Разработка урока истории Страны Латинской Америки

Страны Латинской Америки
Цель: дать учащимся понятие о противоречивом процессе и особенностях развития стран Латинской Америки после второй мировой войны.
Задачи:
формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
отработка умения давать оценку событиям и деятельности исторической личности;
развитие умений конструирования альтернативных вопросов в ходе работы с историческими источниками;
рассмотреть причины долголетия коммунистического режима на Кубе и проблемы "острова свободы";
отработка умения анализировать и обобщать исторические факты, видеть прогрессивность процессов, происходящих в Латинской Америке, пути выхода этих стран из проблем.
Тип урока: комбинированный
Организационный момент. Настрой на урок.
1. Вступительная беседа к теме, работа с картой.
1). Почему страны этого региона так называются? ( Название условное: в большинстве стран Латинской Америки (ЛА) официальный язык имеет латинскую основу. В 18 странах ЛА говорят на испанском языке, в Бразилии говорят на португальском языке, в остальных странах - на английском, французском, голландском языках).
2) Показать по карте территории, которые занимают страны Латинской Америки?
3) Почему страны Латинской Америки называют странами "третьего мира"?
Далее учитель говорит, на какие три группы, в зависимости от социально-экономического и политического развития, делятся страны Латинской Америки?
2. Мини-лекция "Особенности социально-экономического развития" (тезисы). Учитель говорит о том, что ученики должны записать тезисы в тетрадь и использовать их в ходе последующего обсуждения:
наличие госсектора в экономике;
засилье иностранного капитала;
развитие базовых отраслей - горной и нефтедобывающей;
индустриализация в Бразилии, Мексике и Аргентине;
в 1958 году национальный доход превысил довоенный в 3 раза;
наличие кредитов США (в 1960 году капиталовложения США составили ? иностранных инвестиций в регионе);
в сельском хозяйстве сохранились помещичьи латифундии;
развитие велось экстенсивными методами;
крестьяне страдают от малоземелья и латифундистов;
низкий уровень жизни у рабочих и служащих.
3. Вопросы для обсуждения:
Как названные факты связаны с социальным развитием?
Поясните коротко значения терминов: латифундия, индустриализация, инвестиция, экстенсивный метод. Приведи примеры.
Действительно ли США стали "благодетелями" Латинской Америки? Аргументируйте.
Как оценить тот факт, что в 1960 году государственный долг латиноамериканских стран составил 6,6 млрд долларов?
Почему ряд стран региона из аграрных превратились в аграрно-промышленные ? А большинство "банановых" стран остаются отсталыми?
4. Работа с текстом.
А) " Особенности политического развития" (текстовая схема; раздаётся на каждый стол)
1.
Нестабильность
Частая смена власти

2.
Вмешательство иностранных держав
- США в 1952-1955 гг. подписали с 13 странами Латинской Америки двусторонние военные договоры;
- СССР в 1962 г разместил на Кубе ракеты и бомбардировщики;
- США провозгласили блокаду Кубы;
- Карибский кризис 1962 года поставил мир на грань атомной войны.

3.
Военные перевороты
За 25 лет (1945-1970) произошло 75 путчей.

4.
Диктаторские режимы
- Аргентина - Хуан Перрон
- Бразилия - Жетилиу Варгас
- Венесуела - Перес Хименес
- Куба - Фидель Кастро
- Чили - Августо Пиночет

5.
Партизанская борьба
- Эрнесто Че Гевар а- уроженец Аргентины, разработал стратегию партизанского движения. Считал, что революция начинается с "партизанского отряда", без него невозможно одержать победу над внутренней контрреволюцией и американской военной машиной. Активный участник кубинского мятежа 1956-1965гг.
- Никарагуа - страна, в которой партизанскими методами Сандинистский фронт национального освобождения добился падения в 1979 году диктатуры клана А. Сомоси.

Задание: докажите, что в послевоенный период политическая ситуация в Латинской Америке была нестабильной.
Б) "Перекрёстная" дискуссия. ( Тексты раздаются на каждый стол)
Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросам к текстам №1 и №2. Прошу учащихся подготовиться к перекрёстной дискуссии, записав в тетрадях и положительные и отрицательные аргументы по предложенным вопросам. Перекрёстная дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис "за"(да), потом заслушивается тезис опровержения и высказывается тезис "против"(нет); обмен тезисами продолжается по этой же схеме, пока не закончатся аргументы.
Через 3-5 минут останавливаем работу, прошу ещё раз перечитать свои аргументы и принять однозначное решение, записав его после таблицы.
В зависимости от ответа "ДА" или "НЕТ" учащиеся делятся на группы: команда утверждения и команда отрицания. В группах обсуждают результаты перекрёстной дискуссии, отбирая наиболее значимые аргументы и контраргументы.
Аргументы оглашаются поочерёдно представителями каждой из групп и фиксируются в тетрадях.
По результатам полемики учащиеся пишут сочинение - миниатюру с одним из предложенных проблемных вопросов.
Текст №1. Является ли Фидель Кастро диктатором, а на Кубе им установлена коммунистическая диктатура?
Фидель Кастро (г.р. 1926) выходец из богатых землевладельцев. После окончания юридического факультета Гаванского университета получил степень доктора права. За то, что организовал группу молодых кубинцев, которые напали 26 июля 1956 года на казармы "Монкадо" в городе Сантьяго-де-Куба, был осужден на 15 лет заключения. Амнистирован в 1955 г., эмигрировал в Мексику. Вскоре начал борьбу против диктатуры Батисты. 1января 1959 года настал конец режиму, революция победила.
Постепенно Ф. Кастро узурпировал власть- первый секретарь Коммунистической партии Кубы, председатель Совета министров . Он стал также лауреатом Международной Ленинской премии и награжден Золотой медалью имени Жолио Кюри. Единственной идеологией на Кубе стала марксистская, а сама страна-пятой колонной СССР на американском континенте. Куда идет Куба сейчас?
ФАКТЫ.
1) С распадом СССР Куба потеряла надежного и , главное, выгодного партнера , ведь в течение 30 лет сотрудничества 1 тонна кубинского сахара стоила 7,5 тонн российской нефти;
2) норма бензина для
· автомобиля на Кубе установлена в 30 литров в месяц- это много или мало?
3) обычным стало отключение электроэнергии;
4) количество автобусных рейсов сократилось с 30 тысяч до 10 тысяч в день;
5) жизненно необходимые продукты, рис и фасоль , продаются по карточкам;
6) цены на "черном" рынке в десятки раз превышают розничные цены;
7) данные о покупательной способности кубинцев: средняя зарплата-150 песо, флакон шампуня-200 песо, пара обуви -700-800 песо, джинся-1000 песо;
8) молоко продают лишь для детей до 7 лет по карточкам.
Текст №2 . Августо Пиночет - неклассический диктатор!?
Августо Пиночет -
профессиональный военный;
старший из семи детей в семье;
с весны 1973 года - глава хунты. В 1974-1989 гг- Президент Чили;
первые три дня власти - наибольшие жертвы и кровопролития (стадионы-концлагеря, ночные облавы, пытки);
неудачная попытка покушения на Пиночета не повлекла за собой массовых репрессий;
Генсек ЦК КПЧ Луис Корвалан в концлагере регулярно давал интервью корреспонденту московского радио, которые транслировались на всю Латинскую Америку;
в 80-х годах к сторонникам "социалистического" президента Сальвадора Альенде повернуто чилийское общество;
темпы роста ВВП 11%, чилийское "экономическое чудо";
Конституция Чили принята через плебисцит в 1981 году;
всенародный референдум 5 сентября 1988 года отказал Пиночету в доверии (52% против него), поэтому он не выдвигает свою кандидатуру на выборах в 1989 году;
новый президент Патрисио Елвин принял державу, которая опережала по экономическим показателям весь латиноамериканский континент.
Мини- лекция "Демократические процессы в латиноамериканских странах.
В 1980-90 гг. в регионе начался процесс ликвидации диктаторских режимов и установления конституционных порядков.
Чтобы учащиеся увидели результаты этих изменений, учитель просит записать следующую таблицу (таблица на доске):
1. Страны, годы изменения конституционного строя
2.Пути ликвидации диктаторских режимов

1).Боливия( 1982)
2).Аргентина(1983)
3).Гренада( 1983)
4).Бразилия( 1985)
5).Гватемала( 1985)
6).Суринам(1987)
7).Парагвай(1989)
8).Чили (1989)
9).Панама (1989)
10).Гаити (1994)
1) мирный бескровный путь:
а) свободные демократические выборы;
б) цивилизованная передача власти оппозиционерам;
2) внутренний заговор, поддержанный США;
3) ожесточенная борьба;
4) компромисс между левыми и правыми силами.

Задание:
соотнести страны ЛА и пути ликвидации режимов в них ( 1 и 2);
дать оценку выше названным процессам.
Примерные ответы учащихся:
успешно ликвидированы диктаторские режимы, в короткие сроки, разными способами;
восстанавливаются демократические свободы;
у власти конституционные правительства и т. д.
Закрепление знаний.
А) Работа в группах. Задание: каждая из 4-х групп должна составить ситуативный план по теме урока.
Первая группа должна ответить на вопрос: как обстоят дела?
Вторая группа отвечает на вопрос: как должно быть?
Третья группа : почему дела обстоят не так, как положено?
Четвёртая группа готовит ответ на вопрос: что надо делать?
Примерные ответы групп
Как обстоят дела?
*поддержка стран извне;
* огромная внешняя задолженность( 1970г - 20млрд. долл., 80-е гг.- 400 млрд долл., 2000 г - 770 млрд долл.);
*зависимость от США;
* стремление отдельных латиноамериканских стран к лидерству;
* 46% населения Л.А. живут ниже черты бедности;
* коррупция, наркобизнес, терроризм и т. д.
Как должно быть?
*самостоятельность;
* отсутствие долгов;
* стремление не к лидерству , а к экономическому союзу;
*стабильность в экономике и политике;
* проведение реформ во всех сферах жизни;
*соблюдение демократии;
*высокий жизненный уровень населения

Почему дела обстоят не так, как положено?
*зависимость от иностранных монополий;
*наследие прошлого;
* слабое развитие промышленности;
*патриархальные пережитки;
* доминирование сельского хозяйства;
* нестабильность политической жизни, хрупкость демократических свобод;
* большая часть стран - сырьевые придатки ит.д.
Что надо сделать?
поиск альтернативы;
интеграция, объединение усилий в защите общих интересов;
политическая интеграция;
координация валютной политики;
развивать Латино-американскую систему(создана в 1975 году, входят 25 государств);
снизить, а затем и отменить таможенные пошлины;
создать зону свободной торговли;
интеграция с США;
"долларизация" - введение доллара в качестве единого платёжного средства и т. д.

Б) Экспресс-опрос.
По цепочке (2 - 3 секунды на ответ) ответить на следующие вопросы:
1. Назвать три ведущих страны Латинской Америки.
2. Назвать диктаторские режимы в Латинской Америке.
3. Назвать главную особенность экономики стран Латинской Америки.
4. Уровень жизни населения Латинской Америки.
5. Руководитель Кубы.
6. Диктатор Чили.
7. Самая экономически развитая страна Латинской Америки.
8. Средняя заработная плата кубинца.
9. Количество путчей в Латинской Америке в период с 1945 по 1970гг.
10. Долг Латинской Америки США в 2000году. (770 млрд. долларов).
11. сколько % населения Латинской Америки живёт за чертой бедности?
12.Чей лозунг "Социализм или смерть!"?
13. Сколько % суши занимает Латинская Америка? (15%).
14. На каких языках говорят жители Латинской Америки? (В 18 странах на испанском, в Бразилии - на португальском, в других странах на французском, английском, голландском).
В) Игра "Снежный ком": назвать страны Латинской Америки (их всего 33).
Первый ученик называет одну из стран, второй повторяет название этой страны и называет следующую страну, третий повторяет название первой, второй страны и называет следующую и т.д. Повторять страны нельзя, кто через 2-3 секунды не называет страну, выбывает из игры. Победитель получает оценку.
Домашнее задание:
а) выучить конспект, составленный на уроке;
Страны Латинской Америки после второй мировой войны
 
 
Чили
Куба
Бразилия
Колумбия
Аргентина
Боливия
Парагвай

1
Курс развития экономики
 
 
 
 
 
 
 

2
Политический строй
 
 
 
 
 
 
 

3
Политические партии, лидеры
 
 
 
 
 
 
 

4
Внешняя политика
 
 
 
 
 
 
 

5
Успехи
 
 
 
 
 
 
 

6
Особенности
 
 
 
 
 
 
 


ађ Заголовок 1ађ Заголовок 315