Статья на тему НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УДК 373.3
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОСКОВА Н.В., БУТЕНОВА К.С., ПГПИ
В данной статье раскрыты основные подходы к выбору эффективных методов и приемов развития речи учащихся младших классов общеобразовательной школы на уроках русского языка и литературного чтения.
In given clause{article} the basic approaches to a choice of effective methods and receptions of development of speech of pupils in elementary grades of a comprehensive school at lessons of Russian and literary reading are opened.
«Ты говоришь не о том», «Я тебя спрашиваю не об этом», «Написано не на тему», «Тема раскрыта не полностью», «Ты не доказал свою мысль» - такие замечания часто слышат ученики, когда учитель характеризует их ответы, изложения, сочинения. И в самом деле, чрезвычайно важно научиться осознавать содержание темы и основную мысль своего высказывания, поэтому вопрос развития речи учащихся начальных классов остается актуальным и в наши дни. В пояснительной записке к программе «Русский язык» для учащихся начальных классов общеобразовательной школы отмечается ведущая роль развития речи в обучении. Развитие речи является составной частью содержания начального курса обучения русскому языку, что видно из названий основных разделов программы: «Обучение грамоте и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».
Речевая самостоятельность младших школьников невысока, поэтому задача учителя – вооружить ребенка теми знаниями, которые помогут овладеть навыками сознательного отношения к слову, к речи и речевым действиям.
Вопросы развития речи рассматриваются не только в педагогической литературе, но и в лингвистической, психологической. Ученые, работающие в этой области, предлагают различные пути разрешения проблем, связанных с оказанием помощи ребенку в овладении коммуникативными способностями.
Учителей-практиков волнуют вопросы чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться. Вопросы содержания обучения не вызывают особых проблем, так как они отражены в стандартах и программах образования. В педагогической реальности более сложным является поиск эффективных методов и приемов развития речи.
В современной методической литературе широко представлены различные подходы к реализации системы работы учителя начальных классов в этом направлении. Так, например, некоторые ученые (Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.) предлагают работать по трем направлениям развития речи:
1 работа над словом (лексический уровень)
2 работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)
3 работа над связной речью (уровень текста)
Ладыженская Т.А. указывает на важность формирования умений, связанных с осознанием темы, со сбором и систематизацией материала, с совершенствованием написанного.
Рассматривая вопросы методики развития речи, многие ученые, как, например, Марина Сергеевна Соловейчик, подчеркивали важность развития умения ориентироваться в ситуации общения, поскольку целью развития речи является, в конечном итоге, формирование способности ребенка общаться. Развивать речь, говорит Соловейчик М.С., значит, совершенствовать у детей основные виды речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и слушание. Обучение речи в данной системе представлено в виде двух взаимосвязанных направлений:
Совершенствование собственно речевой деятельности (говорения, письма, слушания, чтения)
Формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности
обучение обучение
созданию восприятию
высказываний высказываний
создание восприятие
высказываний высказываний
Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресуется, зачем создается
Умение осознавать свою коммуникативную задачу
Умение планировать содержание высказывания: осознавать тему и основную мысль, намечать ход развития мысли, микротемы, их последовательность, примерное содержание
Умение по заголовку, по началу, по другим внешним признакам (по иллюстрации в книге, по мимике говорящего) предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейшее продолжение.
умение реализовывать намеченный план, т.е раскрывать тему и основную мысль, соблюдая нормы литературного языка.
Умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации. Выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения, микротемы, по ним определять общую тему текста.
Умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения. То есть оценивать содержание с точки зрения темы, основной мысли, последовательности изложения, используемые средства языка; если позволяют условия, вносить исправления в свое высказывание.
Умение осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней; пользоваться приемами совершенствования понимания сообщения (возвращение к прочитанному, выяснение значения незнакомых слов. Постановка вопросов).
Академик Львов Михаил Ростиславович выделяет три группы методов работы над развитием речи: имитативные методы, коммуникативные, методы конструирования текста.
Имитативные методы подразумевают обучение по образцам. Это не формальное заучивание и запоминание. В рамках имитационных методов создается речевая среда для ребенка, в условиях которой проявляется речевая активность субъекта. В данную группу входят следующие методы:
анализ образцовых текстов,
синтез собственных языковых конструкций,
поисковая деятельность - выбор слов и других средств языка,
моделирование образцовых текстов
конструирование по этим моделям предложений и текста,
обобщение, вывод правил,
творческая деятельность: пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.
Так как основная функция языка – быть средством общения, коммуникации, самовыражения, на основании этого выделена следующая группа методов – коммуникативная. Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, учитывает все ступени речевого акта: ситуативную, мотивационную, восприятие собеседником, обратная связь. К данным методам относятся:
диалоги,
споры,
обсуждения,
ролевые игры,
бесед на прогулках и экскурсиях,
создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни,
специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений,
любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний,
рисование картин, ведение записей и дневников,
создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных,
выбор разнообразных жанров - докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы,
«проба пера» - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах.
К третьей группе методов относятся методы конструирования текста, которые связаны с первыми двумя, так как в системе имитативного метода виды текста анализируются и моделируются, после чего по моделям конструируется текст. Львов М.Р. выделяет пять групп приемов данного метода:
·словарная работа
толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивных окрасок в процессе выбора слов для конкретных ситуаций,
работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения,
работа со словарями («словариками») - толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими,
исправление ошибок словоупотребления в устной речи и в письменных сочинениях,
работа над словосочетанием
составление словосочетаний с конкретными словами - для текста или словосочетаний заданного типа,
выверка сочетаемости слов (валентности) на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости,
введение, включение словосочетаний в предложение и текст,
обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки,
приемы работы над предложением
составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов - по теме сочинения, рассказа,
составление предложений заданного типа по схемам-моделям,
распространение предложений, перестройка их структуры,
выражение одной и той же мысли в различных (синонимических) синтаксических вариантах,
интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями,
свободное составление предложений, фраз,
редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении,
логическая группа приемов
работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам,
построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств,
исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мыслей, восполнение пропусков чего-то важного,
упражнения, опирающиеся на теории текста
моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т.е. редактирование своего текста,
отработка типов связи в тексте,
составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров.
В отличие от коммуникативно-творческих сочинений, все упражнения, входящие в систему конструктивных приемов носят учебный, тренировочный характер.
Какими бы ни были подходы к реализации задач обучения и развития речи, важнейшим условием работы должно быть создание специальных речевых ситуаций с конкретным адресатом, обстоятельствами; ситуаций, рождающих у учащихся желание вступать в речевое общение, стимулирующих возникновение определенного коммуникативного намерения. Еще М. Горький говорил: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».
Покажем на конкретном примере реализацию данных условий в процессе обучения.
В наши дни все большее значение приобретает реклама. Рекламируют все: товары широкого потребления, книги, качество выполняемой работы и многое другое. Рекламу можно встретить везде: на экране телевизора, в газете, на рекламном щите. Многие учителя используют составление рекламы на уроках литературного чтения. Мы хотим предложить методику составления афиш и рекламных вкладышей к видеокассетам и DVD при работе над художественными произведениями различных жанров.
Данную работу можно организовать в группе, в паре, индивидуально, можно подключать родителей. Афиши можно изготавливать для приглашения на школьные праздники, концерты.
Для того, чтобы эта работа принесла ожидаемые результаты, необходимо:
1 Проанализировать готовые образцы для выделения основных особенностей данного вида рекламы.
Приведем пример анализа обложки для видеокассеты:
На вкладыше видеокассеты изображены либо главные герои, либо наиболее интересный эпизод. Обязательно дано название произведения. Часто изображают какое-либо изречение главного героя или автора, это может быть восхваление данного объекта: «лучший европейский мультфильм для всей семьи», или «история, которая всегда с тобой», «предназначение этой комедии – покорить мир».
На второй стороне вкладыша расположены основные эпизоды произведения, а также аннотация. Аннотация отличается от той, которую можно найти в книге. Здесь больше прилагательных, характеризующих главных героев: потрясающий, идеальный, отважный, легендарный; или коварный, свирепый. Как правило, аннотация заканчивается многоточием, есть какая-то недосказанность
2. Определить критерии оценивания вкладыша, например:
Оригинальность, эстетическое оформление.
Выбор сюжета для первого листа.
Качество составления аннотации.
3. Моделирование вкладыша.
Для детей с низким уровнем самостоятельности выполнения заданий творческого характера можно разработать памятку:
Определи тему, сформулируй основную мысль произведения в виде предложения, которое можешь использовать для записи на первой странице обложки.
Для изображения рисунка на титульном листе вкладыша определи, кто является главными героями, можешь изобразить их. Можно нарисовать кульминационный момент произведения или интересный эпизод. Не забудь ярко изобразить название произведения, указать автора.
На втором листе напиши аннотацию к произведению - кратко передай содержание. При описании героев или эпизодов используй такие слова, фразы, которые сразу привлекут внимание читателей. Не раскрывай все содержание, должна быть недосказанность, чтобы заинтересовать читателя.
4. Защита вкладышей
5. Анализ работ, оценивание.
Соблюдая аналогичную последовательность, можно проводить работу по составлению афиш к читаемым произведениям, рекламных проспектов.
Данная методика была апробирована в четвертом классе школы №3 г. Павлодара. Данные мониторинга показали, что повысился не только уровень сформированности речевых умений, но и умение работать с текстом. Покажем положительную динамику развития некоторых умений учащихся данного класса:
Проверяемые умения
До использования методики
После использования методики
Умение выделять основную мысль, формулировать ее
62%
98%
Умение составлять аннотацию
Умение использовать в тексте выразительные средства языка
Умение анализировать и оценивать высказывание собеседника
Результаты анкетирования детей показали, что 90% детей выполняли задание с удовольствием, показывали творческие работы друзьям, родственникам.
На данном примере мы показали, что при выборе методов и приемов работы над развитием речи важно важность создания речевой среды при формировании и развитии коммуникативных способностей на уроках русского языка и литературного чтения в младших классах.
Литература
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения – М.: Просвещение, 1993.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1977.