 Знакомство с буквой «Ц,ц» 1 21.12 62. 48 Знакомство с буквой «ь». Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. 1 22.12 63. 49 Знакомство с особенностями «ъ» 1 23.12 64. 50 Л/С. Мир сказок. В.Сутеев «Ёлка» 1 24.12 Послебукварный период 40 65. 1 Алфавит. С.Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Голявкин «Спрятался». 1 28.12 Л.- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основезнакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Р.- планировать свои действия;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К.- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
Ориентировка в литературоведческих понятиях
Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение.
Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация.
66. 2 В.Сутеев «Три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседи». 1 29.12 67. 3 Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома». 1 18.01 68. 4 Л/С. Г. Скребицкий. Пушок. 1 19.01 69. 5 А. Шибаев «На зарядку становись!». «Познакомились». 1 20.01 70. 6 Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» 1 21.01 71. 7 А.Шибаев «Всегда вместе» 1 25.01 72. 8 Л/С. Е. Трутнева. Когда это бывает? 1 26.01 73. 9 Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?» 1 27.01 74. 10 Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина» 1 28.01 75 11 Э.Успенский «Если был бы я девчонкой». Украинская народная сказка «Рукавичка» 1 01.02 76 12 Л/С. А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане. 1 02.02 77 13 Г.Остер «Спускаться легче» 1 03.02 78-79 14-15 В.Сутеев «Под грибом» 2 04.02
08.02 80 16 Л/С. К.Чуковский. Муха – Цокотуха. 1 09.02 81 17 А.Шибаев «Что за шутки». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» 1 10.02 82 18 Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость» 1 11.02 83 19 Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» 1 15.02 84 20 Л/С. В. Сутеев «Палочка- выручалочка. 1 16.02 85-86 21-22 Е. Чарушин «Яшка». А.Кушнер «Что я узнал!» 2 17.02
25.02 87 23 Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата» 1 29.02 88 24 Л/С. Е. Пермяк. Пичугин мост. 1 01.03 89-90 25-26 М.Карем «Растеряшка». В.Драгунский «Заколдованная буква» 2 02.03
03.03 91 27 Н.Носов «Ступеньки» 1 07.03 92 28 Л/С. Н. Саконская. Мы с мамой. 1 09.03 93 29 О.Дриз «Горячий привет» 1 10.03 94 30 Г.Остер «Привет мартышке» 1 14.03 95 31 Е.Чарушин «Зайчата» , Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц» 1 15.03 96 32 Л/С. В. Чаплина. Мушка. 1 16.03 97 33 Н. Носов «Затейники». 1 17.03 98 34 Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» 1 21.03 99 35 Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек». 1 22.03 100 36 Л/С. С.Баруздин. Весёлые рассказы. 1 30.03 101 37 А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярен». Г.Цыферов «Зелёный заяц» 1 31.03 102 38 В.Драгунский «Он живой и светится» 1 04.04 103 39 Г.Сапгир «Лошарик», В.Берестов «Картинки в лужах». 1 05.04 104 40 Л/С. Е. Ильина «Чик-чик ножницами» 1 06.04 Литературное чтение 28 Читаем сказки, загадки, скороговорки 3 105 1 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» 1 07.04 Л.- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Р.- планировать свои действия;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
К.- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия
П.: общеучебные- владение способом чтения целыми словами; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приёмами понимания прочитанного.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.
106 1 В. Сутеев «Кораблик». Кир Булычев «Скороговорка». 1 11.04 107 1 Л/С. Русская народная сказка «Лиса и Журавль». Н. Сладков. Лиса и мышь. 1 12.04 Учимся уму – разуму 3 108 1 К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка». И. Северянин «Её питомцы» 1 13.04 109 2 В. Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день».
Е. Пермяк «Торопливый ножик» 1 14.04 110 3 В. Осеева «Три товарища», «Печенье». А. Барто . «Я – лишний». Проверь себя. 1 18.04 Читаем о родной природе 4 111 1 Л/С. В. Бианки. Лесной Колобок – Колючий Бок. 1 19.04 112 2 Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь» 1 20.04 113 3 Э. Мошковская «Лёд тронулся». И. Соколов-Микитов «Русский лес» 1 21.04 114 4 Загадки. Русская народная песня «Берёзонька». С. Маршак «Апрель» М. Пришвин «Лесная капель». 1 25.04 О наших друзьях - животных 4 115 1 Л/С.Сказка «Терёшечка» 1 26.04 116 2 И. Мазнин. «Давайте дружить». Ю. Коваль «Бабочка» С. Михалков «Аисты и лягушки». 1 27.04 117
3 Е. Чарушин «Томкины сны». И. Жуков «Нападение на зоопарк». М. Пришвин «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал» 1 28.04 118 4 М. Пришвин «Норка и Жулька». Э. Шим «Глухарь»., Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья» 1 02.05 Учимся уму- разуму 3 119 1 Л/С. Х.- К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик. 1 03.05 120 2 М.Пляцковский «Добрая лошадь», В.Осеева «Кто хозяин?», «На катке», В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учит-ся» 1 04.05 121 3 Е.Пермяк «Самое страшное», «Бумажный змей», С.Востоков «Кто кого», И. Бутман «Клоун», В.Берестов «Серёжа и гвозди»1 10.05 Читаем сказки, пословицы, считалки 3 122 1 М.Пляцковский «Урок дружбы» (сказка), В.Орлов «Как Малышу нашли маму», А.Усачев «Грамотная мышка». 1 11.05 123 2 В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок», С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить», Д.Биссет «Дракон Комодо» 1 12.05 124 3 Л/С. Выявление уровня читательской компетентности 1 16.05 О наших друзьях - животных. 4 125 1 А.Барто «Жук», Н.Сладков «На одном бревне» 1 17.05 126 2 Е. Чарушин «Томка и корова», В. Орлов «Большие уши». В.Берестов «Выводок». 1 18.05 127 3 Л/С. Г. Скребицкий. Мать. 1 19.05 128 4 И. Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева «Эхо» 1 23.05 1 Читаем о Родине и родной природе. 4 129 1 Контрольная работа за год. 1 24.05 130
2 И. Шевчук «Ленивое эхо». К. Чуковский «Загадка». И. Соколов-Микитов «Май» 1 25.05 131 3 Л/С. А.Барто. Весенняя гроза. 1 26.05 132 4 Я.Тайц «Всё здесь», М. Есеновский «Моя небольшая родина» Р. Валеева «Здравствуй, лето!» 1 27.05 Содержание
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое
Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, тем
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением
Круг чтения
Малые жанры фольклора. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения Народные сказки.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Чтение по ролям и инсценированиеВыбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.
Чтение: работа с информацией.
Представление об информации и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге
УМК
Л. А. Ефросинина., М.И. Оморокова. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебники: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь : 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. - М. : Вентана – Граф, 2011.
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф,2011.
Л. А. Ефросинина. . Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2013.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания : Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013
Литературное чтение : Уроки слушания : 1 класс : Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение : Уроки слушания: 1 класс: Методическое пособие. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2013.