Диктанты (карточки) с грамматическими заданиями для 4 класса.
Дождевик.
Узнав, что это гриб, многие уд…вятся: какой же это гриб? У
гр…ба д…лжна быть ножка и шляпка, а тут просто белый
шарик. И всё – таки это гриб. Называется д…ждевиком.
Называется так потому, что обычно по…вляется после д…ждя.
Он белый и х…р…шо заметен в тр…ве. Но куда же он
исч…зает потом?
Вн…мательно погл…ди кругом. На месте тугого белого
шарика тёмно – к…ричневый сморщенный к…мочек. Это тот
самый д…ждевик. Только теперь он созрел. Скоро его тонкая
сморщенная оболочка лопнет и из неё высыплется м…льчай-
шая к…ричневая пыль. Это споры, которые разл…тятся и рассеют гр..бы.
Задания:
1.Выпишите существительные. В скобках напишите их начальную форму.
Определите склонение, падеж, выделите окончания.
2. Выпишите слова с парными согласными, напишите проверочные слова.
3. Подчеркните в словах сочетания ЧК, ЧН.
4.К слову ДОЖДЕВИКОМ подберите однокоренные слова. Выделите
корень. Подчеркните проверочное слово. Лес осенью.
Кр…сив и п…чален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дер…ва к дер…ву прот…нулись с…ребряные нити лёгкой п…утины. Ещё цв…тут поз(?)ние цв…ты.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна в…да в л…сных к…навах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем л…су. Лишь ш…л…стит под н…гами опавшая л…ства. Иногда тонко просв…стит рябчик. И от этого т…шина ещё слышнее.
Л...гко дышится в осеннем л…су. Тишь ст…оит кругом!
Задания:
1.Укажите склонение, падеж существительных. Выделите в них окончания.
2.Напишите однокоренные слова к слову СЕРЕБРЯНЫЕ. Выделите корень. Подчеркните проверочное слово.
Как учит лиса лисят охотиться.
Л…са каждый день выг…няет из норы л…сят погулять. С…дит, наст…р…жив уши, смотрит на лисят. Ненадолго уб…гает лиса от д…тей. Принесёт им поесть: то мышь, то кузнечика, а то и л…гушонка, заз…вавшегося з…йчонка. Г…лодные л..сята вмиг проглотят д…бычу.
Немного подрастут лисята и мать учит их, как л..вить добычу. Прин…сёт ж…вого мышонка и пустит между лисятами, а они его ловят. Мать с..дит и строго сл..дит за детьми. Чуть заз…вается лисёнок, упустит мышонка, она лисёнка цапнет зубами. Взвизгнет лисёнок, да делать нечего, сам в…новат. Не з…вай! Потом лиса в…дёт д…тей на пригорочек и показывает, как нужно л…вить бабочек, жучков. Л…сята всё ловят, что движется.
Задания:
1.Укажите склонение, падеж существительных. Выделите в них окончания.
2.Выпишите все однокоренные слова к слову ЛИСА. Выделите корень.
3.Подчеркните в словах сочетания ЖИ – ШИ.
Косолапый хозяин.
Как зав…дено природой, у каждого зверя и у медведя
тоже - св…и угодья, своя охотничья территория. Пределы её
обозначены в…ковыми метками на деревьях. Стволы деревьев ободраны к…гтями. Чем выше «заскрёбы», тем с..льнее к..с…лапый хозяин. Он охр…няет св…и вл…дения,
предупреждает, чтобы не совались в его пределы.
Ещё в характере к..с…лапого - любит медведь з…бавы.
Расщ..пило в бурю дер…во. За щ…пу ухватится т…птыгин,
отогнёт её и отпустит. Др…безжит, гудит ствол. А к…сматый
б…гатырь не унимается, пронзительно музицирует. Слушает
свою музыку.
Задания:
1.Укажите склонение, падеж существительных. Выделите в них
окончания.
2.Напишите синонимы к слову БОГАТЫРЬ.
3. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак. Солнечный день в самом начале лета.
Я бр…жу непод…лёку от дома в б…рёзовом перелеске.
Всё кругом купается, плещется в золотистых волнах т…пла
и света. Надо мной струятся ветви б…рёз. Листья на них
кажутся то изумрудными, то совсем з..л…тыми. А внизу, под
б…рёзами, по тр…ве тоже, как волны, бегут и струятся
лёгкие с…неватые тени. И светлые зайчики, как отр…жения
со(?)нца в в…де, б..гут один за другим по тр…ве, по
д…рожке.
Со(?)нце и в небе, и на з…мле. И от этого ст…новится
так х…р…шо, так вес…ло, что хочется уб…жать куда – то
вдаль. Туда, где св…ркают св…ей осл…пительной б…лизной
ств…лы б…рёзок.
1.Подчеркните прилагательные. Определите род и падеж. Выделите в
них окончания.
2.Выпишите слова с парными согласными, напишите к ним
проверочные.
3.Напишите синонимы к слову ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ.
4. Выпишите к слову ЗОЛОТО однокоренные слова. Выделите корень.
Подчеркните проверочное слово. Сорочонок.
Принесли нам ребята неб…льшого с..р…чонка. Л…тать он ещё не мог, только прыгал. К…рмили мы его творогом, кашей, м…чёным хлебом, д…вали маленькие кусочки в…рёного мяса. Он всё ел, ни от чего не отказывался.
Скоро у с..р…чонка отрос длинный хвост. Крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился л…тать и перес…лился на ж…тьё из комнаты на балкон. Только вот какая с ним была б…да. Никак сорочонок не мог научиться с…мостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, кр…сивая т…кая, л…тает хорошо, а еду всё как маленький птенчик просит.
Задания:
1.Подчеркните прилагательные. Определите род и падеж. Выделите в них окончания.
2.В первом и втором предложениях подчеркните главные члены.
3.Напишите антонимы к слову ЖЁСТКИМИ.
Снегирь.
Ты знаешь, многие птицы с наступлением х…л…дов ул…тают на юг. А есть такие, что прил…тают к нам только з…мой. И называются они сн…гири, потому что по…вляются у нас вместе со снегом.Что за странное ж…лание – жить у нас з…мой, когда здесь хол…дно и все птицы уже д…вно на юге? Но дело в том, что наши л…са для сн…гирей уже «тёплые кр…я»: летом они ж…вут гораздо севернее. Там з…мой очень сильные морозы. Вот и кажется сн…гирям наша з…ма тёплой.
Ув…дать сн…гирей л…гко. Их красные грудки, голу-бовато – серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья х…р…шо заметны на фоне белого снега.
Задания:
1.Подчеркните местоимения. Укажите число и лицо.
2.Выпишите к слову ЗИМА однокоренные из текста. Выделите корень.
3.Выпишите слова с парными согласными Напишите к ним проверочные.
4.Подчеркните слова с Ь - показателем мягкости согласной.
Лебеди прилетели, едва на оз…ре стал таять лёд. Так
было в прошлом году и в позапрошлом. Уж если они
полюбят какое-нибудь место, то ему не изм…няют.
Просв…стели огромными крыльями. Спл…нировали. Сели
в полынью. Встр…хнулись. Сначала пов…ртели хв…стами,
потом похлопали крыльями, а под к…нец так зав…ртели
длинными шеями, будто решили закрутить их штопорами.
Лебедь с л…бёдкой сразу нашли место, где в прошлом
году было их гн…здо. На неб…льшом …стровке.
Плавали по оз…ру разные растения, вырванные ветром.
Сб…вались вместе, и получился островок.
1.Подчеркните местоимения. Укажите их лицо и число.
2.Запишите однокоренные слова к слову ЛЕБЕДЬ. Разберите слова по
составу.
3.Выпишите слова с двойными согласными. Разделите их на слоги.
4.Подчеркните слово с разделительным мягким знаком. Стеклянные лягушата.
Ск…лоли лёд со дна одного пруда и раск…пали под
ним ил. В иле л…жало много л…гушек, целыми кучами они
забр…лись сюда на зиму.
Когда их выт…щили, они были совсем точно ст…клян-
ные. Тело их стало хрупким. Тонкие ножки л…мались от
самого слабого удара. При этом разд…вался лёгкий звонкий
треск. Взяли несколько л…гушек к себе д…мой. Осторожно
отогрели в тёплой комнате. Л…гушата понемножку ож…ли и
стали прыгать по полу.
Поэтому можно ож…дать то, что, когда солнце в…сной
растопит лёд в пруду и согреет воду, лягушки проснутся в
ней ж…выми и зд…ровыми.
Задания:
1.Подчеркните местоимения с предлогами. Остальные местоимения
выпишите.Укажите лицо и число.
2.Подчеркните прилагательные с существительными, к которым они
относятся. Определите падеж и род.
3.Выпишите слова с парными согласными. Напишите к ним проверочные
слова.4. Напишите антонимы к слову ХРУПКИМИ.
Ягодки под снегом.
В одной сказке злая женщина посылает в лес маленькую девочку и приказывает ей прин…сти свежих ягод. Добрый волшебник п…м…гает девочке. Он сов…ршает чудо, и девочка из – под снега дост…ёт свежие красные ягоды.
Хочешь сам сов…ршить т…кое чудо?
Летом заметь в л…су место, где растёт брусника. З…мой раск…пай здесь глубокий снег. И ты увидишь чудо! Ты найдёшь под снегом зелёные веточки с маленькими жёсткими бл…стящими л…сточками и ярко – красными ягодками. Брус-ника – вечнозелёное растение. Оно ос…нью сбрасывает листья и под снегом ост…ётся з…леным.
Задания:
1.Подчеркните местоимения. Укажите их лицо и число.
2.В вопросительном предложении подчеркните в словах известные орфограммы.
3.Разберите по составу слова: добрый, маленькую, красные, блестящие. Напишите к этим словам слова противоположного значения.
4.Выпишите два слова, в которых больше звуков, чем букв.
Памятник солдату.
Ст…ит в Берлине огромный памятник. На з…лёном холме, высоко над д…мами возвышается богатырь из камня. В одной руке у солдата т…жёлый меч. Этим м…чом он сразил фашистов. Другой рукой он крепко держит, прижимая к груди, маленькую девочку. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете д…тей. Грозно смотрит он сегодня с высоты. Смотрит, не собираются ли злые вр…ги снова затеять войну, нарушить мир.
Задания:
1.Подчеркните местоимения. Укажите их лицо и число.
2.Стоит памятник, на зелёном холме, тяжёлый меч. В данных словосочетаниях подчеркните в словах буквы, которые требуют проверки при письме. Напишите проверочные слова.
3.Затеять войну. А как сказать иначе? Запишите словосочетание.
4.Выпишите слова с парными согласными. Напишите к ним проверочные.
Что делали рыбы з…мой? Рыбы зимой спали. Плотва, язь,
елец, ёрш и щука б…льшими стаями з…мовали в самых
глубоких м…стах. Пескари спали в ямах с п…счаным дном.
Карась зарылся в ил и там прол…жал зиму.
В очень сильный мороз там, где во льду не было
отдушины, проруби, рыбе не хв…тало воздуха и она
зад…хнулась. Поэтому рыбаки делают специально для рыбы
проруби, чтобы з…мой ей было легче дышать.
Задания:
1.Подчеркните местоимения. Укажите их лицо и число.
2.Подчеркните предложение с однородными членами предложения.
3.В третьем предложении подчеркните главные члены.
4.Выпишите названия рыб, которые нельзя переносить со строки на строку.
Почему?
У меня за …кном к…рмовая полочка для птиц.
Прил…тают на неё одни воробьи. Но я их не прог…няю. Я
по воробьям погоду узн…ю.
Если воробьи на полочке гладенькие да аккуратненькие – значит, т…пло на дв…ре. А если взъерошенные, будто
надутые, тут уж береги уши и нос! Я д…вно заметил: ударит
мороз – воробьи сразу распушатся. А вот для чего, не пойму!
Если знаете, объ…сните. Мне так кажется, что этим
птичкам холодно в мороз. Распушат перья, наберут воздуха
побольше, вроде как шубу надели.
Задания:
1.Подчеркните местоимения. Укажите их лицо и число.
2.Первое предложение разберите по членам предложения. Укажите части
речи.
3.Выпишите 3 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Поставьте ударение. Выделите корень. Напишите проверочные слова.
4.Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком. Разделите их для
переноса. Схватка со змеёй.
Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выб…жал на палубу. Матросы ст…лпились у груды д…ревьев. Из неё вып…лзла змея и скрылась.
Я поб…жал в каюту и взял клетку. В ней нах…дились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зв…рьки юркнули в т…мноту.
Прошло несколько минут. Пок…залась дикая мангуста. Она вц…пилась острыми зубками в хвост змеи и т…щила её из брёвен. Змея изв…валась, рв…лась. Вот по…вилась её г…л…ва. Выск…чила ручная мангуста. Она вц…пилась в шею зм…и. Схватка закончилась. Матросы с любовью см…трели на мангуст.
Задания:
1.Подчеркните местоимения. Укажите их лицо и число.
2.Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. Разделите их для переноса. Выпишите слова с ь – показателем мягкости согласной.
3.Напишите проверочные слова к словам: вцепилась, показалась, появилась, столпились, находились. Выделите корень.
В японском городе Хиросима жила маленькая девочка.
Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому
назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось
б…льшое несчастье. На её р…дной город сбросили атомную
бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная гнилая
поганка, вырос он над главной площадью. Накрыл своей
огромной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома,
зам…ртво падали люди. Поч…рнели белые цв…ты.
Ядовитый атомный гриб превр…тил Хиросиму в мёртвый
город.
Задания:
1.Выпишите глаголы вместе с существительными. К глаголам ставьте
вопросы.
2.Подчеркните в именах собственных первую букву.
3.Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща.
4.Выпишите слова с парными согласными. Напишите к ним проверочные.
Орёл свил себе гн…здо на б…льшой дороге, вд…ли от моря, и вывел д…тей.
Один раз подле дер…ва работал народ, а орёл подл…тел к гн…зду с б…льшой рыбой в к…гтях. Люди ув…дали рыбу, окружили дерево, стали кр…чать и бр..сать в орла к…меньями. Орёл выр…нил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гн…зда, а орлята подняли свои головы и стали п…щать. Они пр…сили корм.
Орёл устал и не мог л…теть опять на море. Он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, л…скал их. Опр…влял им крылышки и как будто пр…сил их, чтобы подождали немного.
Задания:
1.Выпишите глаголы в прошедшем времени. Запишите к ним глаголы в неопределённой форме.
2.К глаголам свил, выронил, опустился, оправлял напишите глаголы, близкие по смыслу (синонимы). Укажите их время, лицо, спряжение.
3.К слову крыльями напишите однокоренные слова. Выделите корень.