Влияние упражнений скоростно-силового характера на физическую подготовленность детей
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА
МОДУЛЬНОГО ТИПА № 11
Влияние упражнений скоростно-силового характера на физическую подготовленность детей
( НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
ОПШМТ № 11 г. ПАВЛОДАРА МОЛОКОВОЙ И.О.)
Содержание
Введение
Глава I Теоретические предпосылки к написанию работы
1.1 Психофизиологическая характеристика детей среднего школьного возраста.
1.2. Роль адаптации в физической подготовке детей 11-14 лет.
1.3. Влияние упражнений скоростно-силового характера на сдачу
Президентских тестов.
Глава II Задачи, методы и организация исследования.
Глава III Обсуждение результатов исследования
Выводы
Приложение.
Литература
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский (12) писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность требуют значительного времени. На ближайшие годы первостепенным является совершенствование действующих форм школьной физической культуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания, учащихся с 1-го по 11 класс должен быть «гармонично развитый» человек. (1, 2, 3, 18, 21, 22 и др.)Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека. (3, 6, 16, 24,25 и др.). Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. (9,11, 13, 15, 16, 23 и др). Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям. (3, 4, 5, 14, 17 и др.).Наблюдая за формированием организма детей, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.Физическая культура в школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека. Свои социальные функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физического воспитания как важнейшего средства социального становления гражданина, целенаправленно педагогического процесса по приобщению школьников к ценностям общенародной физической культуры.Сочетая занятия физической культурой с общефизической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее сможет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. Тоже можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства.Гипотеза: Предположим что, при введении в уроки физической культуры специально подобранных упражнений скоростно- силового характера, можно успешно развивать физическую подготовленность детей.
Цели: 1.Улучшение физической подготовленности детей.2. Привлечение детей к занятиям физической культурой.
Задачи: 1. Подбор наиболее эффективных упражнений скоростно – силовой направленности для сохранения физической подготовленности детей полученной осенью2. Подбор наиболее эффективных упражнений скоростно – силовой направленности для дальнейшего увеличения двигательной подготовки детей3. Подготовка детей к успешной сдаче Президентских тестов
Предполагаемый результат: Использование в уроках физической культуры специально подобранных упражнений скоростно - силовой направленности, не только сохранят физическую подготовленность полученную осенью, но и значительно улучшат ее.
Глава 1 Теоретические предпосылки к написанию работы
1.1 Психофизиологическая характеристика детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст считают переходным. Он совпадает с полосой бурного роста организма. Для этого возраста характерны неравномерность созревания и развития.
У подростков заметно повышаются темп роста тела в длину (до 6 см в год), прибавка веса (3 -5 кг), окружность груди увеличивается примерно на 2 см в год. Возрастают силовые возможности в связи с увеличением массы тела (общая масса мышц увеличивается за этот год период с 23 до 33 % общего веса). Рост тела в длину, за этот период в среднем увеличивается со 140 до 162 см. таким образом, отмечается усиленный рост конечностей.
В то же время рост мышечных волокон не успевает следовать за быстрым ростом трубчатых конечностей в длину; мышцы вытягиваются лишь вследствие своей эластичности. Быстрый рост костей и не закончившийся еще процесс окостенения, как уже говорилось, предрасполагают к искривлениям позвоночника.
Жизненная емкость легких вследствие увеличения массы легких и объема грудной клетки в течение переходного возраста значительно возрастает (10,19,20). Одновременно увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физической нагрузке, укорачивается восстановительный период (7,8).
Обмен веществ все еще остается более интенсивным, чем у взрослых, однако становится менее интенсивным, чем в более поздних возрастах.
Поэтому правильно организованные занятия физическими упражнениями и спортом, при которых учитывается особенности возрастного развития, являются очень важным гигиеническим и воспитательным методом целесообразного направления энергии подростка (25).
Выполнение физических упражнений связано с непрерывными изменениями взаимодействия организма и среды. На основе аналитико – синтетической деятельности мозга создается сложная система управления движением, включающая постоянный анализ текущих афферентных раздражителей внешней и внутренней среды и адаптационных изменений в организме (3, 4 и др.).
В последние годы вопросом организации физического воспитания уделяется большое внимание. Наиболее интересны в этом направлении исследования М.М. Бояна, Б.А. Ашмарина, Б.В. Сермеева, проф. Ю.Г. Травина и др. Однако все работы рассматривают совершенствование организации физического воспитания. Поэтому существует необходимость теоретических и практических разработок внедрения современных методов педагогического контроля за физической подготовленностью школьников с использованием Президентских тестов. Данные обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления настоящей работы. Теоретической и методической основой работы стали современные концепции организации педагогического контроля Внедрение в практику разработанных в работе положений позволяет повысить действенность педагогического контроля за физической подготовленностью школьников.
1.2. Роль адаптации в физической подготовке детей 11-14 лет
Одной из самых фундаментальных закономерностей природы является способность живых существ приспосабливаться к различным условиям существования, к различным раздражителям. «Приспособление – это самый универсальный, самый важный закон жизни» (1,2).
Принципы адаптации проявлялись в процессе естественного отбора в каждой черте строения, функции и деятельности живых существ.
И.М.Сеченов считал, что эволюция животных есть эволюция приспособительная.
К.М.Завадский адаптацию рассматривает как одну из форм организации живого. Биологические индивидуумы, обладающие оптимальными приспособительными механизмами по структуре и функциям к условиям среды, оказываются жизнестойкими и перспективными в развитии, это касается как организма в целом, так и его отдельных органов, систем, функций и клеток.
Мышечная работа как особая форма деятельности организма отражается на функциях различных систем и органов. И так же, как при других формах жизнедеятельности, при мышечных движениях ярко проявляется адаптация, особенно при регулярных занятиях физической подготовкой. При этом суть адаптации заключается не только в регуляции специфической мышечной работы, но и в возможности прогрессивного усложнения и увеличения нагрузки.
Организму свойственны два вида реакций адаптации на раздражители, и в частности на физическую подготовку. Первый – срочно возникающие реакции: интенсификация систем кровообращения, дыхания, обмена веществ и как следствие – увеличение теплопродукции. Второй – морфо – функциональные реакции. Они заключаются в упреждающем развитии организма, то есть в отражении определенных условий воздействия внешней среды в материальных объектов принимать определенные воздействия внешней среды, «перерабатывать», сохранять и использовать их в последующих взаимодействиях с окружающей действительностью (11).
П.К.Анохин указывал, что «опережающее отражение действительности есть основная форма приспособления живой материи к пространственно – временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются основными временными параметрами». И далее: «принцип опережающего отражения внешнего мира является неотъемлемой стороной жизни, ее приспособления к окружающим условиям» (2).
На принципах адаптации и опережающего отражения развития организма строится любая спортивная деятельность.
В результате правильно построенного урока учащиеся совершенствуют свои двигательные навыки и качества, становясь более сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими.
Работами Н.Н.Яковлева (28) показано, что под влиянием спортивных упражнений возрастает активность ферментных систем, катализирующих противоположно направленные метаболические реакции. В тренированном организме увеличиваются возможности осуществления как анаболических, так и катаболических реакций.
П.П.Денисенко (10) считает, что роль биохимических систем в различные периоды адаптации неравнозначна. Но во всех случаях, полагает П.П.Денисенко, ведущая роль принадлежит холинреактивным системам, обеспечивающим регуляцию функций внутренних органов мозга, опорно-двигательного аппарата и регуляцию иммунологической защиты, тромбоцитоза, энергообмена.
На приспособительных реакциях основано развитие организма. Физическая нагрузка вызывает ряд сдвигов в различных органах и системах, организм стремится к уравновешиванию своих переменных, адаптируясь к интенсивной мышечной работе, вначале за счет срочных функциональных, а затем долговременных морфо – функциональных изменений. Именно адаптация организма играет ведущую роль в возможности увеличения физической нагрузки в физкультурных занятиях с детьми 11-14 лет.
1.3. Влияние упражнений скоростно-силового характера на сдачу
Президентских тестов
Исследования ученых показывают, что современный уклад жизни в семье и организация учебного процесса в школе не обеспечивают биологическую потребность детского организма в движении. Дефицит двигательной активности ребенка приводит к снижению уровня физической подготовленности (1,8).
Анализ двигательной подготовленности учеников 5-7 классов нашей и других школ выявил, что более чем 50% из них она на низком уровне, т.е. эти дети не справляются с нормативами учебной программы по физической культуре. Эти дети в большей степени подвержены различным заболеваниям, быстрее утомляются. К тому же, педагогические наблюдения, проведенные на уроках физической культуры, показали, что ученики с низким уровнем физической подготовленности осваивают разделы учебной программы медленнее по сравнению со сверстниками, обладающими средним и высоким уровнем физической подготовленности. Особую сложность для них представляют силовые и скоростно-силовые упражнения. (9,10).
В связи со всем, что было изложено выше, мною было решено ввести в занятия упражнения скоростно-силового характера. Последнее обстоятельство очень важно, так как общее воздействие, дающее ощутимые результаты в младших классах готовит необходимую базу для выполнения Президентских тестов. К тому же если мы обратим внимание на таблицу, где отмечены периоды наиболее благоприятные для развития физических качеств то увидим, что наиболее высокий темп прироста в быстроте движения и у девочек и у мальчиков приходится на 9-13 лет, а динамическая становая лучше развивается в 8-14 лет и т.д. Следовательно, зная эти периоды, мы можем наиболее успешно развивать нужные нам качества и тем самым готовить базу для выполнения в будущем президентских тестов и для развития гармонично развитой личности в целом.
Скоростная выносливость развивается выполнением циклических и ациклических нагрузок интенсивностью 60-70% от максимальной. Продолжительность разовой нагрузки колеблется в пределах от 20 до 45 сек., интервалы отдыха 1-1.5 мин. В уроке нагрузку можно повторить 2-3 раза. Подобный режим выполнения нагрузок способствует увеличению выносливости к выполнению скоростно-силовых нагрузок
( 10,11, 12).Сравнение средств и методов развития скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости к работе в скоростно-силовом режиме выявляет много общих положений, что и определяет комплексный характер воздействия упражнений, выполняемых в зонах большой и субмаксимальной мощности.
Глава II Задачи, методы и организация исследования
Всем известно, что в программах указаны учебные нормативы. Можно ли использовать их в качестве контрольных испытаний (тестов)? Можно ли судить о динамике двигательной подготовленности по выполнению ими учебных нормативов? «Не совсем», - отвечает М.А. Годик и другие (10), - потому, что в разных классах даются учебные нормативы по различным видам упражнений.Эти нормативы в большей степени характеризуют владение данным видом движений и в меньшей отражают общий уровень физической подготовленности. В меньшей степени, т.к. учебные нормативы не дифференцированы с учетом физического развития школьников. Между тем научные исследования показали, что двигательная подготовленность зависит от физического развития. Исследования Г.П. Сальниковой (25) показали, что детям с высоким и выше среднего уровнем физического развития чаще свойственны высокие показатели двигательной подготовленности. У школьников же с низким и ниже среднего уровнем развития чаще встречаются невысокие показатели двигательной подготовленности. А к школьникам с высоким и выше среднего уровнем физического развития надо предъявлять более высокие требования.По данным Г.П. Сальниковой (25) выявлена прямая зависимость двигательной подготовленности от степени полового созревания и перенесенных заболеваний. Становиться очевидным, на сколько неправильно предъявлять одинаковые требования разным учащимся. Двигательную деятельность школьников мы наблюдали в разных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, скорость. Испытания проводились на уроках физической культуры. Чтобы не нарушать привычный ход школьных уроков, не создавать новых условий. Учитывая важность сдачи Президентских тестов и желание сохранить и повысить уровень физической подготовленности, перед нами были поставлены цели: 1. Улучшение физической подготовленности детей.2. Привлечение детей к занятиям физической культурой.
В задачи настоящего исследования входило:
1. Подбор наиболее эффективных упражнений скоростно-силовой направленности для сохранения физической подготовленности детей полученной осенью и дальнейшее увеличение двигательной подготовки детей2. Индивидуальный подход в занятиях физкультурой
3. Подготовка детей к успешной сдаче Президентских тестов
Предполагаемый результат: Использование в уроках физической культуры специально подобранных упражнений скоростно-силовой направленности и работа по карточкам, разработанным с учетом уровня физической подготовленности учащихся. Не только сохранят физическую подготовленность, полученную осенью, но и значительно улучшат ее.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы:
Изучение и анализ литературных источников.
Педагогические наблюдения.
Тестирование учащихся, по школьной программе.
Определение тенденции развития исследуемых тестов и их прирост.
Статистическая обработка полученных результатов.
Выводы
Анализ литературных источников позволил глубже вникнуть в состояние вопроса и помог наметить характер и направление выбранной методики.
Педагогические наблюдения показали, что как правило, дети улучшают физическую подготовку во время занятий легкой атлетикой, но за зимний период они ее не улучшают, а некоторые дети, имеющие низкий уровень физической подготовки, даже теряют ее. И весной приходится вновь восстанавливать утраченное.
Определение тенденции развития исследуемых тестов и их прирост, позволил определить эффективность специально подобранных упражнений скоростно-силового характера.
Все результаты обработаны методом математической статистики.
Организация и проведение уроков по данной методике.
Апробация методики проводилась в течение 2 лет,
в ОПШМТ № 11.
В эксперименте принимали участие дети 5-6 классов. В конце каждого цикла (четверти), учащиеся сдавали тесты.
Теперь остановимся на методических особенностях проведения уроков с преимущественным использованием скоростно-силовых упражнений.
Структура урока обычная. В вводную часть урока наряду с ходьбой, бегом и прыжками включают упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах, а так же комплекс для развития физических качеств содержащий в себе специально подобранные упражнения скоростно-силовой направленности. Остальное время урока отводится на разучивание нового материала, усвоение уже изученного и на игру.
Все упражнения, которые выполняли дети, отражены в приложении. Упражнения подобраны таким образом, чтобы каждый ребенок мог выбрать комплекс соответственно своей физической подготовленности (низкий, средний и высокий уровни). В начале учебного года все учащиеся занимаются по карточкам с заданиями для низкого уровня физической подготовленности. После сдачи осенних нормативов можно разделить учащихся на группы, в соответствии с уровнем подготовленности. В течение года, или четверти, учащиеся могут переходить из одной группы в другую.
Для выполнения упражнений мною были применены следующие методы организации урока: поточный, групповой, метод круговой тренировки, а также соревновательный.
Метод круговой тренировки.
Этот метод позволяет каждому ребенку выполнять упражнения в приемлемом для конкретного ребенка темпе, следовательно, нагрузка также варьируется по физической подготовленности каждого ребенка.
Групповой метод. Этот метод выполнения упражнений хорош тем, что все дети делятся на группы по своему физическому развитию (низкий, средний, высокий), и занимаются самостоятельно по карточкам с заданиями, соответствующими каждой группе детей.
Соревновательный метод:
Для более полного изучения влияния упражнений скоростно-силовой направленности на учащихся тестирование классов проводилось 1 раз в месяц. Лучшие результаты тестирования проведенного до и после использования специально подобранных упражнений отображались на стенде. Ежемесячно отмечались дети, показавшие лучший результат, что повышало интерес и спортивный азарт не только у отдельных учащихся, но и у целых классов. Можно с уверенностью сказать, что использование данных упражнений привело не только к улучшению результатов в тестировании, но и к увеличению плотности самого занятия.
Применяемые тесты.
1. Прыжок в длину с места.
Требования к тесту: Нескользкая поверхность с чертой. Верная лента прикрепляется к полу непосредственно вдоль границы нескользящей поверхности, так чтобы результат прыжка легко измерить. Не разрешается терять контакт с опорой при предварительных действиях.
Необходимое оборудование: Большой Т-образный угольник. Протокол текста.
Описание теста: Испытуемый становится носками к черте, готовится к прыжку. Сначала он делает мах руками назад, затем резко выносит их вперед, и толкаясь двумя ногами, прыгает как можно дальше.
Результат. Берется длина лучшего прыжка из двух попыток, в см. Длина измеряется от черты до точки самого дальнего касания ноги прыгуна с полом. Если испытуемый качнулся назад и коснулся пола какой-нибудь другой частью тела, попытка не засчитывается.
2. Челночный бег 3х10 м
Требования к тесту: Исследование проводится на ровной прямой дорожке длиной 10 м, ограниченной двумя параллельными чертами; за каждой чертой - лежит два кубика.
Необходимое оборудование: Секундомер, 2 кубика, протокол теста.
Описание теста: По команде «На старт!». Испытуемый становится в положение высокого старта, за стартовый чертой. Когда он приготовится, следует команда «Марш!» испытуемый пробегает 10 м до другой черты, берет кубик, лежащий за чертой, возвращается назад, кладет кубик за черту, берет другой кубик, бежит третий раз 10 м и финиширует.
Результат: Окончившим дистанцию является учащейся пересекший всем телом без посторонней помощи плоскость финиша. Только при пересечении линии финиша фиксируется время.
3. Поднимание туловища за 1 мин.
Требования к тесту: Гимнастический мат укладывается таким образом, чтобы учащийся мог держаться ногами за нижнюю перекладину гимнастической стенки.
Необходимое оборудование: Секундомер, гимнастический мат, протокол теста.
Описание теста: Учащийся ложится на гимнастический мат, ногами держась за нижнюю перекладину гимнастической стенки, ноги должны быть, выпрямлены, руки скрестно на груди. По сигналу «Марш!», испытуемый выполняет поднимание туловища в течение 1 минуты. В случае, если испытуемый поднимает локти, или кисти, данное движение не зачитывается.
Результат Фиксируется количество правильно выполненных упражнений.
4. Подтягивание в висе (мальчики)
Требования к тесту: Перекладина диаметром 2-5 см, должна быть установлена достаточно высоко, чтобы самый высокий из испытуемых мог выполнить его.
Необходимое оборудование: Перекладина, протоколы теста.
Описание теста: По команде «Внимание!» испытуемый занимает исходное положение - вис на высокой перекладине. По команде «Марш!» учащийся начинает выполнять упражнение. Из положения виса (хват сверху) руки на ширине плеч, ноги не касаются пола. Испытуемый, сгибая руки, подтягивается до положения, когда его подбородок находиться над уровнем перекладины. Затем в исходное положение. Следить, чтобы испытуемый не раскачивался.
Результат: Фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний.
5. Подтягивание в висе лежа (девочки)
Необходимое оборудование: Перекладина .
Описание теста: Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивания до положения, когда подбородок находится над уровнем перекладины. Выполняется упражнение из виса лежа.
Результат: Фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний.
Глава III Обсуждение результатов исследования
Для эксперимента было решено ввести в занятия физической культурой специально подобранные упражнения скоростно-силового характера, направленные на повышение уровня физической подготовленности, для успешной сдачи, в дальнейшем, Президентских тестов. Учащиеся класса делились на группы в соответствии со своим уровнем физической подготовленности и занимались самостоятельно, по предложенным карточкам. Для того чтобы было легче проследить за достоверностью результатов, средний показатель и прирост в тестах у девочек и мальчиков вынесен в таблицу и представлен в диаграммах.
Из таблиц № 1и 2 видно прирост по всем показателям физической подготовленности у девочек и мальчиков. Спад в показателях физической подготовленности наблюдается в 4 цикле (четверти), так как в этот период, как правило, дети наиболее часто болеют простудными заболеваниями
Педагогическим экспериментом выяснено, что в данный возрастной период, когда наблюдается естественное увеличение массы тела и длина конечностей, особенно наблюдающийся у девочек, наибольший эффект физической подготовки достигается за счет воздействия на способность, имеющую сенситивный период.
На рисунках 1-8, представлены диаграммы изменения уровня физической подготовленности у девочек и мальчиков 5-7 классов по циклам (четвертям) обучения, в период с 2008 по 2011 учебный годы. Диаграммы показывают средние показатели и прирост по каждому виду тестирования. Дан анализ причин изменений в приростах физической подготовленности учащихся по отдельным видам испытаний.
Таблица № 3 позволяет проследить прирост в тестах на начало и конец года, в период с 2008 по 2011 г.г. во всех тестах наблюдается положительная корреляция.
Выводы:
1. Можно с уверенностью сказать, что использование специальных упражнений привело не только к повышению уровня физической подготовленности, но и к увеличению плотности самого занятия, и к успешной сдаче Президентских тестов.
2. Были подобраны упражнения способные не только сохранить физическую подготовленность, полученную осенью, но и увеличить уровень двигательной подготовки детей во всех классах..
3. Благодаря данной методике у учащихся повышается интерес к самостоятельным занятиям по карточкам и осуществляется дифференцированный подход к каждому учащемуся.
4. Данная система позволила проанализировать и установить периоды спадов и подъемов в физической подготовленности детей в течение учебного года и скорректировать учебный процесс.
5. Данная работа позволила составить оптимальную, для данного возраста, систему развития скоростно – силовых качеств. Подобранные упражнения полностью подтвердили гипотезу о повышении физической подготовленности с помощью специально подобранных упражнений.
Рекомендации.
Предлагаем практические рекомендации по применению методики «скоростно-силовых качеств» для учащихся, при дальнейшем ее использования на уроках физической культуры, с целью совершенствования системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в школе Практические рекомендации1. С целью выявления уровня развития скоростно-силовых качеств занимающихся следует проводить комплексное тестирование уровня их развития в начале учебного года, в соответствие со школьной программой . 2. Для организации стимулируемого развития скоростно-силовых качеств детей в возрасте 11-14 лет целесообразно использовать тренировочную программу, включающую в себя модули учебно-тренировочных средств, составленные из скоростно-силовых упражнений с преобладающими скоростными проявлениями. Это достигается использованием скоростных двигательных действий с небольшими отягощениями (для высокого уровня физического развития)
3. Тренировочные воздействия целесообразно организовывать в виде выполнения скоростно-силовых упражнений во вводной части занятий сериями по методу круговой тренировки по 3-4серии длительностью не более 30 секунд с интервалом отдыха в 1 минуту между упражнениями, а так же с помощью разноуровневых карточек.
Приложения
Модули учебно – тренировочных средств.
Карточки с заданиями для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.
Комплексы упражнений для раздела учебной программы легкая атлетика и примерные планы – конспекты по данному разделу программы.
Комплекс упражнений № 1(низкий уровень)
1. И.п. Стойка ноги врозь, руки произвольно.
Задание. Темповые подскоки, сгибая ноги в коленях во время подскоков - 40х3
2. И.п. Стоя у скамейки правую на скамейку
Задание. Темповые подскоки, отталкиваясь от скамейки со сменой ног в безопорном положении – 40х3
3. И.п. Полуприсед, руки произвольно.
Задание. Прыжки из полуприседа в полуприсед – 20х3
4. И.п. Стоя к скамейке боком правая (левая) на скамейке
Задание. Продвижение вперед с наступанием на скамейку, выталкиванием вверх и полным выпрямлением толчковой ноги. при повторении менять ногу – 6 дор
5. И.п. Стоя к скамейке боком.
Задание. Прыжки через скамейку продвигаясь вперед – 6 дор.
6. Ип. Присед, руки в стороны
Задание. Прыжки толчком ног с продвижением по кругу - 60х3
_____________________________________________________
Комплекс упражнений № 1 (средний уровень, с отягощением)1. И.п. Стойка ноги врозь, руки произвольно.
Задание. Темповые подскоки, сгибая ноги в коленях во время подскоков 20х3
2. И.п. Стоя у скамейки правую на скамейку
Задание. Темповые подскоки, отталкиваясь от скамейки со сменой ног в безопорном положении – 10х3
3. И.п. Полуприсед, руки произвольно.
Задание. Прыжки из полуприседа в полуприсед – 10х3
4. И.п. Стоя к скамейке боком правая (левая) на скамейке
Задание. Продвижение вперед с наступанием на скамейку, выталкиванием вверх и полным выпрямлением толчковой ноги. при повторении менять ногу – 4- 6 раз
5. И.п. Стоя к скамейке боком.
Задание. Прыжки через скамейку продвигаясь вперед – 4-6 раз.
6. Ип. Присед, руки в стороны
Задание. Прыжки толчком ног с продвижением по кругу - 30х3
_____________________________________________
Комплекс упражнений № 1 (высокий уровень, с отягощением, для занимающихся в спортивной школе)
Задание. Темповые подскоки, сгибая ноги в коленях во время подскоков 20х6
2. И.п. Стоя у скамейки правую на скамейку
Задание. Темповые подскоки, отталкиваясь от скамейки со сменой ног в безопорном положении – 20х3
3. И.п. Полуприсед, руки произвольно.
Задание. Прыжки из полуприседа в полуприсед – 20х3
4. И.п. Стоя к скамейке боком правая (левая) на скамейке
Задание. Продвижение вперед с наступанием на скамейку, выталкиванием вверх и полным выпрямлением толчковой ноги. при повторении менять ногу – 6 - 8 раз
5. И.п. Стоя к скамейке боком.
Задание. Прыжки через скамейку продвигаясь вперед – 6 - 8 раз.
6. Ип. Присед, руки в стороны
Задание. Прыжки толчком ног с продвижением по кругу - 40х3
План – конспект № 1 ( )
Урока по физической культуре в 6 классе
Тип урока – Разучивание
Вид урока – Легкая атлетика
Задачи урока: 1. Разучивание техники стартового разгона, технике бега 30 м.
2. Развитие ловкости, быстроты.
3.Развитие сознательного отношения к урокам физкультуры.
Инвентарь и оборудование: футбольный мяч.
Место проведения – спортивная площадка.
Дата проведения:
№
Содержание учебного материала
Дозировка
Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть.
12 – 15 ґ
1
Построение, приветствие, сообщение задач урока
1 мин
О.в. на осанку
2
Повороты на месте
О.в. на правильность выполнения
3
Ходьба:- на носках
- на пятках
- на внешней (внутренней) стороне стопы
Упражнения выполнять в колонне по одному
4
Равномерный бег
Бег выполнять в ровном темпе
5
Общеразвивающие упражнения
1) наклоны, повороты головы;
2) махи и рывки руками;
3) наклоны и повороты туловища;
4) махи согнутыми и прямыми ногами вперед-назад;
5) выпады согнутых ног вперед,
6) прыжки на левой, правой ногах
7) приседания
6-8 раз
10 раз
О.в. на правильную осанку, при выполнении упражнений, на дыхание.
6
Специальные упражнения на развитие
скоростно – силовых качеств
3-5 мин
По карточкам. В начале учебного года все учащиеся занимаются по карточкам с заданиями для низкого уровня физической подготовленности
II Основная часть
30 - 35 мин
1
1. Бег:
- с высоким подниманием бедра
- с захлестом голени
- с подскоками
- с прыжками
2 дор.
2 дор.
2 дор.
2 дор.
О.в. на работу рук
На вынос бедра вперед
Подскоки выполнять вверх-вперед с активным взмахом рук
После небольшого разбега выполнить 4-5 широких прыжков с ноги на ногу, о.в. на вынос бедра вперед- вверх.
2
2.Высокий старт, стартовый разгон, бег до 20 м.
5-7 мин.
1)Объяснение
2)Показ учителем и сильнейшими учениками
3)Выполнение учениками по команде
Ученик вытраиваются в одну шеренгу на боковой линии площадки.
По команде «На старт !» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь в грунт носком. По команде «Внимание!» ученик
· наклоняется вперед, так чтобы плечи не выходили далеко вперед за опорную ногу, что может привести к потере равновесия.
По команде «Марш!» первые шаги должны быть быстрыми, мощными, пружинистыми. Каждый очередной шаг больше предыдущего.
При стартовом разгоне бегун находится в согнутом положении, с каждым новым шагом скорость бега увеличивается и уменьшается наклон туловища. О.В. на активную работу руками, согнутыми в локтях.
3
3.Подвижная игра «День и ночь»
2-3 раза
См. Карточку.
4
4.Учебная игра в футбол
10-15 мин.
Класс разделить на команды.
Девочки и мальчики играют раздельно.
III Заключительная часть
3-5 мин.
1
Д/з
1 мин
См. приложение
2
Подведение итогов занятия
1 мин.
Отметить наиболее старательных учеников
3
Организованный выход в раздевалку
2-3 мин
План – конспект № 2 ( )
Урока по физической культуре в 6 классе
Тип урока – Обучающий
Вид урока – Легкая атлетика
Задачи урока: 1. Обучение техники бега по дистанции, финиширование, технике бега 60 м.
2. Развитие ловкости, скоростно – силовых качеств.
3.Развитие сознательного отношения к урокам физкультуры, самостоятельности, активности
Инвентарь и оборудование: футбольный мяч.
Место проведения – спортивная площадка.
Дата проведения:
№
Содержание учебного материала
Дозировка
Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть.
12 – 15 ґ
1
Построение, приветствие, сообщение задач урока
1 мин
О.в. на осанку
2
Повороты на месте
О.в. на правильность выполнения
3
Ходьба:- на носках
- на пятках
- на внешней (внутренней) стороне стопы
Упражнения выполнять в колонне по одному
4
Равномерный бег
Бег выполнять в ровном темпе
5
Общеразвивающие упражнения
1) наклоны, повороты головы;
2) махи и рывки руками;
3) наклоны и повороты туловища;
4) махи согнутыми и прямыми ногами вперед-назад;
5) выпады согнутых ног вперед,
6) прыжки на левой, правой ногах
7) приседания
6-8 раз
10 раз
О.в. на правильную осанку, при выполнении упражнений, на дыхание.
6
Специальные упражнения на развитие
скоростно – силовых качеств
3-5 мин
Учащиеся делятся на подгруппы, занимающиеся в спортивных школах берут карточки для среднего уровня физической подготовленности, ориентируясь на состояние здоровья. Все остальные учащиеся продолжают заниматься по карточкам для низкого уровня физической подготовленности.
II Основная часть
30 - 35 мин
1
Равномерный бег до 500 м
2 мин.
О.в. на дыхание
2
Бег:
- с высоким подниманием бедра
- с захлестыванием голени
- с прыжками
- ускорения с высокого старта по команде учителя (высокий старт), стартовый разгон 5-6 м
2 дор.
2 дор.
2 дор.
2 дор.
О.в. на работу рук
На вынос бедра вперед
Подскоки выполнять вверх-вперед с активным взмахом рук
После небольшого разбега выполнить 4-5 широких прыжков с ноги на ногу, о.в. на вынос бедра вперед- вверх.
3
Бег по дистанции, финиширование
4 раза.
Рекомендации: финиширование с увеличением темпа шагов и, только пробежав через черту, расположенную в 5-7 м после финиша, можно замедлять бег.
4
Бег 60 м
По 2 раза
Ученики выстраиваются по два перед линией старта. По сигналу учителя дети бегут дистанцию 60 м на время.
5
Учебная игра в футбол
10-15 мин.
Класс разделить на команды.
Девочки и мальчики играют раздельно.
III Заключительная часть
3-5 мин.
1
Д/з
1 мин
См. приложение
2
Подведение итогов занятия
1 мин.
Отметить наиболее старательных учеников
3
Организованный выход в раздевалку
2-3 мин
ПЛАН – КОНСПЕКТ № 1 ( 4 четверть )
проведения урока физической культуры в 6 классах.
Тип урока - ознакомление
Вид урока – Легкая атлетика
Задачи урока: 1. ТБ на уроках Л/а; Ознакомление с техникой прыжка в высоту способом «перешагивание»
2. Развитие ловкости, быстроты, силы.
3.Развитие сознательного отношения к урокам физкультуры.
Инвентарь и оборудование: баскетбольный мяч, стойки для прыжков в высоту, г/маты.
Место проведения – спортивный зал.
Дата проведения:
№
Содержание учебного материала
Дозировка
Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть.
10 – 12 ґ
1
Построение, приветствие, сообщение задач урока
1 мин
О.в. на осанку
2
ТБ на уроках по Л/а
2-3 мин
См. инструкцию
3
Ходьба с различным положением рук
1 мин
«Руки к плечам – ставь!», «Руки вверх – ставь!», «Руки перед собой – ставь!», «Руки за спину – ставь!»
4
Равномерный бег 200 м
2-3 мин
О.в. на дыхание, на постановку стопы, на дыхание
5
Ходьба с восстановлением дыхания
1 мин
О.в. на правильность дыхания
6
Перестроение из колонны, в колонну
по - четыре
1 мин
«На лево по – четыре - Марш»
7
ОРУ в ходьбе:
1) наклоны, повороты головы;
2) махи и рывки руками;
3) наклоны и повороты туловища;
4) махи согнутыми и прямыми ногами вперед-назад;
5) выпады согнутых ног вперед,
6) прыжки на левой, правой ногах
7) ходьба в приседе
2-3 мин
О.в. на правильную осанку, при выполнении упражнений в движении, на дыхание.
8
Специальные упражнения на развитие
скоростно – силовых качеств
5 мин
По карточкам
II Основная часть
30 мин
1
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
1) рассказ
2) показ
3) перешагивание планки, стоя на месте боком
4) определение толчковой ноги
5) прыжок с 3-4 шагов разбега
15-20 мин
О.в. на движение во время разбега. 1-й шаг – короткий,
2-й шаг длинный и 3-й шаг – стопорящий. При отталкивании выполнить мах ногой и перенести таз через планку. О.в. на приземление после прыжка.
2
Учебная игра в баскетбол
10-15 мин
Разделить класс на команды. Каждая команда играет по 5 мин.
III Заключительная часть
3-5 мин
1
Д/з
1 мин
См. приложение
2
Подведение итогов занятия
1 мин.
Отметить наиболее старательных учеников
3
Организованный выход в раздевалку
2-3 мин
ПЛАН – КОНСПЕКТ № 2 ( 4 четверть )
проведения урока физической культуры в 6 классах.
Тип урока - разучивание
Вид урока – Легкая атлетика
Задачи урока: 1. Разучивание прыжка в высоту способом «перешагивание».
2. Развитие ловкости, быстроты.
3.Развитие сознательного отношения к урокам физкультуры.
Инвентарь и оборудование: баскетбольный мяч, стойки для прыжков в высоту, г/маты.
Место проведения – спортивный зал.
Дата проведения:
№
Содержание учебного материала
Дозировка
Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть.
10 – 12 ґ
1
Построение, приветствие, сообщение задач урока
1 мин
О.в. на осанку
2
ТБ на уроках по Л/а
2-3 мин
См. инструкцию
3
Ходьба с различным положением рук
1 мин
«Руки к плечам – ставь!», «Руки вверх – ставь!», «Руки перед собой – ставь!», «Руки за спину – ставь!»
4
Равномерный бег 200 м
2-3 мин
О.в. на дыхание, на постановку стопы, на дыхание
5
Ходьба с восстановлением дыхания
1 мин
О.в. на правильность дыхания
6
Перестроение из колонны, в колонну
по - четыре
1 мин
«На лево по – четыре - Марш»
7
ОРУ на месте
1) наклоны, повороты головы;
2) махи и рывки руками;
3) наклоны и повороты туловища;
4) махи согнутыми и прямыми ногами вперед-назад;
5) выпады согнутых ног вперед,
6) прыжки на левой, правой ногах
7) приседания
6-8 раз
10 раз
О.в. на правильную осанку, при выполнении упражнений, на дыхание.
8
Специальные упражнения на развитие
скоростно – силовых качеств
5 мин
По круговой системе
1 ст. Отжимания
2 ст. Прыжки с подтягиванием согнутых ног к груди
3 ст. Прыжки со сменой ног у
г/ скамейки
4 ст. Отжимание способом «кузнечик»
5 ст. Прыжки через г/ скамейку на двух
6 ст. Поднимание туловища, лежа на спине
7 ст. Прыжки через скамейку опираясь одной ногой
II Основная часть
30 мин
1
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
1) высота планки 50-60 см
2) Подбор разбега
3) с постепенным увеличением высоты
15-20 мин
О.в. на движение во время разбега. 1-й шаг – короткий,
2-й шаг длинный и 3-й шаг – стопорящий. При отталкивании выполнить мах ногой и перенести таз через планку. О.в. на приземление после прыжка.
2
Учебная игра в баскетбол
10-15 мин
Разделить класс на команды. Каждая команда играет по 5 мин.
III Заключительная часть
3-5 мин
1
Д/з
1 мин
См. приложение
2
Подведение итогов занятия
1 мин.
Отметить наиболее старательных учеников
3
Организованный выход в раздевалку
2-3 мин
Комплексы упражнений для раздела учебной программы баскетболу и примерные планы – конспекты по данному разделу программы.
Комплекс упражнений № 2 (низкий уровень)
1.В висе на гимнастической стенке.
Поднимание согнутых (прямых) ног до угла – 10х2
2.Стоя у гимнастической скамейки.
Прыжки со сменой ног («Разножка») – 20х2
3.Подтягивания из виса лежа. – 10х2
4.Прыжки с подтягиванием коленей к груди. 20х2
5.Поднимание туловища, из положения,
лежа на животе. – 10х3
6.Запрыгивание на скамейку двумя ногами 20х2
Комплекс упражнений № 2 (средний уровень) 1.В висе на гимнастической стенке. Поднимание согнутых (прямых) ног до угла – 10х32.Стоя у гимнастической скамейки. Прыжки со сменой ног («Разножка») – 20х33.Подтягивания из виса лежа. – 10х34.Прыжки с подтягиванием коленей к груди. 20х35.Поднимание туловища, из положения, лежа на животе. – 15х36.Запрыгивание на скамейку двумя ногами 20х3
Комплекс упражнений № 2 (высокий уровень , для занимающихся в спортивной школе) выполняется с отягощением. 1.В висе на гимнастической стенке. Поднимание согнутых (прямых) ног до угла – 10х22.Стоя у гимнастической скамейки. Прыжки со сменой ног («Разножка») – 20х23.Подтягивания из виса лежа. – 10х24.Прыжки с подтягиванием коленей к груди. 20х25.Поднимание туловища, из положения, лежа на животе. – 10х36.Запрыгивание на скамейку двумя ногами 20х3
План - конспект урока № 1 ( )
По физической культуре в 6 классах
ТИП УРОКА - Разучивание
ВИД УРОКА – Спортивные игры - баскетбол
ЗАДАЧИ УРОКА 1. Установочный урок по баскетболу. ТБ на уроках спортивных игр. Разучивание техники перемещений; остановке прыжком.
2. Развитие координации, ловкости и быстроты
3. Воспитание трудолюбия, активности, коллективизма
ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ : Баскетбольные мячи
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – Спортивный зал
№
Содержание учебного материала
дозировка
Организационно-методические указания
ВВОДНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 1-2 минуты.
1.
Построение. Сообщение задач урока.
Рапорт дежурного.
1 мин
Обратить внимание на внешний вид учащихся.
2.
Переход в каб.15
1 мин.
Всем классом организованный переход для просмотра установочного урока
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
35-40 мин
4.
Установочный урок
25-30 мин.
Просмотр установочного урока на интерактивной доске.
5.
ТБ на уроках спортивных игр
5-8 мин
См. инструкцию
6.
Переход в спортивный зал
1 мин
организованный переход в спорт. зал
7.
Построение, выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!»
30 сек
О.в. на осанку
8
Ходьба. Разновидности ходьбы:
- на носках, руки на поясе
- на пятках, руки за головой
1 мин.
Спина прямая, голову поднять.
Дыхание произвольное, темп
средний.
9
Равномерный бег
- по сигналу учителя выполнить остановку
- по сигналу выполнить упор присев
3-5 мин.
Класс выполняет бег по кругу
10
Перемещения приставными шагами:
- левым боком;
- правым боком;
- два шага правым боком, поворот, два шага левым боком;
-спиной вперед;
- спиной вперед; два шага влево, два шага вправо
3-5 мин
Упражнения выполняют в колонне по четыре, поочередно. Повторить стойку баскетболиста: постановка стоп на ширине плеч, колени согнуты, плечи слегка наклонены вперед, руки согнуты, кисти расставлены и направлены вперед – в стороны.
О.в.: 1) на работу стоп (передвижение происходит на передней части стопы); 2) сохранение дистанции между стопами; 3) плавное передвижение в стороны, без прыжков
11
Ходьба с восстановлением дыхания
Комплекс ОРУ.
1. И.п.- О.с.
1- руки на пояс
2- руки к плечам
3- на пояс
4- И.п.
2. И.п. – стойка ноги врозь. Руки на поясе
1-2 - наклон головы вправо
3-4- тоже влево
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам.
1-4 – круговые вращения рук вперед
5-8 – тоже, но назад
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью.
1-2 – отведение согнутых рук назад
3-4 – отведение прямых рук назад.
5. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову в замок.
1-2 – повороты туловища влево
3-4 – тоже вправо.
6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1-2 – наклон туловища влево
3-4 – тоже вправо
7. И.п.- О.с., руки к плечам
1 – руки в стороны
2 – наклон
3 – руки в стороны
4 – И.п.
8. И.п. О.с., руки за голову в замок
1-10 приседания
30 сек.
5 мин.
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
10 раз
Руки через стороны вверх – вдох, через стороны вниз – выдох.
Выполнить на месте, раздельным способом.
Упр. На координацию движений.
О.В на осанку.
О.В. на амплитуду движений.
О.В. на выполнение упражнения, руки должны быть на уровне плеч.
О.В. на осанку.
Глубже наклон, ноги не сгибать.
Глубже наклон, ноги не сгибать.
Спину держать прямо, не наклоняться вперед.
12
Работа в группах по карточкам
Комплекс упражнений № 2
3-5 мин
Учащиеся делятся на подгруппы по своим возможностям и по уровню физической подготовленности. В каждой группе учителем назначается капитан, который следит за выполнением упражнений всеми учащимися.
13
Игра в баскетбол
5 мин
По облегченным правилам
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2-3 мин.
1.
1.Построение в шеренгу. Подведение итогов урока, выход в раздевалку.
1-3 мин
Объявить оценки за урок.
План - конспект урока № 2 -3 ( )
По физической культуре в 6 классах
ТИП УРОКА - Обучающий
ВИД УРОКА – Спортивные игры – баскетбол
ЗАДАЧИ УРОКА 1. Обучение техники перемещений; остановке прыжком, ловля и передача мяча двумя руками от груди. Разучивание техники ведения мяча.
2. Развитие координации, ловкости и быстроты
3. Воспитание трудолюбия, активности, коллективизма
ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ : Баскетбольные мячи
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – Спортивный зал
№
Содержание учебного материала
дозировка
Организационно-методические указания
ВВОДНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 8 -10 минут.
1.
Построение. Сообщение задач урока.
Рапорт дежурного.
30 сек.
Обратить внимание на внешний вид учащихся.
2.
Повороты на месте.
30 сек.
«напра - во!»»нале - во!»»кругом!»
3
Ходьба. Разновидности ходьбы:
- на носках, руки на поясе
- на пятках, руки за головой
30 сек.
Спина прямая, голову поднять.
Дыхание произвольное, темп
средний.
4.
Бег, его разновидности:
- приставным шагом правым боком
- приставным шагом левым боком
- с изменением направления движения
- «змейкой»
- бег по всей площадке.
3 мин.
Обратить внимание на правильность выполнения заданий.
Выполнить по сигналу.
5.
Ходьба.
30 сек.
Восстановить дыхание ( руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох)
6.
Комплекс ОРУ.
1. И.п.- О.с.
1- руки на пояс
2- руки к плечам
3- на пояс
4- И.п.
2. И.п. – стойка ноги врозь. Руки на поясе
1-2 - наклон головы вправо
3-4- тоже влево
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам.
1-4 – круговые вращения рук вперед
5-8 – тоже, но назад
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью.
1-2 – отведение согнутых рук назад
3-4 – отведение прямых рук назад.
5. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову в замок.
1-2 – повороты туловища влево
3-4 – тоже вправо.
6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1-2 – наклон туловища влево
3-4 – тоже вправо
7. И.п.- О.с., руки к плечам
1 – руки в стороны
2 – наклон
3 – руки в стороны
4 – И.п.
8. И.п. О.с., руки за голову в замок
1-10 приседания
3 -5 мин.
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
10 раз
Выполнить на месте, раздельным способом.
Упр. На координацию движений.
О.В на осанку.
О.В. на амплитуду движений.
О.В. на выполнение упражнения, руки должны быть на уровне плеч.
О.В. на осанку.
Глубже наклон, ноги не сгибать.
Глубже наклон, ноги не сгибать.
Спину держать прямо, не наклоняться вперед.
7
Упражнения по ЗОЖ
2-3 мин
См. приложение
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
35 - 40 мин
1
Комплекс ОФП по карточкам
Комплекс упражнений № 2
3-5 мин
Учащиеся делятся на группы, по самочувствию, имеют возможность перейти в группу с низким уровнем физической подготовленности , со средним, или высоки уровнем.
2
Равномерный бег
- по сигналу учителя выполнить остановку
- по сигналу выполнить упор присев
3-5 мин.
Класс выполняет бег по кругу
3
Ускорения:
- и.п. низкий старт, высокий старт
- стоя левым (правым) боком
- упор присев, упор лежа
- спиной вперед
3-5 мин
Все ускорения выполняются в эстафетных заданиях. Класс разделен на 4 колонны.
4
Перемещения приставными шагами:
- левым боком;
- правым боком;
- два шага правым боком, поворот, два шага левым боком;
-спиной вперед;
- спиной вперед; два шага влево, два шага вправо
3-5 мин
Упражнения выполняют в колонне по четыре, поочередно. Повторить стойку баскетболиста: постановка стоп на ширине плеч, колени согнуты, плечи слегка наклонены вперед, руки согнуты, кисти расставлены и направлены вперед – в стороны.
О.в.: 1) на работу стоп (передвижение происходит на передней части стопы); 2) сохранение дистанции между стопами; 3) плавное передвижение в стороны, без прыжков
5
Передачи мяча на месте:
- двумя руками от груди;
- двумя руками с отскоком от пола
5 - 6 мин
Выполнять передачу поточным методом в колоннах, пока все ученики не выполнят передачу
Дистанция между передающими мяч учениками 3 м; при передаче с отскоком от пола 3,5-4 м. О.в. на работу рук при ловле и передаче мяча. Локти не не расставлять в стороны, руки выпрямлять в локтевых суставах
6
Разучивание техники ведения мяча в эстафетных заданиях.
- ведение мяча с броском в кольцо
- ведение мяча с изменением направления движения
- ведение мяча с изменением высоты отскока.
6 - 8 мин.
О.В. на правильность выполнения ведения мяча.
О,В, на то, чтобы дети выполняли обводку центрального круга с одной стороны.
О,В, на правильность выполнения упражнения.
7
Игра в баскетбол
5-10 мин
По облегченным правилам
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2-3 мин.
1.
1.Построение в шеренгу. Подведение итогов урока.
2. Организованный выход в раздевалку.
Объявить оценки за урок.
Комплексы упражнений для раздела учебной программы гимнастка и примерные планы – конспекты по данному разделу программы.
Комплекс упражнений № 3 (низкий уровень)
1.Поднимание туловища из положения, лежа на спине,
руки скрестно на груди. – 10х3
2.Прыжки через скакалку, на двух – 20х3
3.Отжимания в упоре лежа – 10х2
4.Прыжки из приседа в присед – 10х3
5.Лазание по гимнастической стенке – 2 дор.х3.
6.Прыжки через гимнастическую скамейку
На двух ногах . – 4 дорожки.
Комплекс упражнений № 3 (средний уровень) 1.Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки скрестно на груди. – 15х32.Прыжки через скакалку, на двух – 40х23.Отжимания в упоре лежа – 10х34.Прыжки из приседа в присед – 15х35.Лазание по гимнастической стенке – 4 дор.х3. 6.Прыжки через гимнастическую скамейкуНа двух ногах . – 6 дорожек
Комплекс упражнений № 3 (высокий уровень, для занимающихся в спортивной школе) 1.Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки скрестно на груди. – 20х32.Прыжки через скакалку, на двух – 40х33.Отжимания («кузнечиком») в упоре лежа – 10х34.Прыжки из приседа в присед – 20х35.Лазание по гимнастической стенке – 6 дор.х3. 6.Прыжки через гимнастическую скамейкуНа двух ногах . – 8 дорожек
Комплексы упражнений для раздела учебной программы волейбол и примерные планы – конспекты по данному разделу программы.
Комплекс упражнений № 4(низкий уровень)
1. Задание. Прыжки у волейбольной сетки с касанием ладоней партнера (сетка в нижнем положении) 15х3
2. И.п. Стоя у скамейки правую на скамейку
Задание. Темповые подскоки, отталкиваясь от скамейки со сменой ног в безопорном положении – 40х3
3. И.п. Полуприсед, руки произвольно.
Задание. Прыжки из полуприседа в полуприсед – 20х3
4. И.п. Стоя к скамейке боком правая (левая) на скамейке
Задание. Продвижение вперед с наступанием на скамейку, выталкиванием вверх и полным выпрямлением толчковой ноги. при повторении менять ногу – 6 дор
5. И.п. Стоя к скамейке боком.
Задание. Прыжки через скамейку продвигаясь вперед – 6 дор.
6. Ип. Высокий старт
Задание. Челночный бег - 10х3 3 раза
Комплекс упражнений № 4 (средний уровень, с отягощением)1. Задание. Прыжки у волейбольной сетки с касанием ладоней партнера (сетка в нижнем положении) 20х3
2. И.п. Стоя у скамейки правую на скамейку
Задание. Темповые подскоки, отталкиваясь от скамейки со сменой ног в безопорном положении – 10х3
3. И.п. Полуприсед, руки произвольно.
Задание. Прыжки из полуприседа в полуприсед – 10х3
4. И.п. Стоя к скамейке боком правая (левая) на скамейке
Задание. Продвижение вперед с наступанием на скамейку, выталкиванием вверх и полным выпрямлением толчковой ноги. при повторении менять ногу – 4- 6 раз
5. И.п. Стоя к скамейке боком.
Задание. Прыжки через скамейку продвигаясь вперед – 4-6 раз.
6. Ип. Высокий старт
Задание. Челночный бег - 10х3 6 раз
Комплекс упражнений № 4 (высокий уровень, с отягощением)
Задание. Прыжки у волейбольной сетки с касанием ладоней партнера (сетка в нижнем положении) 20х6
2. И.п. Стоя у скамейки правую на скамейку
Задание. Темповые подскоки, отталкиваясь от скамейки со сменой ног в безопорном положении – 20х3
3. И.п. Полуприсед, руки произвольно.
Задание. Прыжки из полуприседа в полуприсед – 20х3
4. И.п. Стоя к скамейке боком правая (левая) на скамейке
Задание. Продвижение вперед с наступанием на скамейку, выталкиванием вверх и полным выпрямлением толчковой ноги. при повторении менять ногу – 6 - 8 раз
5. И.п. Стоя к скамейке боком.
Задание. Прыжки через скамейку продвигаясь вперед – 6 - 8 раз.
6. Ип. Высокий старт
Задание. Челночный бег - 10х3 6 раз
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа физическая культура (5 – 11 кл) Республиканский издательский кабинет А – А 2003 г.
2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса – М., «Медицина», 1968 г.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт. 1998 г.4. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1989 г.5. Бальсевич В.К. «Здоровье в движении»: - М.: Советский спорт,1998 г.6. Бинчук Н.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1992 г.7. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. – М.: Просвещение, 1994 г., журналы «Легкая атлетика», 1995 – 2000 г.г.8. Гендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт,1990 г.9. Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей. – М.: «Тренер», 1998 г. - № 8.10. Граевская Н.Д. «Чувство скорости и скорость двигательной реакции. – М.: «Медицина», 1978 г. 11. Гуревич Н.М. Психогигиена спортивной деятельности. – Киев: Виша школа, 1998 г.
12. Денисенко П.П. Система адаптации человека и внешней среды – Л., 1975 г.13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт. 1989 г. 14. Зимкин Н.В. Двигательный навык. – В кн.: Физиология человека. 4-е издание. – М.: 1975 г. 15. Каменский Я.А. Великая дидактика. Соч. т 1. - М.: Учпедгиз, 1981 г.16. Коробов А.В. общие указания по обучению. В кн. «Школа легкой атлетики». – М., 1982 г. 17. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. – М.: Ф и С, 1951 г. 18. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника. – М.: Просвещение, 1977 г. 19. Кофман Л.Б., Панаева В.П., Разумовский Е.А. «Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся» /материалы к созданию автоматизированного банка данных и здоровые дети Москвы. – М., 1994г.20. Кукушкин Г.И. Принципы подхода к изучению личности школьника. – Физическая культура в школе, 1998, № 4. 21. Николаев А.Д. о культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности.: Теория и практика физкультуры 1997 г. № 6. 22. Обухова Н.Б., Обухов С.М. Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон» (21-23 сентября 2000г.) / Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. - С. 259 – 261 (авторских 2 стр.).23. Обухова Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9-10 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2002. №3. – С. 3824. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. – М.: Педагогика, 1993 г .25. Сальникова Г.П. физическое развитие школьников.: Просвещение, -М., 1998 г. 26. Серебровская М.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно - эмоциональные аспекты. - М.: Наука, 1997 г. 27. Тийк Х.В. Процесс учения у человека. – М., 1998 г. 28. Яковлев Н.Н. – в ж: Теория и практика ФК, № 10, 1976 г.
Автор: Молокова И.О. – учитель физической культуры
высшей категории ОПШМТ № 11 г. Павлодара
Рецензент: В.И. Лебедева – К.п.н., доцент Павлодарского
государственного педагогического института
Представленная работа посвящена упражнениям скоростно – силового характера. Данные упражнения способствуют развитию силымышц ног, верхних конечностей, спины, брюшного пресса, совершенствуют быстроту, ловкость, гибкость, силовую выносливость.
Автор представленной работы демонстрирует собственное видение проблемы в применении скоростно – силовых упражнений и их влияние на двигательную подготовленность детей. В работе имеются материалы исследовательского характера, рекомендации, карточки с заданиями для детей с разным уровнем физической подготовленности и примерные конспекты по разделам программы с использованием карточек.
Данная методическая разработка может быть рекомендована в помощь учителям физической культуры и в их практической деятельности.
Выводы и рекомендации
Выводы: 1. Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что многие исследователи наибольший темп прироста скоростно-силовых показателей отмечают в среднем школьном возрасте. Вместе с тем, в литературе отсутствуют данные о конкретных технологиях развития скоростно-силовых качеств этой группы школьников. Это дает основание для поиска средств, методов и форм организации педагогического процесса физического воспитания, адекватных возрастным особенностям восприятия учащихся среднего звена направленности и характера тренирующих воздействий на уроках физической культуры. 2. В возрасте 11-14 лет наблюдается половой диморфизм, это подтверждается тем, что уровень скоростно-силовых качеств мальчиков и девочек по всем зарегистрированным показателям статистически достоверно отличается.
3. Увеличение объема анаэробных нагрузок в 2-3 раза не привело к чрезмерному увеличению интенсивности работы сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений достигает 165-185 ударов в минуту лишь на несколько секунд по ходу модульного применения скоростно-силовых упражнений. 4. Увеличение длительности выполнения скоростно-силовых упражнений с 20 до 30 секунд приводит к статистически большему приросту скоростно-силовых качеств. 5. Применение методики «скоростно-силовых качеств», включающей в себя выполнение упражнений (бег прыжками, способствующий развитию мышц пояса нижних конечностей, различным прыжкам, развитию мышц верхних конечностей) по методу круговой тренировки в течение года, позволяет существенно (в 1,5-3 раза) повысить эффективность стимулируемого развития скоростно-силовых качеств. Методика предусматривает выполнение 3-4 серий упражнений по 30 секунд с интервалами отдыха в 1 минуту между упражнениями и сериями. Нагрузка индивидуализируется изменением темпа выполнения упражнений
7. Введение в занятия самостоятельную работу по разноуровневым карточкам, в течение всего года, позволяет учащимся выбрать для себя нагрузку и темп выполнения упражнений, способствует выявлению и максимальному развитию задатков и способностей учащихся.
8. Предлагаемая педагогическая технология существенно повышает интерес обучающихся к занятиям физическими упражнениями на уроке физической культуры. Их увлекает новизна формы занятия, «взрослость» и «серьезность» их сопричастности к решению задач урока. Необычность содержания урока, его информационная насыщенность способствуют высокому уровню активности обучающихся и их осознанности выполнения ими учебно-тренировочных заданий. 9. Разработанную методику развития скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста можно рекомендовать для широкого использования на уроках физической культуры и на секционных занятиях во внеурочное время с последующим закреплением средствами, предусмотренными школьной программой.
Рекомендации.Для начала приведем практические рекомендации по применению методики «скоростно-силовых качеств» для учащихся, при дальнейшем ее использования на уроках физической культуры, с целью совершенствования системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в школе Практические рекомендации1. С целью выявления уровня развития скоростно-силовых качеств занимающихся следует проводить комплексное тестирование уровня их развития в начале учебного года, в соответствие со школьной программой . 2. Для организации стимулируемого развития скоростно-силовых качеств детей в возрасте 11-14 лет целесообразно использовать тренировочную программу, включающую в себя модули учебно-тренировочных средств, составленные из скоростно-силовых упражнений с преобладающими скоростными проявлениями. Это достигается использованием скоростных двигательных действий с небольшими отягощениями (для высокого уровня физического развития)
3. Тренировочные воздействия целесообразно организовывать в виде выполнения скоростно-силовых упражнений во вводной части занятий сериями по методу круговой тренировки по 3-4серии длительностью не более 30 секунд с интервалом отдыха в 1 минуту между упражнениями, а так же с помощью разноуровневых карточек.
Общие рекомендацииПри занятиях физической культурой необходимо принимать во внимание особенности формирования костей скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если окостенение еще не закончилось, могут привести к появлению плоскостопия.Поэтому одна из важных задач физического воспитания – обеспечить правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.Рекомендуется оценить учащегося не с точки зрения его спортивных достижений в тесте, а с позиции оценки сохранности его функционального резерва. С тем, чтобы, оценив величину отставания конкретного двигательного качества и стоящей за ним функциональной системы, определить содержание и адекватную индивидуальную программу его коррекции средствами физической культуры.Исходя из этого, становиться очевидным неправомерный подход выставления учащемуся отметки по предмету «физическая культура» на основании его спортивных достижений.Неправомерность его в следующем: нельзя ставить оценку природе! Один учащийся от природы физически одарен, а другой – напротив, ослаблен. Этим создается негативное отношение к предмету. Поэтому были введены комплексы упражнений для низкого, среднего и высокого уровня физической подготовленности.Исходя из этого, критерием эффективности работы специалиста по физической культуре должны быть три основных личностных параметра каждого отдельного учащегося:· прирост результатов, характеризующих динамику развития его двигательных качеств в течение года;· гармоничность развития качеств;· полученные знания о здоровом образе жизни.Для положительного воздействия на организм школьников при занятиях физической культурой необходимо обеспечить следующие условия: · поддерживать чистоту и достаточную вентиляцию спортивного зала;· сохранять чистым спортивный инвентарь;
· поддерживать санитарно-гигиенические требования к местам занятий;· на уроках физкультуры дети должны быть в спортивной одежде и обуви.
15